виртуальный клуб Суть времени

Ганс Гаутманн. Вклад Советского Союза в построение системы демократического управления в Австрии в 1945 году.

Аватар пользователя Сиденко Андрей

Маршал Советского Союза Фёдор Иванович ТолбухинНазначение главнокомандующим Третьего Украинского фронта Толбухиным временного правительства Реннера было не просто логическим следствием советского вступления в Австрию, повлекшим за собой восстановление Австрийской Республики в границах 1937 года, но также шагом, заложившим решающее основание для реставрации независимого, самостоятельного, но, главное, единого австрийского государства. Для Советского Союза назначение австрийского правительства означало не просто облегчение решения задач на занятой территории, это было далеко заметным сигналом фактического отделения Австрии от немецкого Рейха, одной из целей войны антигитлеровской коалиции, закрепленных Московской Декларацией.

Read More

 

Назначением правительства Реннера Советский Союз особо подчеркнул свою позицию в тлевшей тогда среди западных «сильных мира сего» дискуссии о будущем Австрии с ключевыми словами «План Дунайской Федерации», обозначив проблему как окончательно решённую. Вместе с тем, следует отметить, что всякий общественный деятель, отозвавшийся в апреле 1945 года на советское предложение о создании временного правительства, действовал патриотически в глубочайшем смысле этого слова, потому что ставил интересы Австрии выше тех планов, которые позднее, в годы холодной войны, могли бы привести к расколу нашего государства.

 

Karl RennerТаким образом, назначение правительства Реннера имело исключительную значимость как для сохранения единства Австрийского государства, так и для его положения на международном уровне. Нельзя также оставить в стороне соответствие базовым принципам демократии и антифашистскую направленность, а напротив, необходимо также принять во внимание построение во взаимодействии с советскими оккупационными властями новых демократических управляющих органов – органов, обеспечивших функционирование лежащего в руинах хозяйства и механизмов государственного управления.

 

Общее направление и рамки оккупационной политики были заданы Ялтинской Декларацией об освобождённой Европе, в которой три основных силы антигитлеровской коалиции договорились о содействии «народам, освобождённым от господства нацистской Германии, и народам бывших государств-сателлитов оси в Европе при разрешении ими демократическими способами их насущных политических и экономических проблем». Кроме того, в Ялтинской Декларации провозглашалась поддержка такому переустройству национальной экономической жизни, которое должно было позволить освобождённым народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору, в том числе и временные правительства, в которых должны были быть представлены демократические элементы.

(http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/War_Conf/krim12_1.htm)

 

Основываясь на этом принципиальном решении, командующий 3-м Украинским фронтом маршал Толбухин за несколько дней до пересечения границы Австрии издаёт «Временное положение о военных комендатурах на занятой советскими войсками территории Австрии». Согласно этой директиве, во всех крупных населённых пунктах и городах должны были быть организованы комендатуры, готовые, как говорилось, руководствоваться «в своей работе Московской Декларацией». Главным пунктом предписаний для советских сельских и городских комендантов была задача скорейшей передачи управления страной в руки местных гражданских властей. Назначались старосты и бургомистры, которые, в свою очередь, сами формировали органы местного самоуправления. Эти назначения производились в первые же дни, а иногда и в первые часы после взятия города или деревни. На примере Вены известно, что в районах, занятых Красной Армией, местным антифашистам сразу же поручали управление экономикой, распределением продуктов и жилья, а также руководство культурной жизнью, в то время, как в других районах города ещё шли ожесточённые бои.

(http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1139698)

(http://ru.wikipedia.org/wiki/Московская_декларация_1943_года)

 

В целом можно констатировать, что восстановление органов управления было завершено советскими комендантами за время непосредственных боевых действий на территории Австрии. В некоторых районах, которые Красная Армия заняла уже после 23 апреля – с этого дня до капитуляции Германии 8 мая 1945 года линия фронта в Австрии оставалась практически неизменной – образование гражданских органов самоуправления происходило в большинстве случаев уже усилиями австрийских инстанций, районных управ или местных жителей.

 

В основу «Временного положения» маршала Толбухина и образования гражданских органов власти с советской стороны были положены следующие принципы:

 

  1. Ликвидация НСДАП и её первичных организаций.

  2. Отмена всех нацистских законов.

  3. Обеспечение нормальной деятельности торговых и промышленных предприятий.

  4. Восстановление больниц, школ, предприятий коммунального хозяйства и тому подобных учреждений.

