виртуальный клуб Суть времени

Невероятные приключения воров в немецком тылу

НАША ГАЗЕТА
АРТ-КОНТРПРОПАГАНДА


   Ольга Ямбаева

   НЕВЕРОЯТНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВОРОВ В НЕМЕЦКОМ ТЫЛУ
   Рецензия на сериал «Вторые»,
   реж. Александр Даруга, производство «Телеостров», 2009 г.

Новые песни
Придумала жизнь...
Не надо, ребята,
О песне тужить.
М.Светлов, «Гренада»

В советском кинематографе было создано большое количество фильмов о Великой Отечественной войне. Они рассказывали о жизни и делах различных людей: бойцов Красной армии, сдерживающих наступление немецких войск; партизан, сражающихся с оккупантами; партийных работников, организовывающих переброску заводов на восток страны; рабочих и инженеров, налаживающих работу этих заводов, часто под открытым небом; ученых, осуществляющих научные экспедиции по поиску необходимых стране ископаемых; разведчиков, выполняющих задание центра по добыче важной информации; женщин-колхозниц, взявших на себя всю тяжесть ведения хозяйства в отсутствие мужчин; комсомольцев, создающих подпольную организацию для борьбы с врагом… Сложно перечислить все категории людей, о которых были сняты фильмы. Важной особенностью этих фильмов было то, что все герои делали одно дело – каждый на своем месте вносил вклад в борьбу с врагом. Каждый, как бы далеко он ни был от реального фронта, по сути – воевал.

После 1991 года, еще по инерции эта традиция была продолжена, но к началу нового века ситуация стала меняться, и в первое десятилетие оформилась новая традиция. Появились другие категории и профессии, о которых стали снимать кино. От священнослужителей до штрафников. От душевнобольных до просто глупых. Но новизна традиции в данном случае выражается именно в том, что новые персонажи как бы оторваны от той страшной, но единой жизни страны военных лет. Они не вместе со всеми, а стоят особняком и, в общем-то, не желают «сливаться в дружном порыве». Тем не менее, именно они становятся объектом пристального внимания режиссеров и сценаристов.

Это принципиальное отличие, эта новая традиция прочно вошла в новое кино о войне, а на фоне отсутствия какой-либо цензуры и дальнейшей либерализации вплоть до «автор имеет право на художественный вымысел» традиция эта расцветает пышным, фантастическим цветом. Поэтому и получается такое «интересное кино», о котором мы поговорим ниже. В данной рецензии я хочу остановиться на сериале «Вторые», в котором речь как раз и пойдет о таких вот «неизвестных героях Великой Отечественной».

Повествование переносит зрителя в август 1941 года под Москву, где совершенно случайно, на правительственном маршруте, сотрудниками НКВД был обезврежен отряд диверсантов, готовивших покушение на Сталина. Во время перестрелки один из диверсантов стреляет по ведомственной машине из неизвестного ранее, но такого мощного оружия, что машину разносит в хлам, у стрелявшего отрывает руку, а само оружие взрывается. Одному из диверсантов все же удается уйти, а того, что стрелял, берут в оборот – допрашивают и узнают про наличие некоей школы по подготовке диверсантов. Впоследствии диверсанта убивает неизвестный прямо в ведомственном здании, а у работников НКВД – генерала Мирзоева (В. Стеклов) и полковника Алехина (И. Лагутин) теперь есть чем заняться на досуге: необходимо выявить предателя в самом Управлении и найти школу в немецком тылу. Для этого они решают отправить две группы: одну – тайно, а вторую громко, на виду у всех. Здесь зрителю должно стать понятным название фильма: «Вторые» – поскольку в дальнейшем повествование будет строиться вокруг именно этой, второй группы.

При переходе через подготовленное «окно» в немецкий тыл группа под командованием капитана Кочубея (А.Пашинин) глупо обнаруживает себя, вступает в бой, и из 12 человек в строю остается ровно половина.

Вот, собственно, и вся завязка.

А дальше развитие событий представляет собой красочный сумбур жанров и стилей. Здесь и липовая свадьба из х/ф «Свадьба в Малиновке», и фантастическое оружие из х/ф «Гиперболоид инженера Гарина», и трогательная уголовная тематика из х/ф «Джентльмены удачи», глупые немецкие солдаты, как в х/ф «Крепкий орешек», и голос за кадром, дающий историческую справку, как в т/ф «17 мгновений весны».

Через какое-то время группа советских диверсантов в количестве 6 штук сталкивается в лесу с группой бежавших уголовников, тоже советских, в количестве 5+1. (Еще один – это конвоир, который охранял тюрьму до ее бомбежки и не посмевший оставить своих подопечных, когда они таки разломали решетку и бежали). Встреча проходит на высоком идейно-патриотическом и понятийно-уголовном уровне, и обе стороны решают пока бесшумно разойтись, но судьба упорно вновь и вновь сталкивает их вместе. В конце концов, сам Центр дает добро на участие уголовников в деле обнаружения школы диверсантов, ведь 6 плюс 6 равно опять 12.

