виртуальный клуб Суть времени

Михаил Маркин. Жажда йаду


Я не очень люблю актеров, и, в моем понимании, если актер не является одновременно еще и Творцом, как В.Высоцкий или Л.Филатов, то он не более чем фигляр или скоморох. И неважно, при какой власти он тешит публику на подмостках. В любом случае, такой актер не более, чем симулякр, имитирующий действия и жизнь иногда реальных, но в большинстве случаев вымышленных героев. Поэтому разбирать игру актеров в оригинальном фильме «Жажда» 1959 г. реж. Ташкова и его ремейка 2011 г. реж. Колмогорова я не буду.

Как не буду сетовать на то, что снимать ремейк любого фильма про Великую Отечественную войну при огромном наличии фактического материала как документального, так и художественного, которые могут послужить основой для сценария, – это откровенное признание в неспособности творчески мыслить. Впрочем, ремейк ремейку рознь. Так, на мой взгляд, фильм «Звезда» 2002 г. реж. Лебедева превзошел оригинал 1949 г. реж. Иванова. Хотя бы потому, что в нем было меньше бравурной патетики, а актеры И.Петренко и А.Панин, в отличие от Жаркова и Крючкова, реально соответствовали возрасту тех мальчишек, которые тащили на своих плечах всю тяжесть лихих годин. Поэтому я имел надежду чего-то подобного ожидать и от «Жажды».

После Михалковской «Цитадели» и Атанесяновских «Сволочей» я наивно предполагал, что ничего гнуснее и лживее более придумать невозможно. С прискорбием должен признать, что я ошибался. По степени обливания своей Родины фекальными массами «Жажда» дает 100 очков вперед этим двум образчикам современного синематографического «искусства».

Из аннотации к фильму: «В 1941 году Одесса была окружена. Фашисты захватили село Беляевка, где находилась насосная станция, снабжавшая город днестровской водой. Выдача воды одесситам была рационирована. Для того чтобы отбить станцию, была сформирована специальная группа матросов, которая проникла в тыл врага, включила подачу воды и некоторое время удерживала позиции.

В плен к советским войскам попадает румынский солдат русского происхождения Андрей. До войны он защищал диплом по захвату водонапорной станции в Беляевке. Командование принимает решение отправить в Беляевку десант, который вновь заполнит водохранилище и сможет удерживать его под контролем необходимое время. Андрея назначают инструктором для подготовки операции. Сможет ли его отряд захватить станцию, или в Беляевку придется посылать «золотой запас»?

Не обойдется в фильме и без романтической линии: боец отряда Огонек замечает, что его возлюбленная Анна симпатизирует Андрею...»

Ну, а тепереча более подробно, какую именно каку с маком предлагают в очередной раз скормить населению либероидная «творческая интеллигенция».

Никогда не жил в осажденном городе, но у меня есть все основания предполагать, что населенный пункт, подвергающийся регулярным обстрелам и бомбардировкам должен, как минимум, иметь следы разрушений. Возможно, я что-то пропустил, но ни одного разрушенного здания в Одессе 1941 г. в этом фильме так и не показали. Вообще, если не считать отдельных эпизодов, таких, как плач отчаяния женщины, случайно разлившей бидон с доставшейся ей водой, или ожидание дождя, то создается полное впечатление вполне благополучного курортного города. Ходят вполне нарядные люди, стоят очереди за мороженым. В принципе, вполне мирный пейзаж, даром, что вражеская армия – практически на окраине города.

Увы, этот фильм воспевает отнюдь не мужество советских граждан и бойцов РККА, проявленное ими при обороне Одессы, потому как главным героем фильма является румынский пленный офицер, благородно отказавшийся предоставить свое подразделение для расстрела мирных граждан, за что отправленный своим командованием под трибунал. Но, к счастью, попавший в плен к русским лоховатым разведчикам. Которые к моменту проезда конвоя с главным героем дружно загорали на временно оккупированной врагами территории, поскольку то, что продемонстрировал автор фильма, действиями даже батальонной (не то что армейской) разведки назвать никак нельзя. Даже с большой натяжкой. В результате «бравых» действий нашей отважной разведки все трое остались живы только благодаря исключительно профессиональным действиям пленного румына. Который со связанными руками умудрился не только выхватить нож у нашего отечественного лоха, но и мастерски поразить им в спину конвоира, который, вне всякого сомнения, сбежал бы от отечественных профессионалов. Страшно подумать, что бы случилось, если бы пленный румын решил обратить обретенное оружие против наших бойцов, а не своего сослуживца.