  5. Контроль над сельскохозяйственными предприятиями во избежание дальнейшего обострения критической ситуации с продовольственным снабжением.

 

При рассмотрении этой темы необходимо учитывать, что военные действия постепенно расстраивали национал-социалистическое управление, пока, в конце концов, не привели к его полному крушению. И в области управления возник вакуум, который нужно было безотлагательно заполнять. Определяющим для этого – даже по сегодняшним меркам – поразительно быстрого восстановления австрийского самоуправления в 1945 году, были, несомненно, как меры, принятые советскими оккупационными властями, так и инициативы австрийских антифашистов, частично взявших на себя образование управляющих центров нижнего звена, но прежде всего тот факт, что за короткое время была развернута деятельность демократических партий, таких как Австрийская Народная партия, Социалистическая партия Австрии и Коммунистическая партия Австрии.

 

Восстановление австрийского самоуправления может быть проиллюстрировано двумя примерами: примером службы безопасности в Вене и примером построения гражданского управления в Нижней Австрии.

 

  • Вена

В сфере обеспечения безопасности создалось такое положение, что большинство нацистских служащих и офицеров полиции при приближении советских войск переместились на запад, остальные полицейские оставили службу во время боевых действий и скрылись, выбросив форму. Таким образом, в Вене сразу после её освобождения не было никакой организованной службы общественной безопасности.

 

Единственной силой, обладающей авторитетом и способностью поддерживать порядок в районе города Вены, была Красная Армия. Её коменданты на местах назначили бургомистров в городских районах и создали районные полицейские участки.

 

Для объединения служб гражданского управления 17 апреля 1945 года генерал в отставке Теодор Кёрнер был назначен бургомистром, и в тот же день для координации служб безопасности была создана «Полицейская вспомогательная служба комендатуры города Вены». Начальником полиции комендант города генерал-лейтенант Благодатов назначил Рудольфа Гаутманна, антифашиста, который был испытан Красной Армией в качестве руководителя хозяйственных служб Зиммеринга –11-го района города Вены.

 

Бургомистр Кёрнер выделил Вспомогательной полицейской службе в качестве временной дислокации здание в Вене на Герренгассе, и 20 апреля 1945 года в нём состоялось первое заседание в присутствии советского связного офицера капитана Комарова. На нём были определены задачи Вспомогательной полицейской службы:

 

  1. подбор нового, демократического кадрового состава;

  2. определение мер по поддержанию спокойствия и порядка и по защите от мародёрства;

  3. розыск и взятие под стражу бывших нацистских лидеров, СС-овцев, агентов гестапо и военных преступников;

  4. начало работы по созданию униформы, определению размеров оплаты и вооружению работников Вспомогательной полицейской службы;

  5. установление наблюдения и охрана предприятий и важных хозяйственных объектов.

 

Сотрудникам Вспомогательной полицейской службы было предписано «не схематизировать и не бюрократизировать своих задач, а выходить наружу, чтобы сохранять чувство причастности к населению». Вспомогательная полицейская служба прилагала усилия к выстраиванию единой системы органов безопасности, и потому приглашала в качестве сотрудников и советников бывших работников Полицейского Управления Вены, уволенных или преследовавшихся нацистами.

 

Таким образом удалось в течение нескольких дней создать организационный каркас. С целью предотвращения мародёрства было создано «тревожное соединение» численностью в 400 человек с постоянной оперативной готовностью. Отделу кадров была поставлена задача при наборе сотрудников предъявлять строгие требования и отстранять всех, кто не соответствовал им с профессиональной или моральной точки зрения. Розыскной службе предписывалось выявление и регистрация национал-социалистов. Эта служба стала предшественницей созданного позднее Управления государственной полиции.

 

Советские оккупационные власти оказывали Вспомогательной полицейской службе поддержку самыми разнообразными способами. Они предоставили ей в качестве единой униформы 5000 предметов одежды, изъятых у немецких полицейских и военных частей. Из части «майского продуктового пожертвования» Красной Армии сотрудники Вспомогательной полицейской службы обеспечивались питанием в централизованных кухнях и продуктовыми пайками. Часть бесхозных машин, стоящих на улицах Вены, была предоставлена в пользование Вспомогательной полицейской службе. По взаимному согласию с советской комендатурой и Национальным комитетом по лагерям Вспомогательной полицейской службой было организовано скорейшее возвращение в родные страны узников концлагерей, военнопленных и угнанных на принудительные работы людей иностранного происхождения.

