виртуальный клуб Суть времени

Правовые основания для организации добровольной народной дружины в современных условиях

Источник  lawfront.su

"Надо идти туда, где беда. Надо идти в гибнущие города, надо идти в гибнущие поселки. Надо идти туда, где реально надо спасать людей. Надо и спускаться из вашей, иногда очень трудной жизни, спускаться в ад. В этом ваша миссия. Рядом с вами ад. Спуститесь туда и выведите оттуда людей. Это ваша задача, и нет других задач."
С.Е. Кургинян

Рабочая группа "Юридический фронт" предлагает вниманию участников движения "Суть времени" и других патриотических объединений вводный материал, рассказывающий о возможностях создания и функционирования добровольных народных дружин, опираясь на советский опыт и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Мы уверены, что при правильной организации граждан, возможно не только значительно снизить количество мелких правонарушений, но и эффективно противодействовать общей тенденции регресса и криминализации всех сфер деятельности современного российского общества. Наша задача объединить людей совместной деятельностью, прежде всего там, где вообще невозможно достичь успеха в одиночку.
В добрый час, товарищи!

Добровольная народная дружина (ДНД) - добровольное формирование граждан, создаваемое для оказания содействия правоохранительным и иным государственным органам в охране общественного правопорядка.

Кузьмин Дмитрий Геннадьевич
юрист,
участник рабочей группы
"Юридический фронт"

В настоящее время на федеральном уровне деятельность народных дружин законодательно не урегулирована (Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" признан утратившим силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 года "Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка").

Ряд норм, позволяющих создать народную дружину, содержится в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":
- в силу п.33 ч.1 ст.14 - создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка отнесено к вопросам местного значения поселения;
- в п.37 ч.1 ст.16, согласно которому к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;
- ч.2 ст.17 - где установлено, что органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных пунктами 7.1-9, 15 и 19 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, и вопросов местного значения городских округов, предусмотренных пунктами 7.1-11, 20 и 25 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона. К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки. К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.
В связи с указанным, для создания ДНД, в первую очередь, необходимо 2 условия:
1) наличие нормативных правовых актов, регулирующие деятельность ДНД на уровне субъекта Российской Федерации (по состоянию на 2011 год подобные акты были приняты в 62 субъектах РФ);
2) наличие нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ДНД на уровне отдельных муниципальных образований (городских, сельских поселений).
Так, в Липецкой области действует закон Липецкой области от 6 июня 2007 года №63-ОЗ «О народных дружинах в Липецкой области», на основе которого Органы местного самоуправления принимают положения о ДНД и положения о штабе ДНД.
В случае если деятельность ДНД не урегулирована, то определённые возможности для организации ДНД имеются. Так, если отсутствует закон, есть возможность обратиться в законодательный орган субъекта или орган местного самоуправления с предложением принять соответствующий закон. Кроме того, возможно обращение в прокуратуру (отдельные примеры имеются, когда прокуратура проводит проверку по соблюдению законодательства, после чего обращается в суд с требованиями обязать соответствующее муниципальное образование принять нормативные акты).
Действующее законодательство также не запрещает создание ДНД в виде общественного объединения. Положения, обязывающие полицию сотрудничать с общественными объединениями, закреплены в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", однако данные положения сформулированы достаточно обобщённо:
- ч.3 ст. 1 - полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав;
- ч.2 ст. 3 - полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции;
- ч.1-3 ст.10 «Взаимодействие и сотрудничество»: Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами; Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.
 

