виртуальный клуб Суть времени

Саур-Могила, 29 июля 2014 г. День

 




Утром 29 июля на высоте было относительно тихо, но бойцы сохраняли состояние повышенной готовности. Судя по наблюдениям, неприятель явно перегруппировывал силы, а они у него были очень значительны и ожидать от неприятеля можно было чего угодно.



Нужно несколько слов написать и о раненых ополченцах, их было уже немало. Те, кто после получения первой помощи мог принимать участие в отражении атак, брали в руки оружие, остальные находились в подвале кафе.

Сейчас от кафе остались одни развалины, но тогда, в конце июля, оно еще не было настолько разрушено и раненые находились в подвале в относительной безопасности.





Обеспечить постоянный уход раненым ополченцы были не в состоянии, слишком мало было сил, но практически каждый из бойцов, забегая в подвал хотя бы раз в сутки, непременно оказывал раненым какую-нибудь помощь: кому воды подать, кому сделать укол, подать лекарство, сделать перевязку, да даже сигарету зажечь.



Но в основном раненые были предоставлены сами себе, помогали друг другу. Тот, кто мог передвигаться, помогал тем, кто был бездвижен.



Раненые все понимали и не было случая, чтобы кто-нибудь из них скулил, ныл или жаловался на то, что их забросили. Чаще всего для оказания помощи раненым в подвал командировали молодых.



Где-то к 11:00 в характере движения укровской техники появилось что-то новое: в зеленке, расположенной на северо-востоке от горки сформировалась колонна бронетехники и двинулась мимо горки в направлении населенного пункта Тараны. Похоже, украм было несладко не только под Саур-Могилой, и где-то эта техника понадобилась больше.



Внезапно от колонны отделилась одна БМП и пошла к высоте, подошла к музею, расположенному на площадке под высотой и встала, повернувшись башней в сторону высоты.



Ополченцы с любопытством наблюдали за этими странными маневрами.



Стояла эта БМП у музея не менее часа, пока из проходившей к Таранам колонны, не отделилась еще одна машина и не подошла к ней. Это был военный грузовик Урал, кузов его был закрыт тентом.



Из кузова выпрыгнула пехота, человек до двадцати, все в какой-то черной форме, они выстроились в боевой порядок за БМП и вместе с БМП пошли в атаку на высоту.



Ополченцы имели возможность подслушивать по рации некоторые переговоры нацистов и им известно было, что нацисты знали о том, что защитников Саур-Могилы осталось не более десяти человек. Похоже, укры все еще не расстались с иллюзией возможности легкой победы над десятком измучанных людей.



БМП, сопровождаемая пехотинцами в черном, двинулась по аллее по направлении к высоте, подошла к ступенькам и повернула влево, чтобы объехать ступеньки. Здесь ее уже ждал Кама с предпоследней "Мухой" — одноразовым гранатометом РПГ-18 в руках.



По команде Сома Кама привстал из окопа и выстрелил в БМП. Попал. БМП остановилась, как-то задним ходом вырулила вновь на аллею, прокатилась еще и по аллее задним ходом метров двадцать, свернула в лесополосу, ограждающую аллею и остановилась, застряв там между деревьями. И — взорвалась.



Так и стояла она там, каким-то чудом так попавшая между деревьями, что поставить ее в это место можно было, казалось бы, только сверху.







Вслед за Камой огонь по наступающим открыли и остальные бойцы. К этому времени состав защитников вырос на три человека, которые пришли на подмогу с расположенной рядом малой высоты.