виртуальный клуб Суть времени

Михаил Маркин. Туман в голове, ветер в мозгах


Честно говоря, второй раз посмотреть этот фильм далось с трудом, поскольку отвращение от просмотра этого «шедевра» отечественного кинопрома стойко держалось целый год.

Но поелику надо было освежить в памяти некоторые подробности, то пришлось сжать зубы и вновь травмировать психику повторным просмотром.

Главный вывод от увиденного – никогда нельзя верить тому, что пишут в рекламе о фильме. Потому что о любви к Родине в этом глумливом кино ровно три эпизода: в начале и конце фильма мужской голос за кадром рассказывает о том, что вначале Родину они вовсе не любили, а потом, после пережитого поняли, что ее надо все-таки любить. Ну и примерно в середине фильма подобная тема вроде тоже проскакивала, но уже в виде диалога между бойцами. И все. Весь остальной фильм рассказывает – что бы ни хотели сказать на самом деле авторы фильма – о неповторимой тупости русского народа.

Самая большая беда авторов этого «произведения» – в том, что они попытались втиснуть всю трагедию, горечь, слезы и героизм Великой Отечественной войны в недоразвитый гробик стандартного голливудского «экшена». Они, на мой взгляд, честно старались сделать фильм исключительно патриотический, направленный на воспитание у современной молодежи уважения к заслугам их предков и любви к Родине. Но получилось то, что получилось. В основном потому, что сами авторы являются ярко выраженными продуктами постперестроечного периода – и поэтому, похоже, не имеют никакого понятия о настоящих чувствах и переживаниях. В свое время, вначале интуитивно, а затем и более оформлено – с помощью фильма М. Захарова «Формула любви» – я уяснил самое основное: Главное в любви – это, когда не задумываясь, отдаешь свою жизнь за того, кого любишь. Эта формула вечна. И именно по этой формуле жил и, надеюсь, живет и сейчас русский народ. Это наш генетический код, и именно поэтому нас нельзя победить физически. Эта формула имеет одинаковое действие как по отношению к представителю противоположного пола, так и по отношению к Родине. То есть если Родина (не путать с государством со всеми его свинствами) не является для тебя Матерью, если ты не готов отдать за нее свою жизнь, а Родина состоит только из миллионов матерей, стариков, детей и т.д., которые нуждаются в твоей защите, то это не любовь, а в лучшем случае сожительство. И, вы знаете, мне авторов этого фильма чисто по-человечески жалко: они лишены огня в сердце, и поэтому не могут сделать даже то, что вроде бы хотят.

Однако, пожалуй, стоит рассказать по порядку, что же конкретно так возмутило меня в этом продукте массового потребления для тинэйджеров, страдающих врожденной олигофренией.

Итак, фильм начинается с того, что отделение солдат внутренних воск РФ под командованием (поперек себя шире) старшего лейтенанта проводит вдали от своей воинской части тактические занятия. Причем эти занятия не абы какие, а конкретно по ведению разведки и снятию часового. Из «разбора полетов» по итогам этих занятий, проведенных бравым старлеем, сразу становится совершенно ясно одно: военные училища РФ выпускают исключительно законченных дебилов, которые считают, что абсолютно в порядке вещей ставить «растяжки» возле блиндажей внутри расположения своего подразделения. Вероятно, именно поэтому старлей командует не взводом, что ему положено по штатному расписанию, а только отделением, что является обязанностью сержанта. Почему подобные занятия проводятся во внутренних войсках, которые созданы исключительно для подавления внутренних конфликтов, остается для меня загадкой. По ходу дела офицер называет подчиненный ему сброд в форме «краповыми беретами». Для тех, кто не в курсе, поясняю, что солдат, удостоившийся получения крапового берета, – это машина для убийства, которая в одиночку передушит голыми руками показанных в фильме задохликов вместе с их командиром.