Дальше – больше. Пленный румын на поверку оказался потомком русского офицера, сбежавшего в Революцию в Румынию и окончившего там офицерское училище и высшие офицерские курсы по подготовке диверсантов. Причем образование, полученное им в Румынии, судя по всему, на несколько порядков превосходило аналогичное образование, полученное в СССР. Поскольку на протяжении фильма Андрею (русское имя румынского офицера) удается два раза сбежать из управления отечественной разведки. Первый раз – глумливо разъяснив русским лохам, как он это сделает, после чего в рукопашном бою мгновенно победив трех парней, не забыв поцеловать руку девушке Ане и выпрыгнув в окно. Второй раз – из подвалов контрразведки: оглушив офицера, выйдя из здания и пройдя через всю Одессу до квартиры русского разведчика, который находился на задании. Выясняется также, что данный румын русского происхождения, кроме совершенного владения приемами рукопашного боя, великолепно играет на фортепиано и недурственно поет. Вероятно, именно этим по замыслу автора должен отличаться блестящий европейский офицер от всякого там русского быдла.

Но самое главное – этот русский румын, еще задолго до войны находясь на курсах диверсантов, разработал план по захвату насосной станции в с. Беляевка, из которой шло водоснабжение в Одессу. И которую так надо захватить одесскому гарнизону для возвращения подачи воды в Одессу, страдающую от жажды. Причем тот самый план, за который русский румын получил отметку в 10 баллов, предусматривает банальное предательство гарнизона Беляевки кем-либо из комсостава. То есть при иных условиях, если вдруг предателя в рядах гарнизона не окажется, этот план идет коту под хвост. Но. Ура! У Красной армии уже есть отважный пленный русский румын, который берет на себя задачу как по подготовке группы для захвата станции, так и по созданию условий для захвата насосной станции в Беляевке. За этот план немедленно ухватилось командование одесским гарнизоном. Мысль о том, что русский румын может попросту слить всю разведгруппу, если и витала в головах армейского командования, то где-то на периферии сумеречного сознания.

А что же советские воины? Увы, в фильме они показаны полными лохами и бездарями, умеющими только отважно и красиво умирать. Так, после допроса пленного русского румына его без тени сомнения переодевают в красноармейскую форму и отправляют в гости к Огоньку – русскому армейскому разведчику, не умеющему ничего, кроме как покупать мороженое для своей девушки (тоже армейской разведчицы) Ани. Затем командование одесским гарнизоном блестяще проваливает захват насосной станции диверсионной группой РККА. Естественно, исключительно потому, что не послушалось русского румына и сразу не стало реализовывать его «блестящий» план, а руководствовалось исключительно своим «совковым» тупым мышлением. Поэтому Андрея извлекают путем душевных переговоров из квартиры Огонька, куда он лихо сбежал из застенков НКВД, и делают инструктором новой группы диверсантов. На сей раз состоящей из морпехов.

