виртуальный клуб Суть времени

Верховная Рада приняла антироссийский и антиконституционный Закон «О санкциях»

Аватар пользователя Gagarin12

Наталья Ганжа, кандидат юридических наук, доцент,
участник рабочей группы "Юридический фронт"

Верховная Рада 14 августа 2014 года приняла Закон «О санкциях» 244 голосами депутатов из необходимых 226. Теперь этот закон передан Порошенко для подписания и обнародования.
Следует отметить, что в статье 1 этого закона предусмотрено, что санкции могут применяться со стороны Украины в отношении иностранных государств, иностранных юридических лиц, юридического лица, в которых иностранное юридическое или физическое лицо является владельцем существенной части имущества, иностранцев, лиц без гражданства, а также в отношении граждан Украины, юридических лиц, созданных по законодательству Украины, а также других субъектов, осуществляющих террористическую деятельность.
Учитывая требования статьи 62 Конституции Украины, которой предусмотрено, что лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда, следует отметить, что часть 2 статьи 1 этого закона противоречит приведенному выше положению Конституции. А именно это касается определения круга субъектов, предусмотренные этим законом, т. к. санкции должны применяться в отношении определенных субъектов только в случае установления судом их вины в осуществлении террористической деятельности. Однако, механизм введения санкций, предусмотренный статьей 5 принятого закона, не предусматривает необходимости наличия соответствующего обвинительного приговора суда.
Кроме того, предусмотренный статье 5 закона механизм введения санкций по решению Совета национальной безопасности и обороны Украины, которое вводится в действие указом Президента Украины и утверждается постановлением Верховной Рады Украины в течение 48 часов с даты издания соответствующего указа (о секторальных санкциях), противоречит Конституции Украины, поскольку такие полномочия Верховной Рады Украины не предусмотрены Основным законом Украины.
Возложенные на Совет национальной безопасности и обороны Украины полномочия относительно принятия решения о применении, отмене и внесении изменений в санкций не учитывает конституционный статус Совета, который согласно статье 107 Конституции Украины является «координационным органом по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины», а не карательным внесудебным органом.
Являются неконституционными пункты 8-13 части первой статьи 4 этого закона, которые касаются ограничений в сфере средств массовой информации и свободы слова, поскольку отсутствие четких критериев относительно возможности их применения может привести к нарушению международных стандартов и демократических принципов правового государства.
Положение части второй статьи 6 принятого закона относительно того, что «законы и другие нормативно-правовые акты Украины действуют в части, не противоречащей этому Закону», противоречат статье 8 Конституции Украины, согласно которой Основной Закон имеет высшую юридическую силу, и также противоречат требованиям статьи 19 Конституции Украины относительно определения способа осуществления полномочий органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами исключительно Конституцией и законами Украины, а также не учитывают правовой позиции Конституционного Суда Украины, поскольку не содержат достаточных и завершенных правовых механизмов реализации положений, как того требует принцип правового государства (Решение КСУ от 30 мая 2001 года № 7-рп/2001).
Таким образом, очевидно, что снова «парламент» Украины принял антироссийский и антиконституционный Закон «О санкциях», нарушающий принципы правового государства, так необходимые для тех, кто так рвется в Европейский Союз.