(http://inoforum.ru/inostrannaya_pressa/1000_tonn_goroha_dlya_veny/)

 

Деятельность Вспомогательной полицейской службы, которая, с правовой точки зрения, была вспомогательной организацией советской комендатуры, закончилась 13 мая 1945 года после вступления в силу принятого правительством Реннера переходного Конституционного закона, в результате чего Конституция 1929 года оказалась вновь действующей. Место этой службы заняла провозглашенная 13 июня 1945 года воссозданная Дирекция венской полиции. Большая часть из 7200 сотрудников Вспомогательной полицейской Службы – 6800 человек – были приняты в штат новой Дирекции и встроены в силовой аппарат.

 

  • Нижняя Австрия

Для понимания практики передачи властных полномочий советскими военными ведомствами особенно важен пример Нижней Австрии.

 

В недели, предшествовавшие 8 мая 1945 года, Нижняя Австрия распалась на две своеобразные зоны: зону, уже освобождённую советскими войсками в тяжёлых боях, и зону, занятую только после безоговорочной капитуляции немецкого вермахта 8 мая. Для первой зоны воплощалось то, что уже было сказано по поводу общей советской практики при передаче управляющих полномочий: советские коменданты назначали, насколько возможно быстро, бургомистра, то есть осуществляли прямое влияние на представление главы населенного пункта. Так же быстро решения принимались и на уровне страны. Уже 13 апреля 1945 года Леопольд Фигль и Оскар Хельмер как представители двух крупнейших партий в прежнем парламенте взяли в нижнеавстрийском Ландтаге (в парламенте федеральной земли Нижняя Австрия – прим. ред.) в свои руки инициативу по восстановлению руководства этой федеральной землёй. 17 апреля они представили Городскому коменданту Вены генерал-лейтенанту Благодатову ходатайство об образовании временного комитета федеральной земли, которое Благодатов днём позже одобрил.

 

Из этого видно, что советские военные органы постоянно держали в поле зрения две цели. Первой была забота о создании центральных правительственных и административных органов, состоящих из представителей демократических партий, второй целью было создание на нижнем уровне местных органов управления, которые были в состоянии решать текущие проблемы.

 

Для определения состава среднего административного уровня, то есть уровня районных управ, с советской стороны давались, напротив, лишь общие установки, выбор конкретных лиц оставался за австрийцами. Именно так действовали, например, в той части Нижней Австрии, которая была занята уже после 8 мая 1945 года.

 

Три дня спустя, 11 мая 1945 года маршалы Толбухин и Малиновский официально отдали гражданское управление в Нижней Австрии австрийцам, вернув таким образом населению Нижней Австрии самоуправление.

 

В учреждённом 12 мая 1945 года временном Земельном Комитете Леопольд Фигль от Народной партии занял должность главы федеральной земли, Оскар Хельмер от Социалистической партии – пост его 1-го заместителя, а Отто Мёдлагль от Коммунистической партии – пост 2-го заместителя. Земельный Комитет взялся за ряд важнейших задач. К самым важным из них принадлежали питание населения, улучшение катастрофической ситуации с транспортом, обстановка в области охраны порядка, информирование населения и восстановление администрации на уровне районных управ и общин.

 

Положение с питанием в Нижней Австрии весной 1945 года было очень тяжёлым, потому что важные аграрные районы стали театром военных действий, а немецкие войска либо увезли на запад, либо уничтожили все запасы продуктов. Оставшиеся склады в ходе военных действий были конфискованы советскими войсками, и Земельный Комитет стремился получить разрешение на распределение продуктов среди гражданского населения. Необходимые для этого переговоры с советскими военными ведомствами в большинстве случаев сопровождались успехом. Летом 1945 года ситуация заметно улучшилась в результате энергичных мер, предпринятых Земельным продуктовым комитетом и районными продуктовыми комитетами, благодаря гарантии урожая, на что были направлены усилия советских ведомств, а также тесной кооперации между Веной и Нижней Австрией в сфере снабжения продуктами.

 

В сфере транспорта усилия Земельного Комитета были направлены на получение возможности распоряжаться автомобилями, чтобы, с одной стороны, разрешить критическую ситуацию со снабжением питанием в густонаселённых районах, а с другой стороны, обеспечить регулярные контакты администрации с подчинёнными учреждениями. Поэтому одним из первых шагов Земельного Комитета в этом направлении были переговоры с советскими ведомствами о получении права распоряжения бесхозными автомобилями. Автомобильное управление 3-го Украинского фронта удовлетворило это ходатайство 9 июня 1945 года и разрешило австрийским учреждениям забирать для гражданских нужд все автомобили без владельцев. Огромное значение для улучшения транспортной ситуации имело восстановление советскими сапёрными частями мостов через Дунай и железнодорожных путей.