Деятельность ДНД

Исходя из сравнения законов субъектов РФ, регулирующих деятельность ДНД, можно сделать вывод, что законы не слишком сильно отличаются между собой, поэтому вполне возможно рассмотреть вопрос деятельности ДНД на примере Липецкой области.
Народные дружины создаются в муниципальных образованиях по инициативе граждан. В дружину принимаются граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста (возрастной критерий встречается не во всех законах), проживающие на территории области, способные по своим деловым, моральным качествам и состоянию здоровья выполнять обязанности народного дружинника (в ряде законов указаны обстоятельства, препятствующие вступлению в народную дружину: лица, имеющие судимость, состоящие на учете у врача нарколога и психиатра; недееспособные; лица, привлекающиеся к уголовной ответственности).
Основными задачами ДНД являются:
- участие в обеспечении правопорядка в общественных местах, в том числе при проведении массовых общественно-политических, спортивных и культурно-зрелищных мероприятий;
- участие в мероприятиях по предупреждению и пресечению правонарушений;
- участие в обеспечении безопасности дорожного движения;
- участие в организации помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, а также находящимся в беспомощном состоянии;
- участие в поддержании общественного порядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;
- участие в иных мероприятиях, связанных с охраной общественного порядка (например содействие правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений, в том числе по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).
Основные права народного дружинника:
- требовать от граждан и должностных лиц соблюдения установленного общественного порядка;
- сопровождать в медицинские учреждения либо дежурные части органов внутренних дел лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения, либо лиц, совершивших правонарушения;
- беспрепятственно входить в клубы, на стадионы, в кинотеатры, другие общественные помещения для преследования лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается правонарушение или произошел несчастный случай;
- пользоваться безвозмездно в случаях, не терпящих отлагательства, для связи с правоохранительными органами или постоянно действующими органами, указанными в п. 1 ст. 3 Закона, телефонами, принадлежащими организациям независимо от форм собственности;
- осуществлять контроль за выполнением водителями транспортных средств и пешеходами Правил дорожного движения;
- оказывать содействие сотрудникам правоохранительных органов в проверке у граждан, нарушающих общественный порядок, документов, удостоверяющих личность
- при пресечении правонарушений оказывать содействие сотрудникам милиции по изъятию у нарушителей орудий их совершения и передавать их в ОВД в соответствии с действующим законодательством.
Основные обязанности народного дружинника:
- соблюдать требования действующего законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, проявлять корректность и выдержку при обращении к гражданам и должностным лицам, не совершать действий, ущемляющих честь и достоинство человека и гражданина;
- при обращении к гражданам и должностным лицам представляться им и предъявлять по их требованию удостоверение народного дружинника;
- знать права и обязанности народного дружинника, изучать формы и методы предупреждения и пресечения правонарушений, постоянно совершенствовать свои правовые знания, повышать уровень специальной и физической подготовки;
- своевременно сообщать о выявленных, ставших известными или готовящихся правонарушениях в правоохранительные органы;
- принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от правонарушений или от несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
- не разглашать оперативную и иную служебную информацию о деятельности правоохранительных органов, ставшую ему известной в связи с осуществлением деятельности по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, а также сведения, относящиеся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, если иное не установлено законодательством;
- выполнять законные требования сотрудников правоохранительных органов при выполнении обязанностей по охране общественного порядка.
ДНД решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти области, органами местного самоуправления, правоохранительными органами. Органы муниципального образования могут создавать штаб, или иной постоянно действующий орган для взаимодействия с правоохранительными органами (организация совместных дежурств, рейдов, патрулирования). Органы местного самоуправления учреждают символику (удостоверение, нагрудный знак), обеспечивают финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности ДНД, могут принимать меры социальной защиты народных дружинников (страхование), применять меры поощрения (морального и материального плана).

Проблемы правового статуса ДНД

Основной проблемой в деятельности ДНД является то обстоятельство, что отсутствует соответствующий федеральный закон (проект закона внесён в Государственную Думу РФ).
Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ст. 213 «Хулиганство», ч. 2 которой предусматривает хулиганство, связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка.
Ч. 2 ст. 20.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.
В данных случаях народного дружинника можно отнести к «иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка».
Иных видов ответственности за противоправные действия в отношении народных дружинников действующее федеральное законодательство не содержит.
Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях содержит ст. 8.13. «Неповиновение законным требованиям народного дружинника» - Неисполнение законных требований народного дружинника при исполнении им обязанностей по охране общественного порядка, а равно воспрепятствование его законной деятельности в иной форме.
В то время как Уголовный кодекс РСФСР прямо в ст. 191.2 устанавливал уголовную ответственность за посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника, в ст. 191.1 - закреплял уголовную ответственность за сопротивление народному дружиннику и оскорбление народного дружинника (ст. 192.1). Кодекс РСФСР об административных правонарушениях предусматривал в ст.165 административную ответственность за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию народного дружинника.
Закон Липецкой области (и некоторые законы других субъектов РФ) содержат такое право народных дружинников: "сопровождать в медицинские учреждения либо дежурные части органов внутренних дел лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения, либо лиц, совершивших правонарушения". Однако законодательство РФ не содержит понятия «сопровождение», Уголовно-процессуальный кодекс содержит понятие «задержание», а кодекс об Административных правонарушениях «доставление» и содержат исчерпывающий перечень органов, должностные лица которых, могут применять указанные меры принуждения, народных дружинников среди них нет. По этой причине народные дружинники могут быть наделены лишь правом оказывать содействие сотрудникам этих органов в доставлении (принудительном препровождении) лиц, нарушающих общественный порядок, совершающих или совершивших правонарушение.
Возможно отчасти поэтому на территории Липецкой области дружинники исполняют обязанности по охране общественного порядка только совместно с сотрудниками отдела внутренних дел или участковыми уполномоченными (в законе Липецкой области при перечислении прав народных дружинников указано «при исполнении ими совместно с сотрудниками правоохранительных органов обязанностей по охране общественного порядка», таким образом получается что самостоятельных прав народных дружинник не имеет). В положениях о ДНД других регионах допускается патрулирование как совместно с органами внутренних дел так и силами ДНД.
Поскольку выявление и раскрытие преступлений является прерогативой правоохранительных органов, то в положениях о ДНД всегда указывается то, что целями деятельности народных дружинников является «содействие правоохранительных органам в охране общественного порядка, участие в предупреждении и пресечении правонарушений». В случае, если народный дружинник станет свидетелем совершения преступления, то предотвращение преступления и задержание преступника не является его прямой обязанностью, а можно назвать его действия «гражданской позицией» народного дружинника. Соответственно правовое регулирование в данном случае осуществляется исходя из общих начал Уголовного права. В этой связи людям, желающим стать народными дружинниками, надо ознакомиться с главой 8 Уголовного кодекса РФ «Обстоятельства, исключающие преступность деяния» и с комментариями к ней (я бы посоветовал под редакцией В.М. Лебедева).
И ещё одно небольшое дополнение: на массовых мероприятиях, а также при патрулировании иногда рядом с сотрудниками полиции можно увидеть сотрудников частных охранных предприятий, у которых лично я никогда не видел так называемых спецсредств (электрошокеры, газовые баллончики, травматическое оружие). Дело в том, что согласно ст. 3 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N150-ФЗ "Об оружии" указанные предметы относятся к оружию самообороны, и в случае его применения при патрулировании в составе ДНД могут возникнуть большие вопросы к лицу, применившему такое оружие.

