виртуальный клуб Суть времени

ПЕРЕВОД: Парижские события―предупреждение: от наших войн отгородиться невозможно

'The Guardian', Великобритания

Парижские события―предупреждение: от наших войн отгородиться невозможно
Автор: Шеймас Милн
Дата публикации: 15-01-2015

Официальная реакция на каждый инспирированный джихадистами теракт на Западе с 2001 года подливает масла в огонь. Так было после событий 9/11, когда Джордж Буш начал войну с терроризмом, неся разрушения странам и распространяя террор в глобальном масштабе. Так было и в Великобритании после взрывов в Лондоне в 2005 году, когда Тони Блэр грубо нарушил гражданские свободы и послал тысячи британских военнослужащих с разрушительной миссией в Афганистан. То же самое произошло и после ужасающих убийств прошлой недели в «Шарли Эбдо» и еврейском супермаркете в Париже.

В стиле риторики Буша, в ответ на нападения на «наши свободы» бывший французский президент Николя Саркози объявил «войну цивилизаций». Вместо того чтобы просто оплакать погибших ―а заодно и гораздо более многочисленные жертвы «Боко Харам»в Нигерии ―власти возвели действия сатирического журнала и его карикатуры на пророка Мухаммеда в ранг священного принципа Западной свободы. Выход в среду спонсируемого государством выпуска «Шарли Эбдо» стал последней проверкой по принципу «с нами или против нас» на приверженность «нашим ценностям»,а французские парламентарии проголосовали 488 голосами против одного за активное продолжение военной кампании в Ираке. Если учесть события последних 13 лет, такое сочетание окажется смертоносным ― и не только для Франции.

Ничто даже косвенно не оправдывает убийство журналистов «Шарли Эбдо», и ещё меньше оправданий ― нападению на евреев, выбранных целью теракта только из-за их религиозной и этнической принадлежности. Но что проявилось на прошлой неделе со всей жестокой очевидностью ― так это пропасть, которая разделяет официальнуюполитику французского государства внутри страны и за границей и отношение к этой политике многочисленных мусульман ―граждан страны. Это верно, конечно и для Великобритании. Однако то, что превозносится белым населением Франции как светское общество, лишённое расовых предрассудков и гарантирующее всеобщее равенство, воспринимается многими мусульманами как дискриминация и нарушение основных свобод.

В стране, где женщин сажают в полицейские фургоны из-за того, как они одеваются, свобода слова становится игрой в одни ворота. Журнал «Шарли Эбдо» называет себя «обидчиком равных возможностей», оскорбляющим одинаково все религии. В действительности же, как выразился один из бывших журналистов, деятельность журнала стала «неврозом исламофобии», сосредоточенным на расовой травле именно той части населения, которая находится в наибольшей социальной изоляции. Это были не просто «изображения» Пророка, а неоднократное порнографическое унижение.

Сколько бы ни говорили о том, что свобода слова является неоспоримым правом, отрицание Холокоста во Франции всё же поставлено вне закона, а антисемитские представления темнокожего комика Дьедонне запрещены. И тем не менее определённые слои прогрессивного общества Франции совершенно не замечают, как светская идеология, некогда освободившая людей от гнёта власть имущих, теперь используется для подавления бесправных, а право выбрать для оскорблений чью-то религию возводится в ранг основной либеральной ценности.

Нелепой и абсурдной стала демонстрация «Я Шарли», проходившая в воскресенье в Париже. Марш, по идее призванный защитить свободу слова, был возглавлен сплочёнными рядами подстрекателей войны и диктаторов: от военных руководителей НАТО и Биньямина Нетаньяху (Израиль) до короля Иордании Абдуллы и министра иностранных дел Египта. С попустительства этих людей заключали в тюрьму, убивали и избивали многочисленных журналистов, организовывались массовые убийства и вторжения с сотнями тысяч жертв, проводились бомбардировки телестанций от Сербии до Афганистана.

Такое шествие ― за гранью сатиры. Но оно выявило центральную роль войны с терроризмом в парижских злодеяниях, а также то, что эти сплочённые ряды, похоже, будут использовать эти теракты для собственных целей. Конечно, за терактами стоит сложная смесь причин и мотиваций ― от наследия дикой колониальной жестокости в Алжире до бедности, расизма, преступности и идеологии такфирического джихада.

Однако не будь войны, ведущейся Западом (в том числе Францией)с целью подчинения и повторной оккупации арабского и мусульманского мира, теракты прошлой недели наверняка не состоялись бы. Война с терроризмом продолжается уже 13 лет (хотя попытки взять регион под контроль начались гораздо раньше), неся жестокость и масштабные разрушения.
Убийцы рассказали это о себе сами. Братья Куаши стали радикалами из-за войны в Ираке и проходили подготовку в йеменской «Аль-Каиде». Шериф Куаши заявил, что теракты стали местью за «детей мусульман в Ираке, Афганистане и Сирии». Ахмед Кулибали сказал, что они были ответом на нападения Франции на ИГИЛ, а резня в супермаркете была, по его словам, местью за смерть мусульман в Палестине.

Такие громкие убийства, конечно, только вредят тому, чему они якобы должны служить, а выбор жертв наряду с религиозной реакцией на их действия может создать впечатление, что эти убийства стали уродливым порождением европейских культурных войн. Но до 2001 года таких терактовв Европе не было. Очевидным исключением были взрывы в 1995 году в Париже, но они ― прямые издержки гражданской войны в Алжире и роли Франции в ней. Теперь же в сердце Западного мира возвращается тот жестокий фундаментализм, который был взращён во время войны против Советского Союза в Афганистане 30 лет назад.

Все помнят, как Франция уклонилась от участия в американо-британской агрессии против Ирака. Но с тех пор она непрерывно навёрстывала упущенное ― посылая войска в Афганистан, вторгаясь в одно африканское государство за другим (от Ливии и Мали до Кот-д'Ивуар и Центральноафриканской Республики), бомбя Ирак и поддерживая сирийских мятежников. Как и Великобритания, Франция вооружает страны Персидского залива и размещаеттам свои войска, а французский президент объявил себя «партнером» египетского диктатораас-Сиси и заявил, что «готов» снова бомбить Ливию.

Бывший премьер-министр Франции Доминик де Вильпен, который возглавлял противников войны в Ираке, на этой неделе назвал ИГИЛ «неполноценным ребенком» политики Запада. Войны Запада в мусульманском мире «всегда порождают новые войны» и «терроризм среди нас», написал он, в то время как «мы упрощаем» эти конфликты, «видя в них только симптом исламизма».
Он прав ― но он не принадлежит к сплочённым рядам тех, кто будет использовать последние теракты для оправдания ещё большего военного вмешательства. Учитывая события последнего десятилетия, европейцам повезло, что теракты происходят относительно редко. Но расплачиваться всё же приходится ― потерей свобод, ростом антисемитизма и необузданной исламофобией. Пока мы позволяем этой войне тлеть неопределенное время, угрозы будут возрастать. В глобализированном мире ни от чего нельзя отгородиться. Что происходит где-то там, придёт и сюда.

Источник.

Выражаем свою благодарность: скауту Yeleneya, переводчику Sciperich, редактору Фёдору Свириденко.