Дальше – больше. Старлей, наплевав на свой офицерский долг, самоустраняется от командования вверенным ему подразделением и дает приказ совершить 6-километровый марш-бросок до расположения части за 45 минут, запугивая своих бойцов тем, что если они не успеют вовремя, то останутся без обеда. Для справки: средняя скорость пешехода – примерно 5–6 км/час. Это особенно не напрягаясь. Это раз. В армии подразделения ходят на прием пищи строем и в полном составе. Это два. То есть пассаж о лишении обеда в случае опоздания, как и последующие рассуждения «бойцов» о том, что, дескать, подъедем на попутке, зайдем в столовую и нажремся от пуза – бред, рассчитанный исключительно на тех, кто в армии не только не служил, но никогда не был даже в пионерском лагере и с трудом понимает, что это такое вообще. Дальнейшие действия этого бравого подразделения вообще не укладываются ни в какие рамки. Потому как после самоустранения старлея от командования отделение мгновенно распадается на части, каждая из которых добирается самостоятельно. То есть, сержант вслед за своим командиром так же радостно «забивает» на воинский долг. Поэтому отколовшаяся тройка «воинов», имея при себе вполне реальное личное оружие – АК 74 – выходит на дорогу, где тормозит автобус с ветеранами ВОВ, на котором и добираются до родной части, по пути фотографируясь на мобильники. Абсолютно непонятно, на какое мероприятие направлялись ветераны, потому как в конце фильма они вроде бы празднуют День Победы, но в ходе перемещения во времени бойцы попадают в июль–август 1941 г.

Вероятно, уже отобедав, отделение зашло на просмотр фильма о войне, где происходит, на мой взгляд, весьма странный эпизод. Один из бойцов – Антон – абсолютно спокойно выходит из кинозала, заходит в кинобудку, где без лишних слов «имеет» молоденькую барышню, демонстрирующую кино. Вообще, в фильме четко прослеживается некая линия: все русские женщины – шалавы и потаскухи (не сказать хуже). Причем вне зависимости от времени проживания и окружающей обстановки. Поэтому при желании их можно трахать как в кинобудке в 2010 г., так и в сарае на сене в 1941 г. При этом особенно не утруждая себя никакими ухаживаниями. Так, за пирожок и стакан портвейна, ой, простите: в эпизоде 1941 г. – за пластинку американской жвачки. Хоть сцены секса не показали – уже хорошо! – но ощущение прикосновения к чему-то мерзкому и липкому довольно сильное.

Впрочем, любовный кайф плейбою армейского разлива ломает водитель автобуса, везший ветеранов, который пожаловался на действия солдат командиру части – бравому полковнику. В наказание за «залет» отделению была поставлена задача: совершить 12-километровый марш-бросок до учебного стрельбища.

Здесь я бы хотел остановиться на типажах героев этой саги: режиссеры «Тумана» представили целый букет. Правда, при этом совершенно не озаботились придать своим персонажам хоть какое-то подобие правдоподобия. Все – на уровне примитивной схемки. Если Антон – бабник, значит, должен бросаться на все, что шевелится. Если у сержанта отец – полковник, значит, он должен быть боевым и самым толковым. Если Рюмин – задохлик, то он должен постоянно отставать и плакаться. Старлей вообще ведет себя с бойцами своего подразделения не как командир, а как предводитель молодежной банды – панибратски и практически на равных общаясь с рядовым составом. И так далее. Футбольный фанат просто обязан говорить о футболе. Таким образом, из показа кадров о жизни в современной Российской армии я понял, что мое желание срочно приобрести гладкоствол – вполне обоснованное и правильное, поскольку такая армия никого защитить по определению не может.

