виртуальный клуб Суть времени

Ювенальные технологии - "Немножко плохие родители"

М.Градова

«НЕМНОЖКО ПЛОХИЕ РОДИТЕЛИ,  
 или внедрение в общественное сознание базовых сведений о международных стандартах, принципах, правилах и нормах, составляющих основу системы ювенальной юстиции»

 

Юридическое расследование – 1.
 
1.Мягко стелют – жёстко спать
____________________________
08 ноября 2012г. в программе центрального телевидения «Сенат» встретились три уважаемых персонажа -
Егорова Марина Оскаровна, Президент «Национального Фонда защиты детей от жестокого обращения», Клишас Андрей Александрович – председатель комитета Государственной Думы Российской Федерации по конституционному строительству, Гаттаров Руслан Усманович – член Совета Федерации.
 http://www.sirotstvo.ru/rus/about//document4676.shtml
            По их сдержанному тону, вкрадчивой риторике неискушённому зрителю невозможно было понять, о чём идёт речь в теме «Нужна ли России Ювенальная юстиция?». Сработали они на четвёрку с плюсом, усыпили-таки бдительность некоторых граждан, которые тут же с облегчением и поведали: «Ну вот, видишь, они же за сохранение семьи. Ведь патронат-то будут устанавливать только с согласия родителей, и делается это, чтобы не лишать их родительских прав! А Ювенальной юстиции в России нет и не будет, ты слышала – все они против».

 
            Надо сказать, играли персонажи передачи довольно фальшиво, несмотря на природное обаяние и харизму: тут было и осуждение Ювенальной юстиции западного образца со стороны Клишаса А.А., и разъяснение со стороны Егоровой М.О., что же такое на «самом деле» социальный патронат, и ненавязчивая привязка Гаттаровым Р.У. к социальному патронату толковой работы «общественников» (именно общественники лучше и дешевле окажут услуги нуждающимся гражданам). Играли, как могли, путались относительно оснований назначения социального  патроната, а напоследок дружно поддержали высказывание Клишаса А.А.: «Если вы слышите такое выражение, как Ювенальная юстиция, будьте осторожны!», и задачу по введению граждан в заблуждение частично выполнили. Частично, потому что не все ведь в России такие наивные, как лоббистам хотелось бы. И подумала я: «Сколько статей и разъяснений юристов написано по двум пресловутым законопроектам, которые коротко принято называть «о социальном патронате» и «общественных наблюдательных комиссиях», а всё никак не могут уяснить граждане, что те нормы, которые пытаются внедрить в российское законодательство лоббисты ювенальной юстиции и есть то самое зло, которое существует  на западе, и которое большинством в Российской Федерации осуждается». Погоревала и решила провести своё юридическое расследование…
           
2.Шерше ла фам
_______________
 
Советские зрители наверняка помнят миниатюру Аркадия Райкина, где он вопрошал: «Скажите, а это не королева Виктория? Нет?».
…– Нет, - пришёл мне ответ в ходе расследования, - это не Валентина Матвиенко. Уж больно птица высокого полёта, всегда на виду. Да, много недоразумений принесёт гражданам её активность в продвижении проювенальных законов. Хотелось бы верить, что это только служебное рвение, заблуждение слабой женщины. Что она может в тех условиях, в которые поставлена? Возможно, кто-то бы и смог сопротивляться системе, она не смогла. Да и хотела ли? В результате, оказалась чуть ли не самым заинтересованным лоббистом ювенальных технологий…
Между тем, это может быть не совсем так, или даже совсем не так.
Посмотрим на проблему с другой стороны – со стороны неочевидной.
 Я не буду в очередной раз вспоминать историю вопроса – подписание конвенций, заинтересованность запада. Вся эта информация уже набила оскомину. Не буду вспоминать и про транснациональные корпорации. Всё это известно, и всё это понятно. Но одного звена в цепочке явно не хватает: кому на самом деле в нашей стране было бы выгодно принятие ювенальных законов? Где эта самая связь между законом и его исполнением? И, как мне кажется, один из  кандидатов на эту роль нашёлся… Марина Оскаровна Егорова и возглавляемый ею Фонд.
 
