виртуальный клуб Суть времени

ПЕРЕВОД: Как США могут снова определить облик будущего

'CNN', США
Как США могут снова определить облик будущего
Автор: : Патрик Доэрти 
Дата публикации: 28-11-2012


Соединённым Штатам необходимо справиться с такими трудностями, как изменение климата и разрушение инфраструктуры, чтобы занимать лидирующее положение в мире, говорит Патрик Доэрти

От редакции: Патрик Доэрти является заместителем директора Программы исследований в области национальной безопасности Фонда «Новая Америка» и автором готовящегося отчёта «Глобальная стратегия Соединённых Штатов Америки».
 
(CNN) Вашингтон полностью поглощён темой финансового обрыва. В Дохе (Катар) мировые лидеры ведут переговоры по поводу глобальных изменений климата. Федеральный долг и проблема выбросов углекислого газа и вправду являются проблемами первостепенной важности, стоящими перед нацией. Однако это ― лишь начало.

Туман предвыборных кампаний рассеялся и стало понятно, что перед Америкой стоит целый ряд проблем ― от экономической конкуренции с Китаем до обеспечения жильём массово выходящих на пенсию представителей поколения «бэби-бума».

Однако на эту ситуацию можно посмотреть иначе. Решительный подход к глобальным проблемам нации, подкреплённый рыночным потенциалом мощных демографических сдвигов в стране и за её пределами, может дать возможности, невиданные за всю историю Америки.

Итак, перед нами стоят четыре крупных проблемы:

  •  За последние 20 лет семьи, бизнес и федеральное правительство набрали неимоверное количество долгов и теперь прилагают огромные усилия, пытаясь их выплатить. Финансовый кризис 2008 года запустил безудержный рост безработицы и падение спроса, и эти процессы отнюдь не закончились. По мере сокращения доходов семьи стараются меньше тратить и сокращать долги, тем самым снижая спрос на товары и услуги. Это, в свою очередь, вынуждает компании сокращать расходы, что влечёт новые увольнения, рост безработицы и так далее. Денежная политика и финансовая накачка лишь купировали болевой шок, однако, они не могут справиться с самой болезнью. Глава Федерального резерва Бен Бернанке прав, когда говорит о том, что экономика нуждается в широком и устойчивом спросе.
  • В течение последних 20 лет около миллиарда человек по всему миру пополнили ряды среднего класса. А за следующие 20 лет средний класс увеличится ещё на 3 миллиарда. Хорошая новость? Да, если исключить то, что эти новые потребители поглотят огромное количество ресурсов, а выбросы углекислого газа в атмосферу вырастут примерно на 300%. Таким образом, можно ожидать повышения цен на основные ресурсы, в том числе, на все виды энергоносителей, продовольствие и минеральное сырьё, а также усугубления конфликтов за ресурсы между глобальными игроками в уже знакомых нам местах, таких как Персидский залив, Южно-Китайское море и Средняя Азия.
  • Изменение климата уже происходит. Ураган «Сэнди», деречо*, таяние льдов в Арктике и засухи на Среднем Западе, в Индии, Китае и России в прошлом году подтверждают эту научно обоснованную тенденцию. Более того, человечество потребляет около 150% «товаров», которые производят природные экосистемы, включая пресную воду, почву и запасы рыбных ресурсов. Мы проедаем наши небезграничные природные богатства, сокращая возможности потребления в будущем, а тем временем население земли приближается к 9 миллиардам. Это является мощнейшим дестабилизирующим фактором, и неважно при этом, где вы живете ― в Нью-Йорке или в Пакистане.
  • Наша инфраструктура, производственные системы и цепочки снабжения просто не рассчитаны на риски, возникающие в XXI веке. Транспортная, финансовая, продовольственная и промышленная системы имеют ряд уязвимых мест, они неэффективны, недостаточно контролируются и финансируются. В результате возникающие в этих сферах угрозы и риски взаимно усиливаются, вместо того чтобы преодолеваться изолированно. Например, неафишируемые проблемы вроде острой нехватки редкоземельных металлов (абсолютно необходимых для высокотехнологичных производств), автозапчастей и компьютерных жестких дисков сотрясают промышленность на протяжении последних двух лет.

Американская экономика должна проделать очень тяжелую работу. Как 60 лет назад страна сменила военное производство на гражданское, так и сейчас она должна перейти к устойчивым формам производства, формируя новую американскую мечту. Если экономика с этим справится, Соединённым Штатам представится идеальная возможность для возрождения нашего среднего класса, участия в глобальной конкуренции и достижения преимущества в растущей конфронтации за ресурсы.

Мы должны адаптироваться и в очередной раз определить облик будущего.

