виртуальный клуб Суть времени

Сергей Миронов. Контрпропаганда, или От «Аватара» к Человеку

I. Вместо пролога

Эта история произошла на самом деле, в самом центре России, в наши дни, с самыми обычными людьми, из которых в массе и состоит наш народ. Художественность повествования, если она и есть, использовалась минимально для связности изложения, а также по соображениям цензуры.

Случилось мне в прошлом году с друзьями-товарищами поехать зимой на рыбалку. Четверо нас было. Люди, в общем-то, самые разные по жизни: один – водитель легковушки на предприятии; второй – молодой еще парень, хозяин небольшого магазина рыбацкого снаряжения, третий – неопределенного рода занятий, бывший зэка, много времени проведший на зоне, а потом и на поселении, четвертый – я, сисадмин средней руки на производстве. Все семейные, дети есть. Назад возвращались в благодушном настроении: настраивало тепло в машине и водка внутри. Естественно, без разговоров никак. После главных тем: о рыбалке и бабах – перекинулись чего-то на искусство. А тут как раз недавно «Аватар» Кэмерона вышел на экраны. Кто-то видел, кто-то слышал. Делились впечатлениями. Зэка вообще не понимал, чего в нем такого особенного. Хозяину магазина картинка понравилась. Водила все больше про сюжет размышлял. Я – трезвый: за рулем, поэтому особенно в разговор не встревал, но интересно.

Когда про сюжет заговорили, все же не стерпел. Фильм-то, говорю, про козла. Меня не понимают. Объясняю. Главный герой – гнида, своих продал, переметнулся на сторону врага, да еще потом своих же и крошить начал. Такой вброс незаметно пройти никак не мог, поэтому дискуссия, поначалу не имевшая перспективы, как говорят в интернетах, просто-таки взлетела.

«Ну как! – возопил мне водила – аборигены пацану ножки приделали, сосватали инопланетную девку, служебного дракона выдали. Орлом стал! А свои что могли предложить?! – пенсию и инвалидную коляску!» Мол, я пацана понимаю и одобряю.

Хозяин магазина тоже высказался «За». А вот бывший обитатель хим. поселения, имеющий обширный опыт в различных «терках» и «базарах», выжидательно замолчал.
Ладно! Я с другой стороны захожу. Говорю: «А вот Власов – он же такой же аватар, ты его тоже одобряешь и понимаешь? Он, блин, тоже что ли герой?!»

Тут нужно сделать небольшое отступление. Друзья мои, коих я очень люблю, не отягощены ни высшим образованием, ни лишними терзаниями о поисках смысла жизни. Они просто живут, как все. Вернее, они выживают, как все. Очень любят свои семьи и заботятся о них. Трудятся, добывают кусок хлеба всеми доступными способами (кто-то втихую ставит сети, кто-то сливает бензин со служебной машины). И, как у многих, – в голове каша. Результат 20-летнего проживания и промывания мозгов в театре абсурда, под названием «РФ».

Ну, в общем, спросил я про предателя генерала Власова. Тут мужики начали слегка мяться, но водила, мой самый яростный всегдашний оппонент, особенно по пьяному делу, этак вскинувшись независимо, выдал: «Откуда мы знаем, как оно все там с Власовым и его армией было? Может, гэбня кровавая свои происки творила, или лично Сталин сожрать обещал. Не нам их судить». Я попробовал немного эти либеральные штампы нейтрализовать, но не помогает. Думаю: в такую помойку в головах соваться ни к чему, тем более, мужики под газом, ничего никому не докажешь. Я ж не Христос, за пару минут осенять благодатью! Но, что характерно, экс-зэка меня поддерживает, причем от души, от сердца. Видно, что, как и любому, выросшему в СССР, эта тема близка и понятна. И тут меня осенило.