 
 3.Скованные одной цепью, связанные одной целью
________________________________________________
 
По опыту знаю, что лучшие аргументы – факты, подтверждённые документально. Поэтому не буду пересказывать, а предоставлю читателю выдержки из доклада, опубликованного в свободном доступе в сети Интернет. Единственная просьба: не смотря на объёмный материал, постараться дочитать до конца, поскольку представленная информация имеет, на мой взгляд, большое значение для понимания рассматриваемой нами темы.
Как оказалось, Егорова Марина Оскаровна – это не просто милая женщина, это величина, находившаяся в тени, не замеченная активистами-общественниками. Так бы она и осталась неузнаваемой, если бы лоббисты ювенальных технологий не решились её выпустить на телевидение в роли авторитетного тяжеловеса:
президент «Национального Фонда защиты детей от жестокого обращения», 
член Правительственной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,
член Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.

http://www.sirotstvo.ru/fond/about/direct/index.shtml 
 
В чем же заключается миссия возглавляемого ею Фонда:
Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения учреждён ведущими российскими специалистами, более 15 лет работающими с детьми из групп медицинского и социального риска. Миссия фонда - защита прав детей через повышение качества помощи детям и семьям, обеспечение условий нормального развития для каждого ребенка.
Согласно Уставу Фонда:
2.4. Фонд устанавливает деловые связи с российскими и иностранными государственными органами, международными, общественными, коммерческими, некоммерческими и иными организациями, а также с гражданами России и зарубежных стран, принимает участие в осуществлении совместных мероприятий, направленных на выполнение уставных целей Фонда, сотрудничает с международными и иными организациями.
4.3. Источниками формирования имущества Фонда являются:
 добровольные имущественные взносы и пожертвования, полученные от государственных и муниципальных органов, российских и международных организаций, граждан России, юридических и физических лиц, в том числе целевые; иные законные источники.
Данные из отчёта Фонда за 2010-2011 годы:
 
Докладывает Президент национального фонда МАРИНА ЕГОРОВА:
      
 В последние два года Фонд плодотворно сотрудничал с федеральными и региональными органами власти Российской Федерации, стремясь оказать содействие развитию и совершенствованию мер государственной политики в интересах детей. Мы приняли участие в разработке основополагающих программных документов в этой области. В эти два года в 14 регионах России Фонд оказывал содействие модернизации механизмов защиты прав детей, в том числе развитию правовой базы, внедрению новых видов помощи семьям и детям
 
(М.Г.: Замечу – так называемых «новых» видов, а по сути – изобретён велосипед, но об этом далее).
 
 На основе анализа лучших российских практик Фонд сформировал пакет профилактических услуг, направленных на решение наиболее острой и болезненной российской проблемы – социального сиротства.
 
(М.Г.: Очень спорное утверждение, не подтверждённое статистическими данными. На мой взгляд, так это повальная коррупция – наиболее острая и болезненная российская проблема).
 
Эта разработка была поддержана и рекомендована к использованию представителями профильных министерств и ведомств и большинством субъектов Российской Федерации.
 
Эксперты фонда:
 
Мы очень рады, что в отчетный период значительно расширились партнерские отношения Фонда с представителями федеральной и региональных властей, в чьи полномочия входит обеспечение прав детей. Вместе с тем, данный факт накладывает на нас дополнительную ответственность, связанную с необходимостью научного обоснования и глубокого анализа существующего российского и зарубежного опыта в сфере защиты прав детей и профилактики социального сиротства, при осуществлении такого сотрудничества. Поэтому к разработке технологий и услуг Национальный фонд привлекает ведущих российских и зарубежных экспертов по актуальным вопросам защиты детства, известных специалистов ведущих университетов и научно-исследовательских центров
 
(М.Г.: Без ведущих зарубежных экспертов россиянам никак не обойтись, действительно, кто же расскажет, как правильно внедрять ювенальные технологии).
 