Заключение

В заключении хотелось бы привести несколько выдержек из Постановления Липецкого областного Совета депутатов от 30 июня 2011 года N 1663-пс "О результатах мониторинга Закона Липецкой области "О народных дружинах в Липецкой области".0
В данном постановлении отмечается, что анализ результатов практики осуществления прокурорского надзора на территории Липецкой области позволил сделать вывод о том, что ещё не везде возможности указанных общественных формирований используются на достаточном уровне. При их комплектовании нередко не соблюдается принцип добровольности. Местными администрациями не всегда принимаются надлежащие меры к созданию соответствующих условий для успешной работы народных дружин и др.
В целом отмечается низкий уровень взаимодействия между органами местного самоуправления и органами внутренних дел и в части осуществления работы по созданию условий для деятельности народных дружин. Об этом, в частности, свидетельствует то обстоятельство, что в ходе мониторинга Закона о народных дружинах органами местного самоуправления муниципальных районов области и УВД по Липецкой области представлены разобщённые количественные данные о численности организованных в области ДНД и лиц, входящих в них.
В ходе проведённого опроса сотрудников органов внутренних дел выяснилось, что большинство сотрудников органов внутренних дел не знают содержания Закона о народных дружинах, но считают, что народные дружины могут оказывать существенную помощь полиции в охране общественного порядка, однако при этом лишь половина сотрудников использует эту помощь в своей деятельности. Почти четверть опрошенных (18%) не имеют представления о деятельности народных дружин в Липецкой области. 23% ранее никогда не слышали о Законе Липецкой области "О народных дружинах" и лишь 12% знают о наличии данного закона и имеют представления о его содержании. В то же время 75% опрошенных ответили, что народная дружина может оказывать существенную помощь полиции в охране общественного порядка. Однако используют в своей деятельности помощь членов народных дружин только 52% сотрудников, принявших участие в опросе.
В результате реализации Закона о народных дружинах силами общественных формирований в 2009 году раскрыто 243 преступления, в 2010 году - 206; в 2009 году пресечено 5345 административных правонарушений, в 2010 году - 5058; в 2009 году задержано 4368 правонарушителей, в 2010 году - 3793 (в т.ч. преступников в 2009 году - 144, в 2010 году - 148).
Практика реализации Закона о народных дружинах на территории муниципальных районов Липецкой области различна: в отдельных районах получен определённый положительный опыт, который может быть воспринят иными районами, но в большинстве муниципальных образований существование народных дружин имеет формально декларативный характер.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать простой вывод, что всЁ зависит от самих граждан (там где граждане проявляли активность - ДНД действовали эффективно, вплоть до случаев, когда ДНД на частных предприятиях, осуществляло тесное взаимодействие с органами внутренних дел), будет ли у них, в первую очередь, желание активно участвовать в обеспечении правопорядка в их собственном городе или сельском поселении, чтобы сделать свою жизнь и жизнь своих близких безопасней.

Обсудить на форуме