 

В области охраны порядка в Нижней Австрии, в отличие от Вены, где очень быстро была организована Вспомогательная полицейская служба, заполнение вакуума, образовавшегося в результате крушения нацистского режима, надёжными людьми потребовало несколько больше времени. Шагом в этом направлении было создание Нижнеавстрийской дирекции по охране порядка в соответствии с принятым в июле 1945 года правительством Реннера законом о передаче власти немецкими учреждениями австрийским. Глава Нижнеавстрийской дирекции по охране порядка Франц Байер работал над восстановлением жандармерии и полиции в полном взаимопонимании с советскими учреждениями, как правило, с ответственным за нижнеавстрийские вопросы генерал-лейтенантом Морозовым.

 

В области информирования населения наиболее срочной задачей было создание информационного бюллетеня временного Земельного Комитета, чтобы обеспечить организацию управления по единым нормам даже в удаленных регионах Нижней Австрии. Так была организована еженедельная газета «Официальные известия временного Земельного Комитета Нижней Австрии», которая не ограничивалась отражением официальных сообщений, но публиковала важные для Нижней Австрии политические и хозяйственные новости. Подобно газете «Новая Австрия», она издавалась с участием Народной партии, Социалистической партии и Коммунистической партии. Когда глава Нижней Австрии Фигль представил 20 мая 1945 года генерал-лейтенанту Морозову ходатайство об издании «Официальных известий», он просил предоставить цензора от Красной Армии, на что Морозов ответил, что у него нет возражений против издания подобного бюллетеня, и что поскольку «это вопрос гражданского управления», цензура со стороны советских оккупационных властей не требуется, и предложил Земельному Комитету решать этот вопрос самостоятельно. «Официальные известия» имели огромное значение для построения единого управления Нижней Австрией, потому что из них бургомистр, районные власти и временные комитеты на местах регулярно получали информацию о вновь принятых законах и предписаниях.

 

Уже летом 1945 года Земельный Комитет смог официально заявить, что, дословно, «при чуткой поддержке» Красной Армии удалось добиться функционирования административного аппарата Нижней Австрии и проделать наиболее трудную часть этой первопроходческой работы.

 

  • Основные черты советской политики в Австрии

1. Советская политика в Австрии в 1945 году на вопрос, будет ли Австрия «побеждённой» или «освобождённой» страной, сделала однозначный акцент на миссии освобождения. Этим она отличалась от позиции Западных государств, которые рассматривали Австрию скорее как побеждённую страну, и от их плана, предусматривающего длительный процесс демократизации под союзническим военным контролем, и который вёл к созданию собственного австрийского правительства и самостоятельного управления только в последней своей фазе.

 

2. Советский образ действий в Австрии заметно отличался от такового в Германии. В то время, как советская военная администрация в своей оккупационной зоне в Германии сама устанавливала немецкие централизованные органы власти, в Австрии эта задача была в компетенции австрийских органов. В то время, как в Вене и Нижней Австрии административные органы очень рано зажили своей жизнью и получили сравнительно большую долю самостоятельности, а также очень быстро получили от советских органов административный суверенитет, в Германии управляющие органы в 1945 году оставались вспомогательными по отношению к советской военной администрации и не имели самостоятельных властных полномочий.

 

3. В Австрии Советский Союз придерживался практики, уже опробованной в других освобождённых странах восточной и южной Европы, а именно: как можно более быстрой передачи ответственности за управление в освобожденных районах местным представителям. Эта практика была мотивированной как политически, так и с военной точки зрения. Политически, потому что игнорирование или отбрасывание демократических инициатив местного населения противоречило бы миссии антигитлеровской коалиции по поддержке освобождённых европейских народов в искоренении фашизма и нормализации повседневной жизни; с военной точки зрения обусловленной эта практика была, потому что советская сторона не желала нагружать себя обширными задачами военного управления, а старалась освободить офицеров Красной Армии для чисто военных задач. Эта концепция, разработанная центральной фигурой тогдашней советской политики в Австрии генерал-полковником Желтовым, членом военного совета 3-го Украинского фронта, была направлена на создание простой административной системы и немедленного сокращения деятельности военных комендатур при начале работы австрийских районных администраций. При выборе старост, деревенских старост, бургомистров, районных глав не было никакого произвола, напротив, принимались кандидатуры, предложенные австрийской стороной.