Участие Фонда в формировании Государственной политики в интересах детей:
 
Национальный фонд защищал и отстаивал интересы детей, участвуя в обсуждении и подготовке государственных решений на федеральном и региональном уровнях. Фонд принимал активное участие в разработке основополагающих документов в сфере защиты детства
 
 (М.Г.: Скажем прямо – очень своеобразная помощь российским детям по упрощению их отъёма от родителей).
 
Документы, разрабатывавшиеся при участии Национального фонда:
 
Проект Программы «Комплекс мер, направленных на совершенствование деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения с ними».
Проект разработан Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и представлен в Правительство РФ.
 
Проект Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
 Работа над вариантами проекта велась рабочими группами при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка и при Совете Федерации Федерального Собрания.
 
(М.Г.: Страна должна знать, кому обязана появлением Национальной стратегии, и с кого, в случае чего, можно будет спросить за предстоящие события. Оказывается, причастны все те, кто активно и открыто отмежёвывается от понятия Ювенальная юстиция, всеми имеющимися административными ресурсами продвигая ювенальные технологии в Российскую Федерацию).
Конференции, организованные при участии Фонда:
 
Фонд играл активную роль в деятельности подгруппы по защите детства рабочей группы по гражданскому обществу двусторонней Российско-Американской Президентской комиссии.
- Международная конференция «Вопросы организации работы детских телефонов доверия под единым общероссийским номером» (Москва, 9-10 декабря 2010).
Конференция организована Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).
-  Российско-Американский форум по защите детства (Улан-Удэ, 1-6 августа 2011).
Форум инициирован группой российских экспертов в рамках подгруппы по защите детства рабочей группы по гражданскому обществу двусторонней Российско-Американской Президентской комиссии в октябре 2010 года. Организаторы форума с российской стороны – Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, Правительство Республики Бурятия, Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, с американской стороны – Министерство юстиции США, Агентство США по международному развитию, Институт социальных услуг США, Американский союз профессионалов против жестокого обращения с детьми.
            (М.Г.: Именно на этом форуме была принята резолюция, выполненная на сегодняшний день российским государством почти полностью. А в принятии её участвовали, в том числе, Астахов П.А. и Егорова М.О.
В резолюции указано:
            «…Участники форума рекомендуют Правительству Российской Федерации:
 
создать организационно-правовые условия для того, чтобы НКО рассматривались как равнозначные партнеры и поставщики услуг наравне с государственными учреждениями;
разработать и закрепить в правовой системе стандарты деятельности по защите прав детей, что позволит стимулировать развитие рынка социальных услуг для семьи и детей, создание конкурентной среды, обеспечение качества помощи, оказываемой некоммерческими организациями.
 
6. Приоритетным направлением развития системы защиты детства является формирование рынка услуг для семьи и детей.
 
Участники форума рекомендуют органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
 
создать правовые, организационные и финансовые механизмы, позволяющие организациям различных организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности развивать услуги по защите детства на своей базе и выступать на рынке услуг в качестве поставщиков. В числе таких механизмов – переход от содержания учреждений по смете к практике финансирования услуг;
реинвестировать экономический эффект от модернизации системы защиты детства в ее дальнейшее развитие .
7. Эффективным инструментом повышения качества деятельности по защите прав детей является деятельность зонтичных, сетевых организаций и профессиональных ассоциаций.
 
Участники форума рекомендуют органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
 
привлечь российские профессиональные ассоциации и сетевые организации к разработке и внедрению стандартов услуг по защите детства, а также к осуществлению переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы защиты детства...».
 
                Что называется – приехали! В Российской Федерации действует внешнее управление, живём под американскую диктовку! И не стесняемся этого!
 