И не зря.

Уголовный элемент под командованием хитрованского вора в законе Седого (В. Зайцев) проявляет чудеса находчивости, внимания и расторопности в деле уничтожения полицая Фомича, освобождения нескольких вагонов с советскими гражданами, приготовленных для отправки в Германию, добычи портфеля с важными документами, а также в деле уничтожения такого же уголовного элемента, но только перешедшего на сторону врага. Двое обладают исключительными способностями: великой силой и умением гипнотизировать врага, и почти все – навыками точного метания ножей и бесшумного передвижения по лесу, чем заметно превосходят группу подготовленных для всего этого советских диверсантов. Правда, иногда уголовному элементу мешает отсутствие дисциплины, что немного осложняет и без того трудные условия диверсионной жизни, но это компенсируется крепкой дружбой и взаимовыручкой среди членов шайки. А милые взаимные шуточки только лишний раз доказывают высокий профессионализм героев.

На середине фильма зритель может заподозрить, что эта группа товарищей как раз и есть та самая секретная первая группа, но авторы не оставляют никаких надежд на чудо: в одной из серий первую группу уничтожают немцы.

Создатели фильма проводят наших героев – уголовников и разведчиков – вместе по вражеским тылам, дают им с честью выполнить задание – обнаружить школу диверсантов и взять в плен ее начальника генерала Рихтера, а так же выявить предателя в своих рядах. В живых остаются только двое: хитрованский вор Седой и капитан Кочубей. Капитану предстоит переброска в Москву с помощью местных партизан, а Седой, растеряв всех своих товарищей, решает остаться в партизанском отряде.

Фильм заканчивается ликвидацией немецкого диверсанта, сумевшего избежать уничтожения вместе со всей школой диверсантов, при попытке покушения в центре Москвы.

Мне сложно предположить, каким образом создателям фильма пришла в голову идея изобразить в качестве героев именно уголовников. Может быть, профсоюзу воров в законе стало обидно, что про них не снимают героических фильмов, и члены профсоюза написали коллективное письмо в Правительство Москвы. Не могу поверить, что подобные события имели место в истории диверсионных войн периода Великой Отечественной, хотя, безусловно, примеров искупления вины перед Родиной в бою достаточно. Но вот что именно таким групповым образом, как изображено это в сериале «Вторые», представляется мне крайне сомнительным. Однако мы имеем в итоге то, что мы имеем.

Вообще, невзирая на абсурдность главной канвы в повествовании, фильм получился на удивление смешной, нелепый и трогательный одновременно. Характер главного вора, его нежелание сражаться с врагом за эфемерную большую Родину с развитием событий терпят перестройку, что и приводит его в итоге в партизанский отряд. Вот когда происходящее в фильме наиболее похоже на возможную реальность – человек сам, потеряв близких людей, решает продолжить дальнейшую борьбу для того, чтобы отомстить за своих дружков.

При этом хочу отметить, что в фильме качественно воспроизведены такие мелочи, как установленная форма обращения среди работников НКВД и красных командиров, а также неоднократное упоминание словосочетаний «советская Родина», «советский народ», факты угона людей на работу в Германию, помощь местного населения партизанам. Присутствие в диверсионной группе немца-коммуниста, готового к смертельной схватке со своими бывшими соотечественниками, нежелание деревенских снимать красный флаг со здания правления, священнослужитель, помогающий советским бойцам, хоть и сидел при советской власти (особенно, эта его фраза «Вот в иных ваших с партбилетом Бога больше, чем в тех, кто крестные знамения творит») – это все, безусловно, качественно новое продвижение сценариста и режиссера на пути создания атмосферы фильма по сравнению с многими их коллегами. Но наряду с этим можно увидеть, что диверсионная группа в тылу у немцев ходит в пилотках с красными звездочками, командир их не смог разработать ни одной операции, и вообще, разведчики выглядят и ведут себя не вполне профессионально, что особенно бросается в глаза при сравнении с уголовниками. Ярким моментом в фильме служит участие молодого артиста Алексея Воробьева, воплощающего собой образ русского парня с песней на улыбающихся устах.

Русские песни в хорошем исполнении добавляют в фильм лиризма, однако, все остальное: от «секретного немецкого оружия» до участия воровской шайки в деле ликвидации диверсионной школы – чистая фантастика, а в совокупности со ставшими уже обязательными и привычными сценами плотской любви на сеновале (советские деревенские девушки такие доступные), блатной феней и стрельбой фильм превращается в приключенческий.

Смотреть можно, но каждую минуту помнить, что никакой претензии на историчность быть не должно – нет к тому достаточных оснований, и ни о чем, кроме фантастических приключений советских граждан на фоне войны, авторы рассказать не хотели. А уголовный элемент в качестве героев хоть и добавляет веселья, но оставляет все же неприятный осадок. Обидно, что при всех вышеперечисленных плюсах фильма на роли главных положительных героев были выбраны именно уголовники, а сценарист не смог – или не захотел – среди миллионов советских граждан найти более реальные и достойные прототипы.