Во-первых, Америка имеет собственные демографические возможности, каких нет в других странах. Сказывается влияние поколения «бэби-бума» и поколения двухтысячных: 56% покупателей жилья заявляют, что их представление об американской мечте ― это удобно расположенный дом в пешей доступности, а не удаленное изолированное обиталище, для жизни в котором необходимо иметь автомобиль, ― и цены на жильё уже отражают эту тенденцию. В период с 2014 по 2029 годы эти две демографические когорты, каждая из которых будет составлять около 25% населения Америки, встретятся на рынке недвижимости ― поколение «бэби-бумеров» будет покидать семейные гнезда, а поколение двухтысячных ― создавать семьи и обзаводиться детьми. Это создаст самый высокий спрос на недвижимость со времен периода после Второй Мировой войны. Однако для того чтобы использовать эту возможность, правительство в Вашингтоне должно позволить городским властям самим решать, как им развиваться, и препятствовать беспорядочной жилой застройке для владельцев автомобилей, так называемому «расползанию городов». Это позволит американцам не только вернуться на рабочие места в строительстве, но и уменьшить на треть нагрузку на окружающую среду.

Во-вторых, потребность в продовольствии и природных ресурсах стремительно растет. К 2050 году производство продуктов питания должно вырасти на 60%, при этом почву и запасы пресной воды необходимо восстанавливать, а не истощать. Американские фермеры до сих пор живут за счёт устаревших, дорогостоящих и неэффективных государственных дотаций времён холодной войны, которые фактически выплачиваются им за истощение почв и перерасход пресной воды. Мы уже потеряли до 50% пахотных земель Айовы, осушили водоносный слой Огаллалы и создали смертоносное цветение воды у устья Миссисипи, куда выносит удобрения. В то время как традиционный агробизнес реализует продукцию по высоким мировым ценам на продовольствие, связанные с глобальным изменением климата засухи и наводнения привели к уменьшению урожая до самого низкого уровня с начала 70-х годов прошлого века. Перенос наименее эффективных субсидий в сельском хозяйстве со стимулирования производства крупнотоварных культур (кукурузы, пшеницы и соевых бобов) на финансовую помощь фермерам, нацеленную на перевод их хозяйств на современные, не истощающие почву способы её возделывания, позволит повысить доходы фермерских семей, обеспечить стабильность этих доходов и повысить эффективность землепользования.

Наконец, миру требуются новые технологии. Для того чтобы принять в ряды среднего класса 3 миллиарда новых членов в течение ближайших 20 лет, нам придётся продуктивнее использовать имеющиеся ресурсы и сократить выбросы парниковых газов. Мы должны разработать усовершенствованные материалы, способы выработки энергии и организации производства. Тогда мы сможем заново сформировать наш средний класс и обеспечить американцев работой, заработками и переменами к лучшему, которых они заслуживают. Для того чтобы провести эту революцию и научиться эффективнее использовать природные ресурсы, мы должны прекратить облагать налогами работу и перейти на налогообложение отходов производства.

Вашингтон ввёл единый подоходный налог для покрытия расходов, связанных со Второй Мировой войной. На тот момент у нас не было безработицы, и мы должны были выделять ресурсы на помощь союзникам. Сейчас 80% федеральных доходов обеспечивается налогами частных лиц, у нас длительная безработица и мы потребляем намного больше ресурсов, чем европейцы, при более низком уровне жизни. Мы пытаемся сократить трудозатраты и увеличиваем потребление ресурсов, тогда как должны поступать наоборот.

Итак, у нас есть спрос. А есть ли у нас капитал? В избытке. Как недавно написал председатель совета директоров Goldman Sachs, на рынке имеются финансовые активы, исчисляемые триллионами долларов, которые ищут объекты для инвестиций, позволившие бы обеспечить разумный стабильный доход.

Вместо того чтобы принимать все решения в Вашингтоне, федеральное правительство должно перенаправить поток субсидий, сохранившийся со времён холодной войны, на строительство жилья, в сельское хозяйство и на уменьшение потерь ресурсов и создать новые региональные механизмы финансирования. Эти новые региональные инструменты должны направить капитал Уолл-стрит на реализацию новых инфраструктурных и инновационных возможностей, которые откроются по мере того, как регионы станут планировать и строить своё будущее. Если сделать это правильно, мы сможем вернуть избыточную финансовую ликвидность обратно в реальные сектора экономики, вместо того чтобы оставить её болтаться без дела в виде низкоэффективных корпоративных денег, инвестиционных фондов денежных рынков и деривативов с повышенным риском.

Конечно, Вашингтон должен заниматься проблемами финансового обрыва и глобального потепления. Но если мы будем решать эти проблемы раздельно, то лишь потеряем драгоценное время. Если же мы сможем переломить ситуацию и радикально повысить эффективность использования ресурсов за счёт подключения новых источников спроса, предлагаемых XXI веком, задействования неиспользуемого капитала и смещения американских рынков, то Соединённые Штаты вернут себе лидирующую роль в мире.
 

* Деречо (исп. Derecho) — обширный долгоживущий шторм, который связан с быстрым перемещением зоны ливней и гроз. Продолжительность воздействия может составлять от нескольких часов до нескольких дней. Отличительной особенностью этой мезомасштабной погодной системы является смещение вдоль прямой линии, что объясняет название (в переводе с испанского — «прямо»). По своим энергетическим возможностям шторм способен приносить разрушения, сопоставимые с торнадо.

 
Выражаем свою благодарность: переводчику Степану Полихову, редактору Федору Свириденко.