                Активисты годами бьются, чтобы российские семьи оградить от западных ювенальных технологий, ждут провокаций от западных политиков, а здесь всё гораздо проще: найди заинтересованное лицо, поставь дело на коммерческую, сетевую основу  -  и дело в шляпе! ВСЁ СДЕЛАЮТ СВОИ СОГРАЖДАНЕ).
 
Ассоциации, созданные Фондом:
 
Российская ассоциация детских телефонов доверия http://www.sirotstvo.ru/td2010/ .
Российская ассоциация детских телефонов доверия создана Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения в 2007 году. В настоящее время ассоциация поддерживает 284 службы детских телефонов доверия из 67 субъектов Российской Федерации.
Направления деятельности Ассоциации:
Проведение Всероссийского конкурса профессионального мастерства для специалистов служб детских телефонов доверия «Слышать ребёнка». Координация проведения мероприятий по празднованию Международного дня детских телефонов доверия (17 мая) в Российской Федерации.
(М.Г.: Можно себе представить, с каким размахом празднуется день телефона, если даже координация этому мероприятию требуется. Сколько же средств нужно, чтобы оплатить такое солидное мероприятие!).                                               
Создание всероссийской статистической системы сбора и анализа обращений на телефоны доверия по детско-подростковой тематике.
Национальный фонд является официальным представителем России в Международной ассоциации детских телефонов доверия (Child Helpline International, CHI).
Программы и проекты:
- Программа «Компас для детства» (2010 –2014).
В июне 2010 года Фонд приступил к реализации четырехлетней программы, направленной на укрепление потенциала российской системы защиты детства. В рамках программы Фонд разрабатывает методический инструментарий для региональных органов государственной власти (в том числе – пакет стандартов профилактических услуг для семьи и детей, образовательные программы для специалистов, инструменты оценки потребностей в услугах, методические рекомендации по разработке и мониторингу региональных долгосрочных и целевых программ). В трёх федеральных округах создаются межрегиональные Центры передового опыта по защите детства. Фонд оказывает поддержку профессиональным ассоциациям и некоммерческим организациям в распространении передового российского опыта в этой сфере. В презентации программы «Компас для детства» приняли участие более 150 представителей государственных органов, некоммерческих организаций, экспертного сообщества.
Сформирован Консультативный совет программы, в который вошли представители Администрации Президента РФ, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства образования и науки РФ, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Общественной палаты РФ, Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), научных организаций.
Созданная Фондом междисциплинарная команда экспертов составила описания 300 практик и выделила 56 лучших.
Профилактические услуги для семьи и детей (примеры):

  1. Услуга «Домашний помощник».

 
Снижение риска жестокого обращения с детьми через обучение родителей необходимым навыкам ухода за детьми и ведения хозяйства. Домашний помощник - специально обученная женщина среднего возраста с положительным опытом воспитания собственных детей. Эффективность услуги проявляется в улучшении понимания родителями потребностей ребёнка, в уменьшении случаев агрессии в отношении детей, улучшении бытовых условий проживания семьи. Общий результат – сохранение для ребёнка кровной семьи.
           
(М.Г.: Это, надо понимать, лучшая из отобранный практик, раз уж её не постеснялись в докладе засветить под номером 1, что же будет под номером 56? И ещё вопрос: почему именно женщина средних лет? По-моему, учить пелёнки стирать – не рационально расходовать время. Дарю идею безвозмездно: смело внедряйте «Домашнего помощника» - мужчину средних лет с навыками ведения домашнего хозяйства и улучшения бытовых условий. Эта услуга гарантированно будет нарасхват. Даже благополучные семьи в целях профилактики разводов встанут в очередь на социальный патронат, чтобы получить такого бесценного бесплатного работника! Этот бы кадр точно сохранил не одну семью. А, вообще, интересно, как там с бюджетом? Кто-нибудь останавливает ООиП и НКО? А то ведь фантазия-то может разыграться не на шутку).

  1. Услуга «Групповая работа с детьми с агрессивным поведением».