В ходе совершения марш-броска, на «сходке», путем общего обсуждения рядовым и командным составом было принято решение сократить путь до полигона, пройдя через болото – то есть нарушить боевой приказ командира части, утвердившего маршрут движения. И вот, пройдя через туман, подразделение оказалось в лете 1941 г. и тупо смотрит на карту, где должен быть полигон, а не населенный пункт. Впрочем, о перемещении во времени из наших бойцов еще никто даже не подозревает. Зато все скопом превращаются в идиотов. Поясню. У подразделения имеются средства связи: рация и сотовые телефоны. Оказавшись в местности, не отмеченной на карте, командир обязан связаться с вышестоящим командованием и доложить обстановку, после чего укрыть подразделение, выставив охранение и выслав разведку. Вместо этого все подразделение неорганизованной толпой входит в деревню. В эту же деревню с другой стороны въезжают немцы, которых вначале принимают (здесь вполне логично) за киношную массовку.

Впрочем, после того как наши «орлы» попадают под шквальный огонь стрелкового оружия, старлей получает смертельное ранение, и бойцы его выносят в лес. Но не все бойцы оказались в лесу. Двое: Антон-донжуан и Ферштейн шарились (именно шарились и никак иначе) по деревне вдали от остальных сослуживцев, поэтому просто спрятались от немцев в ближайшем здании, которое оказалось школой. Причем Антон забрался в шкаф, а Ферштейн, мама которого – преподаватель немецкого языка – обучила не только самому языку, а наверняка еще и берлинскому говору (иначе объяснить невозможно, почему позже, после переодевания в немецкую форму абсолютно все немцы принимали его за сородича), выдает себя за ученика местной школы, после чего жрет вместе с захватчиками местный самогон, пока злые немецкие солдаты занимаются грабежами, насилием и охраной колонны израненных и грязных русских военнопленных. Поскольку остальное подразделение находится в лесу, то лично для меня остается загадкой, каким образом после ухода немцев из деревни этим орлам (а точнее одному орлу с пьяным в стельку товарищем на горбу) удалось отыскать своих, скрывавшихся от противника. Вероятно, по запаху или по шуму, который наши бойцы умудрились поднять.

Естественно, что после гибели старлея командование берет на себя сержант, который немедленно отправляет дозор. При этом – ориентируясь по современной карте! Дозор вполне предсказуемо сваливается в овраг, заваленный трупами русских солдат, где находит газету «Правда», из которой и узнает, что они оказались в 1941 г. Определив, в какое время они попали, сержант принимает самое идиотское решение из всех возможных – идти к линии фронта для соединения с Красной Армией. В современном камуфляже и с калашами за спиной!

Правда, один из бойцов отделения говорит задохлику Рюмину о том, что вернуться в свое время можно, пройдя в обратном направлении через туман, но делает это как-то странно: втайне от остальных сослуживцев. После чего попросту дезертирует из подразделения. Рюмин, впрочем, немедленно докладывает сержанту о том, что, вероятнее всего, вернуться домой можно через туман. Однако, выслушав бойца, сержант принимает совсем другое решение – идти искать жратву. В результате поисков отделение попадает в лесной хутор, где Антон мгновенно начинает заниматься охмурением местной барышни с помощью американской жвачки и своей неотразимой кавказской внешности. В это время в хутор за самогоном приезжает парочка немцев. Бойцы прячутся в сарае, а один из немцев начинает гоняться за курицей, постреливая в нее из пистолета. Похоже, что шумовой эффект выстрелов возбудил неокрепший головной мозг у несостоявшегося студента-актера, и тот не нашел ничего умнее, чем подойти к немцу и пытаться на хорошем русском языке убедить последнего, что воевать нехорошо. Прогрессирующая шизофрения нашего в этом эпизоде очевидна, поскольку он уже совершенно точно знал, что находится в 1941 г. Поэтому опять-таки совершенно закономерно получает пулю в сердце. Впрочем, дураков ведь не жалко.

