виртуальный клуб Суть времени

Резолюция, как средство борьбы за свои права

Аватар пользователя Михаил Левченко

"Суть времени" - являясь одной из самых активных общественных сил Российской Федерации и всего Нового СССР, часто организует массовые мероприятия.  Митинги, коллективные пикеты и круглые столы помогают выразить мнение больших групп людей, не считаться с которым становится всё труднее и труднее.

Наши товарищи проводят митинги и другие массовые мероприятия не только в Москве. Вот неполный список городов, в которых были проведены митинги и круглые столы участниками движения "Суть времени":

Владимир http://eot33.livejournal.com/13357.html
Новосибирск http://eot-nsk.livejournal.com/59432.html
Хабаровск  http://eot.su/node/12775
Таганрог http://chju.livejournal.com/283245.html
Казань http://eot.su/node/12808
Тольятти http://eot.su/node/12832
Екатеринбург http://eot.su/node/12942
Курган http://eot.su/node/13019
Коломна http://eot.su/node/13098

Между тем, важно не только грамотно организовать митинг, но также важно чётко сформулировать свои требования к правительству и президенту. Рабочая группа "Юридический фронт" предлагает вниманию участников нашего движения методический материал в помощь организаторам митингов и других массовых мероприятий.

                                                                                       *   *    *

РЕЗОЛЮЦИЯ, КАК СРЕДСТВО БОРЬБЫ ЗА СВОИ ПРАВА

«Некругло ведь это выходит, товарищи!»
(Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 15, стр. 94, «Как не следует писать резолюций»)

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, всенародным голосованием 12 декабря 1993 года приняли «КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», Статья 2 которой гласит, что
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
«1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом» (Статья 45).

Скажем прямо, способов этих не много, самые используемые из имеющихся – обращение в суды и правоохранительные органы. Разрешаются таким образом частные вопросы, решения по которым не отражаются на жизни общества в целом.
Поэтому, самым эффективным средством борьбы за свои права, на мой взгляд, является публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (с изменениями на 8 декабря 2011 года)» закреплены права организаторов и участников публичных мероприятий.
«Организатор публичного мероприятия имеет право: организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан.
Участники публичного мероприятия имеют право: участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия; принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации».

Само по себе публичное мероприятие играет роль раздражителя масс, возбудителя общественной активности. Но и только-то. Если организаторы мероприятия не просто «заигрывают» с властью, а преследуют действительно серьёзные цели, направленные на улучшение положения народа и, как следствие – государства, то они обязаны продумать не только сценарий действа, но и составить очень важный по своим юридическим последствиям документ, называемый проектом резолюции.

Согласно Статье 33 Конституции
«Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия».

Следовательно, резолюция – документ, который должен отвечать определённым нормам, необходимым для достижения поставленных мероприятием целей: в ней следует осветить вопросы, волнующие конкретных граждан, выдвинуть требования органам, от которых зависит решение возникших проблем.

Любая резолюция проходит три стадии:

1. Проект резолюции – представляется на неформальное рассмотрение членов организационного комитета самими авторами документа. Он может быть написан в вольной форме или в соответствии с требованиями оформления резолюций ООН.

2. Рабочий документ – документ, официально представленный на рассмотрение в ходе общественного мероприятия. Ему присваивается номер, и только после этого на данный документ можно ссылаться в официальных выступлениях.

3. Резолюция - документ, прошедший по итогам голосования на мероприятии, либо принятый консенсусом.

Текст резолюции делится на три части.

1) В заголовке (шапке) резолюции указывается номер и название резолюции, которое должно содержать наименование публичного мероприятия, лозунг или девиз, под которым оно проводится, время и место его проведения.
Например:
РЕЗОЛЮЦИЯ №
собрания «В защиту семьи, Родины и веры», состоявшегося
15 мая 2012 года на Пушкинской площади в г. Москве

2) Преамбула должна начинаться с подлежащего, наименования участников мероприятия, общественно-политических движений, приглашённых лиц, и т.п., которые принимают резолюцию.
Например:

«Мы, представители движения «Суть времени» и другие представители патриотической оппозиции, пришедшие на альтернативный митинг «Третья сила», заслушали отчёт о выполнении резолюции предыдущего альтернативного митинга на Воробьевых горах…».

