виртуальный клуб Суть времени

Иван Пересунько. Рецензия на фильм «День Победы»

Фильм «День Победы» невозможно назвать ни хорошим, ни плохим. Он никакой. Совсем. Нет актёрской игры, нет четко обозначенного сюжета, одни только его намётки. Актёры не играют, они просто проговаривают текст, и складывается впечатление, не вникают в то, что именно надо говорить и почему. По ходу просмотра возникает мысль: а знают ли актеры, что это фильм о войне?

Ну, да не актерскую игру я собираюсь обсудить, а содержание самого произведения. Все ляпы и идеологические штампы затронуть невозможно: слишком их много – остановлюсь только на основных.

Но сначала кратко о содержании фильма. Он состоит как бы из двух перемежающихся частей. Основная, где действие происходит во время Великой Отечественной войны на фронте, и дополнительная, в которой показана подготовка к параду 9 мая 2005 года. Главные герои в обеих частях одни и те же: они когда-то воевали вместе, а потом их дороги разошлись и встретились только на репетиции парада, в котором должны принимать участие, проезжая мимо трибун в грузовиках. Один из героев – младший лейтенант, командир маршевой роты во время войны и полковник в наши дни, другой –бывший зек и младший сержант впоследствии.

С самого начала непонятно, где и в какое время происходят события. Об этом приходится догадываться по форме наших бойцов и командиров. Так вот, судя по форме, время действия – лето то ли 41-го, то ли 42-го года.

Из бывших зеков, изъявивших желание пойти на фронт, и добровольцев формируется маршевая рота. Такие роты формировались для следования на фронт и пополнения находящихся там частей и подразделений. Но авторам фильма что маршевая, что штрафная, что обычная рота – всё едино. И они, не сомневаясь ни секунды, отправляют эту роту сразу после марша в бой, на минные поля. Да и сам путь на фронт у роты проходит странно. В роте один командир (не считая старшины-сопровождающего) – младший лейтенант после училища. То, что сразу после училища младшего лейтенанта не могли назначить на должность командира роты, никого из авторов, видимо, не волнует и не интересует. Мало того, на привале к ротному обращается бывший зек (обращается – еще сильно сказано), а нынче рядовой солдат, и предлагает младшему лейтенанту покараулить роту, пока она три часа будет спать: мол, люди устали, и надо бы отдохнуть. И командир соглашается! Не командир, а марионетка в руках солдат, как он дальше будет с ними воевать – совершенно непонятно. Вроде хотели показать отца-командира, заботящегося о своих солдатах, а показали тряпку, идущего на поводу у кого ни попадя.

Прибыв на место и доложив о прибытии, командир роты тут же узнает, что через два часа ему с ротой предстоит взять штурмом занятую немцами деревню. Причем атакой через минное поле. Командир полка обосновывает это тем, что сил в полку мало, а утром немцы начнут атаку и полк сомнут. А времени снимать мины и делать проходы нет. У мало-мальски думающего зрителя сразу же возникает вопрос: а зачем атаковать, если пришло пополнение и в обороне позиции удержать легче, тем более что впереди минное поле, которое поставили сами немцы, а значит, и наступать они не собираются. И почему комполка воюет, как хочет: захотел – наступает, захотел – обороняется, такое впечатление, что ни вышестоящих командиров, ни поставленной задачи, ни соседей слева-справа у полка нет. Но авторам такие вопросы нипочем, им уже всё ясно: наши командиры – звери, тупые и необразованные, им на солдат плевать, лишь бы побольше их положить. Особенно зверствует комиссар. Тем более что он точно знает, что немцев против них – два полка и танковый батальон. Только абсолютно неясно, откуда он это знает: ведь разведки в полку нет, во всяком случае, ничего о ней не упоминается.

В общем, смотрите, дорогие зрители: ваши предки военному делу не обучены были, воевали на авось. Да еще и в атаки пьяными ходили, потому что замкомполка так и говорит: получите спирт, перед атакой положено. То, что спирт выдавали, авторы видимо слышали, а вот сколько, когда и кому – нет. А выдавали его только в конце дня, в зимнее время, для личного состава частей, имевших успехи в боевых действиях против немецких захватчиков. А не всем кому попало перед атакой, что в нашем кинематографе последних лет стало уже штампом.