После скоротечного боя один из немцев был убит, а второй (убивший студента) захвачен в плен. Подразделение отходит в лес, где начинает последовательно совершать чудеса откровенной глупости и кретинизма. Антон с разрешения сержанта отправляется снова на хутор – вероятно, для совершения традиционного для фильмов этого жанра полового акта. После того как выяснилось, что морально никто не готов совершить убийство пленного немца (что странно, поскольку второго немца сержант лично убил метким выстрелом из калаша единственным патроном), для охраны немца выделяют бойца, который, растроганный просмотром фото семьи пленного и объяснением (естественно, по-немецки), что он, немец, на самом деле хороший – крестьянин, а не солдат(это после того, как он только что в упор застрелил безоружного нашего), резко впадает в реактивное состояние, развязывает немцу руки, после чего мгновенно получает удар своей же финкой в грудь. Боец, который в это время проснулся, не только не поднял тревоги, но и вообще никому не сообщил об обстоятельствах побега немца и гибели своего товарища до самого утра – это в условиях, когда не надо «к бабке ходить», чтобы понять, что немец вернется не один, а с «группой поддержки», которая довершит то, что не успел сбежавший пленный – лишит жизни всех остальных.

Немец таки возвращается, естественно, не один, но идут они не к стойбищу мирно спящих российских бойцов, а в хутор, где последовательно грабят дом, убивают барышню, труп которой зачем-то сбрасывают в реку, где на него натыкается любвеобильный Антон и изображает отчаяние от увиденного с помощью громкого звериного воя – видимо, для привлечения внимания бесчинствующих немцев, которые, «затарившись» самогоном, убивают деда, после чего уезжают из хутора, не забыв заботливо оставить один из мотоциклов с люлькой (всем известно, что немцы – народ дисциплинированный и пьяными за рулем не ездят, поэтому абсолютно необходимо было бросить исправное военное имущество, чтобы им завладели бойцы Российской армии). После чего наши орлы начинают мстить захватчикам при помощи трофейного оружия. Антон, джигитуя на мотоцикле, в конечном итоге совершает классическую лобовую атаку на супостата и поражает гадкого врага топором, позаимствованным из разоренного хутора. Правда, и сам погибает, сраженный меткой пулеметной очередью бывшего пленного, которого добивает из пистолета почти вовремя подоспевший сержант.

Ближе к вечеру неизвестно зачем идущие на соединение с РККА остатки подразделения натыкаются на партизан, которые приводят их в отряд, возглавляемый, как и положено, вторым секретарем райкома КПСС – тупым, как пробка из под шампанского (все же знают, что вторые секретари райкомов, впрочем, как и первые, и третьи – тупые до невозможности). И тут партизаны показали себя во всей красе! Вместо проверки неизвестных, обнаруженных в лесу личностей (хотя бы документы) они садятся за стол, и в боевых условиях начинают предаваться повальному пьянству, не выставив ни секретов, ни боевого охранения возле партизанского лагеря. Причем пьянствуют с размахом, как на свадьбе, и все без исключения (ну, все же российские граждане в курсе, что партизаны именно этим и занимались – сидели в лесу и глушили водку кружками). В ходе пьянки отличилась барышня, прочитав стихи – естественно, о Сталине и о том, что весь отряд собирается умереть. Российские бойцы в долгу не остались, и футбольный фанат мгновенно исполнил подобие песни «Землянка». За одно это его уже было положено расстрелять по законам военного времени как паникера и распространителя пораженческих настроений, потому как, напоминаю, по сюжету идет лето 1941 г. Немцы только взяли Смоленск, а в «Землянке» поется о «белоснежных полях под Москвой» То есть, как минимум, предсказывается отступление РККА до самой Москвы. Причем из самой песни вообще непонятно (если не знать истории ВОВ), захвачена ли сама Москва к зиме или нет. Но подобные мелочи не смущают ни пьяного секретаря райкома, ни таких же пьяных наших бойцов, которые по поводу песни говорят только одно: «не надо давать записывать слова, а то вдруг эту песню еще не написали». Идет лето, в песне поется о зиме. Гениальность российских бойцов налицо.