Далее по ходу фильма выясняется, что снабжение группы диверсантов зависит исключительно от одесских евреев и воров. Причем «снабженец» достает за товары, предоставленные ему в нужном объеме командованием РККА (ведра, гвозди, апельсины и т.д.), все, что так необходимо для проведения диверсионной операции и чего нет и не может быть у самой РККА, воюющей уже второй месяц: немецкую военную форму, автоматы МП-39, другую мелочевку, и даже грузовой немецкий автомобиль, который согласился передать для нужд Красной Армии знаменитый одесский вор-патриот дядя Ешту, которого в «Жажду» притащили из «Ликвидации», вероятно, с целью подчеркнуть неоценимую роль советских воров в деле разгрома фашисткой Германии. А в это время русский румын активно объясняет «лучшим» одесским разведчикам, как можно передавать информацию на языке знаков. И все это – на фоне утрированного одесского говора и «распальцовок», для которых ну просто необходимо плевать на субординацию и слегка гнусавить. Но самое главное – надо очень часто повторять «шо» и «ша» – тогда одесский колорит ни у кого сомнений не вызовет. Поскольку Красная Армия для авторов данного «творчества» – толпа самолюбивых дебилов, то совершенно естественно, что на всю Одессу не нашлось ни одного механика, способного запустить машину насосной станции. Впрочем, ни одного советского разведчика со знанием немецкого языка тоже не нашлось. И правда ведь: в совершенстве владеть языками, рукопашным боем, музицировать и ориентироваться на местности – это удел благородных воителей нордического типа (немцев и румын), но никак не славянского отребья.

Вдруг (абсолютно случайно) выяснилось, что брат «снабженца» – механик с насосной станции и может запустить машину. Но, как водится, сил убеждения элитной советской разведгруппы оказалось недостаточно: он их всех победил и выгнал из своего дома под угрозой расстрела из охотничьей двустволки. Поэтому, совершенно естественно, что пожилого «снабженца» просто необходимо было тащить за линию фронта, дабы он смог уговорить своего брата послужить Отчизне. Беседе двух братцев позавидует любой составитель диалогов для «мыльных опер».

Итак, операция по захвату насосной станции в с. Беляевка началась, но политическое командование одесского гарнизона РККА, проявляя свою исключительную тупость и неосведомленность (а как же без этого), умудрилось разбросать над Беляевкой листовки с портретом Анны, направленной в этот населенный пункт для связи с русским румыном, умудрившимся без каких либо предписаний или командировочных удостоверений стать одним из офицеров гарнизона, и для координации действий. Листовки с портретом Анны и описанием ее подвигов, естественно, попадают в руки полицаев, главным из которых является бывший участковый милиционер, которого почему-то немцы не расстреляли, а позволили продолжить свою работу в новом качестве. Итог: Аня – в плену у оккупантов и зверски избивается бывшим участковым, а бравый русский румын, уже влюбленный в Аню, ее героически спасает (до этого он совершает про между прочим еще парочку подвигов), обеспечивает проезд в Беляевку диверсионной группы, а затем, высадив Анну в безопасном месте и страстно ее поцеловав, едет обратно в Беляевку, где героически погибает, протаранив 75-мм орудие, обстреливающее насосную станцию, где держат оборону остатки диверсионной группы. Откуда у немцев взялась эта секретная на то время пушка, появившаяся в остальных войсках только весной 1942 г. – загадка.

Итак, просмотрев этот фильм, можно сделать следующие выводы:

1. ВОВ выиграли воры, «снабженцы» – евреи и полукриминальный элемент под чутким руководством блестящих перебежчиков – офицеров вражеских армий.

2. Командование РККА и особенно его политический отдел комплектовались исключительно тупыми бездарями. Потому как быдло не может быть умным, по определению. В результате чего их регулярно били блестящие европейские командиры.

3. Рядовой и сержантский состав РККА состоял неизвестно из кого, ничему практически не обучался и ничего не умел. Особенно ничего не умела русская армейская разведка. Вероятно, в связи с тем, что «кровавая гэбня» ничего и не должна уметь, кроме как изгонять из страны «цвет русского офицерства» и зверствовать в своих страшных застенках. Впрочем, вру. Наши бойцы, по версии автора фильма, все же умели красиво и героически погибать.

4. В фильме явно не хватает продвинутого русского попа для подчеркивания рули РПЦ в борьбе с фашистским агрессором. Все другие атрибуты современного видения ВОВ: воры (почти дисбат), пронырливые снабженцы и любовный треугольник (правда, без сексуальных сцен, что явное упущение) присутствуют.

Таким образом, около двух месяцев после просмотра этого «шедевра» меня преследует чувство, что мне на голову вылили ушат фекалий. Интересно, премьерный показ такого фильма в День Победы – это своеобразное умышленное «поздравление» ветеранов, или просто по глупости?