Далее должна последовать история вопроса и нынешнее состояние проблемы.
Каждый пункт преамбулы нужно начинать с новой строки, желательно с деепричастия. В преамбуле могут содержаться ссылки на действия, ранее совершённые субъектом мероприятия в связи с данным вопросом, а также на документы и ранее принятые резолюции.
Например:

«…Заявляя о том, что мы являемся политическими противниками нынешнего курса и нынешней власти, противниками криминально-буржуазного развития вообще, сторонниками Красного проекта и воссоздания СССР, мы твердо говорим и о другом…».

При написании преамбулы (или мотивировочной части) не следует углубляться в историю вопроса, превращая текст резолюции в очерк или эссе, необходимо чётко формулировать суть проблемы, очерчивая перспективы, грядущие в случае не устранения негативных моментов.
Например:

«Приватизация водоемов на фоне тотального браконьерства и уничтожения рыбных запасов – вот результаты «реформирования» рыбного хозяйства страны.
Рыбоохрана фактически уничтожена. Штатная численность инспекторов – полторы тысячи человек на всю страну! По действующим нормативам, один инспектор в среднем должен контролировать 1400 км (!) рек или 19 тыс. га (!) озер и водохранилищ!
Действующее рыболовное законодательство (федеральный закон о рыболовстве и бассейновые правила рыболовства) не решает своей главной задачи – сохранение водных биологических ресурсов. Оно на это и не рассчитано. Законодательство разработано с одной единственной целью: позволить бизнесменам собирать поборы с рыболовов-любителей под видом путевок, бесконтрольно эксплуатировать водные биоресурсы и устанавливать на водоемах собственные порядки, не неся практически никаких обязательств…».

3) Фактическая (оперативная) часть должна содержать рекомендуемый план действий, в неё следует включать пути решения проблемы, а не пустые утверждения.
Каждая её часть должна нумероваться, начинаться с глагола, с новой строки, и описывать одно действие, закрываться точкой с запятой. Последовательность действий должна быть логичной.
Например:

«В интересах Российских семей предлагаем:
1) приоритетно финансировать не содержание детей в приютах и патронатных семьях, а, при наличии у них родных отца и матери, - кровные семьи, так нуждающиеся сегодня в поддержке государства;
2) вернуть принудительное лечение от алкоголизма и наркомании по решению суда;
3) сделать доступными детские досуговые центры, кружки и секции, ввести в школах патриотическое и нравственное воспитание;
4) прекратить пропаганду в СМИ насилия, жестокости, разврата, потребительского образа жизни и т.п. Выстроить информационную политику государства, направленную на воспитание уважения к человеку, к семье, к Родине;
5) ограничить международное усыновление детей;
6) подготовить и принять Национальную программу «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, развитие и укрепление семейных традиций в России», направленную на объединение усилий государства, Церкви и общества по возрождению семьи».

Требования должны быть реальными, находящимися в юрисдикции Российской Федерации, предъявлять их нужно, обращаясь к конкретным лицам, от которых зависит их выполнение.
Например:

«…Поэтому мы, граждане России, обращаемся к Президенту и Правительству Российской Федерации.
Мы требуем:

1. отстранить главу Росрыболовства А.А. Крайнего от участия в разработке нормативной базы и регулирования спортивного и любительского рыболовства;
2. инициировать внесение изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части, касающейся спортивного и любительского рыболовства. Для разработки этих изменений создать рабочую группу, включив в нее представителей рыболовной общественности из числа рыболовов, ихтиологов и специалистов рыбного хозяйства;
3. обеспечить широкое обсуждение этих изменений в СМИ, как это было сделано с законом о полиции;
4. закрепить отдельным законодательным актом полный запрет на взимание платы за право ловить рыбу на рыбопромысловых участках для организации спортивного и любительского рыболовства до полного нормативного урегулирования порядка осуществления любительского рыболовства.