 

4. Австрийские историки, которые в последние годы рассматривают время оккупации в своих книгах и статьях, едины в одном: в том, что советские военные власти проявляли к правительству Реннера и другим инстанциям, необходимым для восстановления Австрии, куда более либеральное отношение, чем западные союзники в своих зонах оккупации. Это отношение изменилось лишь осенью 1945 года, после создания Союзнической комиссии по Австрии, которая, в соответствии с ростом напряжённости в межсоюзнических отношениях и на основании 1-го контрольного соглашения, привела австрийское управление во всех зонах оккупации к определённому регламенту. Сюда относилось обязательство составлять регулярные отчёты для советской комиссии в Нижней Австрии обо всех политически значимых событиях и требование советских инстанций информировать об именах всех людей, занимавших государственные должности.

 

  • Вывод

Какие последствия имели названные принципы и отличительные черты советской политики в Австрии в 1945 году?

 

Поскольку формирование централизованных административных органов было предоставлено правительству Реннера, управление было с самого начала передано австрийским высшим инстанциям, которые смогли повести себя более гибко, чем забюрократизированное надзорное ведомство союзников. Австрия, благодаря назначению правительства Реннера, выиграла несколько месяцев для начала восстановления. Благодаря советской инициативе сложилась выигрышная ситуация, потому что временное правительство Реннера смогло приступить к реорганизации демократических институтов, и таким образом федеральные земли и общины смогли получить демократические представительные органы раньше, чем это случилось бы в результате одних лишь усилий союзников или под эгидой объединённого военного правительства.

 

В отношении всего вышесказанного следует учитывать, что положение, сложившееся в 1945 году, не позволяло управления в привычном смысле. То время не было временем бюрократического администрирования, позволяющим отвлечённо указывать из-за письменного стола. Необходимо было брать всё в свои руки, импровизировать, выказывать организационный талант, нужно было начинать с самого простого и элементарного и, как в любом построении нового, вначале закладывать фундамент. Управление в то время означало поддержку теснейшего контакта с людьми в сёлах и городах, на предприятиях, заводах и фермах. Управление в то время означало также – побудить к деятельности каждого в отдельности и привести людей к взаимодействию на основе демократического сотрудничества для выполнения необходимых мероприятий. Тот факт, что это во многом в те дни удалось, свидетельствует, насколько антифашисты были настроены на прорыв, исполнены осознанной веры в новую Австрию.

 

Всё это было бы идиллическим взглядом, если бы можно было все сложности 1945-го года, в том числе те, что были между советскими оккупационными властями и австрийскими административными учреждениями, упустить из виду или вообще оспорить. Однако они бледнеют перед той великой работой, что была совершена обеими сторонами в те недели и месяцы. Так видел это и Карл Реннер, отвечавший в своем интервью «Австрийской газете» 22 сентября 1945 года на вопрос, в чём он видит главный успех работы, проделанной правительством. Реннер сказал:

 

«Австрийский народ был в апреле 1945 года народом без государства, без управления и юрисдикции. Сегодня государственная организация полностью восстановлена и обеспечивает общественное спокойствие и порядок, насколько это позволяют последствия войны. Австрия показала себя созревшей для самоуправления».

 

На второй вопрос, какую помощь при восстановлении Австрии оказала Красная Армия, Карл Реннер ответил:

 

«Мы обязаны ей тем, что каждому региону, свободному от военных действий, было доверено гражданское самоуправление. Разумеется, оккупационные власти являются, по закону военного времени, главным хозяином в стране, но она (Красная Армия – прим. пер.) облегчила нам исполнение наших правительственных обязанностей и поддержала нас в этом всеми способами».

Источник:
http://rugraz.net/index.php/ru/istoricheskoe-dosto...

Пер. с нем. Е.Мартысевич

 ***

Ганс Гаутманн
Проф.Ханс Хаутман.

Профессор истории, с 1996 по 2005 годы возглавлял Институт новой и новейшей истории Университета Линца, автор многочисленных публикаций. Лауреат Государственной премии Виктора Адлера 1988 года за исторические исследования.

Специализируется на истории Австрии между двумя мировыми войнами, истории движении Сопротивления. Несколько лет работал в Архиве документов австрийского движения Сопротивления. С 1993 по 2005 года возглавлял Ассоциацию архивов и библиотек «Общество Альфреда Клара».

 

Один из крупнейших специалистов Австрии по эпохе 30-40-х годов.

 

Опубликовано с разрешения автора.