«А вот мужики, – говорю, – как вам такая ситуация, вполне реальная, кстати? Мы все тут друзья, случись чего, все друг за друга встанем, так?» – «Так! Конечно!» – почти ревут. «То есть, – продолжаю, – отбиваемся ли мы от утырков у ларька или все вместе попали в армию, друг друга бросить не можем. Любой из нас стоять в сторонке, пока остальных мордуют, наверное, не будет!» Чуть по шее не получил за такое оскорбительное предположение. А я продолжаю. «Вот, к примеру, представьте, воюем мы все вместе против немцев, и оторвало мне ногу. На родине кроме мизерной пенсии и удостоверения инвалида ничего не светит. А немцы через шпиона предлагают мне: сдавай нам своих корешей, а мы тебе новый современный немецкий протез приделаем, дадим наш народный немецкий автомобиль с коробкой-автомат и немецкую проститутку в придачу. И вот, сдаю я вас по-тихому ночью. Вас спящими вяжут, а потом после допроса расстреливают. Чего вы мне последним словом на эшафоте скажете? Молодец, как ты с ножкой ловко придумал, да еще и личную жизнь устроил?! Падла! – вы мне скажете, и всю оставшуюся жизнь я буду жить падлой». Соглашаются, естественно. «И кто после этого, – спрашиваю, – ваш аватар?» «Падла!»– отвечают. Дожимаю вконец: «Ну, и кто же ваш генерал Власов?». Повесили гриву, признают: «Да уж, чего тут скажешь, гад, конечно!» На этом у нас разговор про «искусство» закончился.

II. Вместо эпилога

Вспомнить эту историю меня заставили разные обстоятельства.

Первое – я хотел наглядно показать состояние ума среднестатистического соотечественника, со всей этой кашей в голове.

Второе – вполне реально это состояние приводить в порядок. Пусть понемногу, пусть трудно, но реально.

Третье – людям не нужны возвышенные абстрактные, пафосные, но пустые словеса. Главный герой фильма «Брат» одной фразой сказал больше, чем все политики и прочие пустобрехи, треплющиеся о судьбах России: «Русские своих на войне не бросают!». Несмотря на всю кашу, у нас еще остался стержень, так называемая российская (русская, бурятская, татарская, мордовская, калмыцкая и т.д.) ментальность, об которую ломают зубы не один век любые враги. И если моя история в этом плане вам может показаться сомнительной, то история в Сагре, ни у кого, по-моему, сомнений не вызывает. А там были такие же люди, хотя Духа им, конечно, не занимать.

И последнее для этого раза. У нас еще много такого за душой, что обычно описывают при помощи той же философии, религии, метафизики, того, что Кургинян назвал «идеальное в головах»: принципы, идеалы, стремления, вера (не обязательно религиозная), мировоззрение. То, что закладывается еще в детстве – семьей, обществом, государством. Это идеальное не обязательно должно быть какой-то сложной философской абстракцией: Богоизбранность, Вера в Предназначение и разная подобная ахинея. Многие просто забыли – и я напомню – что практически в каждом из нас сидит любовь к близким и родному дому, дружба и чувство локтя, гордость, мужество, верность. То, что без всяких раздумий заставляет каждого нормального мужчину вставать в строй с друзьями в случае опасности. И из этих простых, базовых человеческих понятий складываются невероятно глубокие и в тоже время простые конструкции, делающие нас Людьми. Их пытаются в нас разрушить, но это практически нереально, пока существует связь поколений, История.

Одну из таких конструкций, имеющую непосредственное отношение к этому рассказу и присущую нам, можно назвать самопожертвованием. Но наиболее точно это понятие отображает фраза из Библии: «Нет большего благочестия, чем сложить голову за други своя». Девять сагринцев, выходя против шестидесяти бандитов, наверно, не думали об этом, и Александр Матросов, бросаясь на дот, наверно, тоже не думал, псковским десантникам, наверно, тоже было не до того – но все они поступили именно так. И я верю, что таких людей у нас много. На таких Людях держится народ. Пока есть народ – мы живы, мы будем. Главное, помнить, что и ты – это тоже народ, и за душой у тебя много чего есть, кто бы тебе что ни говорил.