После последнего слова оперативной части ставится точка, закрывающая текст резолюции.

Под текстом резолюции ставится дата проведения мероприятия и подписи.
Принятая большинством голосов резолюция может быть подписана представителями (лидерами) общественных объединений - участников мероприятия, и отдельными приглашёнными гостями, или же – всеми участниками акции. Сбор подписей может проходить как во время митинга или собрания, так и после него.

Недостатки, допускаемые при написании резолюций.

Из анализа имеющихся в общем доступе материалов митингов, следует, что самой распространённой ошибкой организаторов публичных мероприятий является их невнимание к формальностям, которое затем отражается на ценности самого документа под названием «Резолюция».

Ни на одном из документов не было указано номера резолюции, несмотря на то, что из преамбулы следовало, что ранее по аналогичным вопросам уже проходило публичное мероприятие, организованное теми же силами. По такой мелочи можно сделать вывод, что документооборот в таком общественном объединении организован плохо, если организован в принципе.

Из заголовка некоторых резолюций невозможно установить, в какое время, где именно проходило мероприятие. Ночное время (например, 00:55 час.), указанное под «шапкой» резолюции, и обозначающее, по всей вероятности, время создания документа на компьютере, вообще позволяет усомниться в факте принятия резолюции именно в ходе публичного мероприятия, а не после оного. В таком случае, легитимность требований от имени определённой группы граждан ничтожна.

Не редки ошибки в написании преамбул.

Некоторые нахрапистые лидеры вещают от имени всего 150-миллионного народа (Мы – граждане Российской Федерации), требуя освободить политзаключённых, о существовании которых не знает 99,99% населения страны. Другие, видимо, страдая от скромности, указывают невозмутимое «мы», не утруждая себя перечислением. Лучший, на мой взгляд, вариант, когда рамки солидаризирующихся будут в документе несколько сужены, по крайней мере, до указания всех общественных объединений, принимающих участие в мероприятии, перечисления приглашённых гостей, и указания численности митинга, которая обычно к началу мероприятия устанавливается организаторами, что придаст документу статус юридически правдивого.

Написание преамбулы – процесс творческий. Тем не менее, нужно предпринимать усилия, и контролировать поток фраз. Некоторые авторы стараются превратить резолюцию в шедевр беллетристики, увлекаясь историей вопроса, начиная с прошлого века. Другие стремятся вместить в одну резолюцию все свои эмоции и мысли, а так же планы на будущее во всех сферах деятельности человека. Нередко преамбула сливается в экстазе с оперативной частью документа так, что невозможно вычленить ни одного требования к лицам, для которых фактически и создавался документ. Наряду с этим, некоторые активисты не утруждают себя разъяснениями, чем именно они не довольны, ограничиваясь в преамбуле указанием на неисполнительность власти.

В некоторых резолюциях требования предъявляются не к тем лицам, от которых зависит решение вопроса. Поэтому перед тем, как выбрать адресата, необходимо выяснить его полномочия.

Не во всех исследованных мною резолюциях имелась нумерация в перечислении предложений и требований. Этот момент необходимо учесть авторам резолюций, поскольку для будущей работы с документом он имеет существенное значение, облегчая работу адресата по исполнению требований. Например, что может написать должностное лицо в своей резолюции на документе исполнителю: «Иванову И.И. – соберите материал для решения вопроса по требованию, указанному в N-ной строке сверху на листе № Х, начинающемуся со слов «…». Как мне представляется, резолюция руководителя: «Иванову Н.Н. – соберите материал по пункту № 3 Требований» намного сократит ожидание ответа.

Таким образом, если организаторы общественного мероприятия желают достичь искомого результата, не ограничиваясь пиар - компанией, они должны заранее продумать свои требования к надлежащим ответственным лицам, и грамотно оформить документ, являющийся одним из самых эффективных средств борьбы граждан за свои права, чтобы ленинское – «Некругло ведь это выходит, товарищи!», - не относилось к резолюциям, выходящим из-под их пера.

М. Градова

Обсудить на форуме