Утром в партизанский лагерь, страдающий от похмельного синдрома, пожаловали немецкие каратели, которые убили почти всех партизан и одного из современных воинов, а двух других взяли в плен вместе с оставшимся экземпляром АК-74, которых вообще-то должно было быть минимум 5 – по числу оставшихся в живых бойцов. Вообще-то из действий карателей можно сделать вывод, что основной целью нападения было пленение секретаря райкома, потому как даже обыскивать лагерь в поисках укрывшихся партизан, документов и т.д. никто не стал. Поэтому два бойца Российской армии: сержант и знаток немецкого языка – остались целы и невредимы, как и юная поэтесса, чье основное назначением в отряде, как я понял – сложение хвалебных виршей И.В. Сталину, так как ни с оружием, ни с другими весьма полезными военными предметами она обращаться не умеет. Правда, чуть позже она лихо душит немецкого полковника шелковыми чулками.

Поскольку описывать каждый ляп данного «кина» нет никакой возможности и желания – это все равно что писать новый сценарий, оставшуюся часть фильма опишу вкратце – пунктиром.

Немцы организуют в одном месте: лагерь для пленных, комендатуру и перевалочный пункт офицерского клуба – с доставляемыми туда для любовных утех из ближайших деревень русскими барышнями.

Русские барышни умудряются пронести туда в трусах круглую гранату, причем происхождением столь странного бугра на достаточно интимном месте не заинтересовался даже тот немец, у которого конкретная барышня сидела на коленях.

Гибель Ферштейна и отважной партизанки, кинувшейся обниматься со знакомой лошадью, даже не задумавшись, почему лошадь запряжена в телегу и что рядом находится военный немецкий аэродром (больше похожий в фильме на вертолетную площадку).

Снайперская стрельба отважного российского сержанта из немецкой винтовки по часовым.

Отвлекающий маневр бывшего футбольного фаната, убитого захватчиками в связи с тем, что им, вероятно, не понравилось презрительное отношение нашего болельщика к немецкому футбольному клубу «Бавария» и смертельное ранение вечного «тормоза» Рюмина, который остался прикрывать уходящего от преследования сержанта.

В итоге – вы не поверите! – все фигуранты данного приключения оказались живы и невредимы, а все воинское снаряжение, включая личное оружие – в целости и сохранности. Правда, в назначенное для марш-броска время они все-таки не уложились. То есть если бы немцы всех их порешили прямо в деревне, то они, без всякого сомнения, уложились бы в нормативы. Но тогда бы кина не было.

Таким образом, данный фильм, вне всякого сомнения, подчеркивает следующие особенности русского национального характера:

1. Несомненная преемственность поколений. Правда, исключительно в том смысле, что все русские являются клиническими идиотами, полностью неспособными не только на критический анализ ситуации, но и на адекватные, соответствующие сложившейся обстановке действия. Зато прекрасно умеющие «бухать» и совершать разные идиотские поступки.

2. Все русские женщины, невзирая на год рождения и воспитание – шалавы, готовые отдаться за пластинку американской жвачки или шлепок по филейной части. Впрочем, эти дамы могут под настроение рвануть и себя, и врага, особенно находясь «под мухой»

3. Современная Российская армия укомплектована исключительно дебилами. Причем вся – включая высший, средний и младший командные составы, время от времени впадающими в реактивное состояние вне зависимости от сезона. При этом такими дебилами она была укомплектована всегда, даже когда называлась РККА. Единственным исключением стали бойцы «героического» отделения, которые после пережитого поняли, что Родину надо все-таки любить и защищать. Остальная армия РФ так и осталась состоящей из дремучих идиотов. Включая старлея, которого убили в самом начале и который так и не успел ничего осознать.

Единственная надежда на вменяемость тех уникумов, которые сняли эту киношку, заключается в следующем: а вдруг это сделано с вполне конкретной целью – внушить вероятному противнику России, что у нас все плохо, заставить супостата расслабиться и ослабить внимание. А за это время мы…. Ежели только наш Верховный не вмешается.