Ночью перед рассветом начинается атака. Почему два часа до нее, данные командиру роты на подготовку, не были использованы для проделывания проходов в минных полях, неизвестно. Опять все тот же штамп: звери-командиры, не умеющие воевать, гонят бессловесную солдатскую скотинку на убой. Первое время рота передвигается ползком, но после первого взрыва мины вскакивает и начинает беспорядочно и бестолково палить в сторону немцев, показывая полную необученность и неумение разумно действовать. Особенно радует комроты, стреляющий из пистолета, даже не видя противника. Сразу видно: идиот необученный, как и все командиры – известно же, что Сталин уничтожил всех толковых еще в 37 году. Двух несущих раненого бойцов комиссар лично расстреливает, якобы приняв их за немцев. После этого он пытается выскочить из окопа и палит из пистолета в белый свет как в копеечку.

Не прошло и минуты, как вся рота погибла, за исключением командира и пары бойцов. И вот один из них сползал в расположение немцев и обнаружил там всего полроты и танк с бронетранспортером. Это вроде как символизирует, что немцы воевали лучше нас, заваливающих их трупами. При этом танк охраняет один часовой, каких либо укреплений не видно, а все остальные дрыхнут без задних ног, да еще и в нижнем белье. Прям не война, а курорт. И то правда – зачем беспокоиться, если русские сами себя на минах подорвут? Но оставшиеся в живых решили подорвать танк и расстрелять неизвестно с чего вдруг начавших панически бегать немцев, как куропаток. Что с успехом и проделывают. А тут и полк в атаку поднялся.

В живых остаются двое из маршевой роты, командир и еще один боец. Причем этот боец попал на фронт из зоны, будучи осужденным за то, что стрельнул ночью в окно из ракетницы – на радостях от согласия невесты выйти за него замуж – и попал в «черный воронок». Это – отсыл к злобным энкаведешникам, собирающих свою жатву по ночам и сажающих всех, кого загребут. А как же, всем же известно, что по ночам от «воронков» было не протолкнуться, прям стрельнуть некуда! Так вот, оставшихся в живых командира и бойца представляют к наградам, причем делается это между делом, за завтраком и с папироской в зубах. Вот, мол, командиры какие нелюди, роту положили, а сами спокойно едят-пьют и не подавятся. А чего их жалеть? – старшина следующих приведет на убой. Комиссар старшине так и говорит: ты, мол, Харон, перевозчик из мира живых в мир мертвых. Следующий кадр: по дороге идет новая рота. Нам еще раз напомнили: мы победили, завалив немцев трупами.

Заканчивается фильм кадрами из нашего времени, когда после парада друзья-фронтовики пьют водку (ну, а что делать?), поминая товарищей. И опять момент, вроде бы по-человечески понятный и естественный, снят убого и отталкивающе. Но еще более его усугубляет песня воина-афганца, подошедшего поздравить ветеранов с праздником. Мало того, что его играет рок-певец Александр Ф. Скляр, который в этой роли смотрится нелепо и неестественно, так еще и текст поздравления вызывает недоумение – как минимум. Он говорит о том, что тоже воевал, но не испытал радости победы. Вот, мол, уважаемые ветераны, какие у вас потомки, вам не чета. Учитывая, что в фильме действия наших бойцов и командиров в годы войны показаны не с лучшей стороны, то в Афганистане мы воевали еще хуже и бестолковее. Получите, ещё и воины-афганцы, ушат помоев на голову.

Вывод для фильма неутешителен и ясен: грубая, нашпигованная штампами поделка, выставляющая наших предков идиотами и безжалостными нелюдями, не жалеющими солдат. Авторы совсем ничего не знают – да и не хотят, наверное – о войне. Сначала они путают маршевую и штрафную роту. Первые, как уже упоминалось, создавались для следования на фронт и пополнения находящихся там частей – по количеству солдат, сержантов и офицеров маршевая рота могла равняться батальону. Командовать ею младший лейтенант только что из училища не мог ни при каких обстоятельствах. И отдельно вступать в бой она никак не могла. Тем более в полном составе идти в атаку на минное поле. Еще понятно было бы, если бы рота была штрафной – они как раз и придавались полкам для атаки на особо опасных и хорошо укрепленных участках обороны противника. Но речь в фильме идёт исключительно о маршевой роте. Так же авторы не имеют представления ни о боевой задаче, ни об инженерно-саперном обеспечении наступательных действий, ни об элементарных правилах ведения боевых действий, а в результате их невежество и отсутствие хотя бы малейшего проникновения в тему войны проецируется на наших предков. В итоге у зрителя создается ложное впечатление о том, как воевали наши солдаты в годы Великой Отечественной, рисуются образ бестолковых, неумелых и неграмотных командиров и солдат – бессловесной скотинки – идущих на убой по минному полю, гибнущих сотнями и заваливающих немцев собственными трупами.

Смотреть не рекомендуется категорически.