Групповая работа психолога с детьми в возрасте от 7 до 14 лет, проявляющими высокий уровень агрессивности в общении со сверстниками (частые и жестокие драки). Как правило, эти дети – жертвы  физического насилия родителей. Группа предполагает обучение детей снятию напряжения и преодоление у них защитно-оборонительного поведения. Восстановление после травмы и уменьшение агрессивного поведения происходит за счёт обучения детей релаксации, распознаванию и отслеживанию своей агрессии и других чувств. Агрессивное напряжение снижается за счёт «проговаривания» детьми своих эмоциональных трудностей, обучения навыкам безопасности
(М.Г.: Ну, явный, на мой взгляд, велосипед).
 На их основе подготовлен перечень рекомендуемых профилактических услуг, включающий в себя 25 услуг для семей и детей на ранней стадии семейного кризиса, для замещающих (приёмных и опекунских) семей, для выпускников детских домов и для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Перечень одобрен Консультативным советом программы и направлен руководителям и главам законодательных органов всех субъектов Российской Федерации, от которых получены позитивные отзывы.
 
(М.Г.: Так и представляется: сидит глава законодательного органа субъекта и слюной захлёбывается, мечтая, кто бы это и над ним патронат установил, и бесплатных помощников в семью наслал? Сам-то, на государственной работе сидючи, дома ничего не успевает. Жена уж, небось, плешь проела. Самого пора родительских прав лишать. Детей-то и не видит из-за нагрузок. А тут, понимаешь, такая лафа «всякой неработи» - будут помогать, кому делать нечего. По себе, видно, и судят законодатели, считая патронат благом).
 
В рамках программы «Компас для детства» разработана также концепция проведения оценки региональных потребностей в услугах системы защиты детства. Концепция прошла апробацию и ляжет в основу методического руководства по оценке потребностей. Информация о программе и разработанные материалы доступны на сайте: www.sirotstvo.ru/compass/.
 
 (М.Г.: Уважаемые! Не тратьте вы государственные деньги на мониторинги и методические руководства. Я вам и так скажу: раз услуги «немножко плохим семьям» будут раздаваться бесплатно, смело включайте всех, имеющих несовершеннолетних детей. А ну, как народ распознает, что это за благо такое – патронат, а у вас деньги в бюджет не заложены. Что делать-то будете?)
 
Партнерами Фонда в выполнении программы являются Центр фискальной политики и Институт социальных услуг (Institute for Human Services, IHS). Программа реализуется при поддержке Агентства США по международному развитию.
 
(М.Г.: А вот этот момент очень интересен. Это как же? Центр фискальной политики будет контролировать, куда деньги американские ушли? Таким образом, россиянам вдвойне выгодно: не только сами будут получать услуги бесплатно, но и российский бюджет не надорвётся?).
 
- Проект «Детство под защитой» (2010-2012).
Формирование профессиональной переговорной площадки по ключевым вопросам защиты детства стало целью партнёрского проекта, который Фонд реализует с 2010 года совместно с Международным фондом социально-экономических и политологических исследований (Горбачёв-фондом).
В рамках проекта создан интернет-сайт (detstvo-dialog.ru) для обсуждения важных событий в сфере защиты детства, и представления позиций экспертов и лиц, принимающих решения.
Состоялось пять круглых столов, в ходе которых проанализированы наиболее острые и актуальные проблемы системы защиты детства. Обсуждения позволили сблизить позиции специалистов по ключевым вопросам и разработать практические рекомендации.
Проект реализуется при поддержке Агентства США по международному развитию.
Дискуссии, состоявшиеся в рамках проекта «Детство под защитой»:
    1.Круглый стол «Разработка российско-американских проектов в сфере защиты детства» (6 октября 2010 г.);
    2.Проект «Безмолвные голоса» (2010-2011) -
Проект реализован при финансовой поддержке World Childhood Foundation;
   3.Проект «Помочь семье – помочь ребёнку» (2009-2010) -
Проект реализован за счет средств гранта, предоставленного в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации;
   4. Проект «Участие детей в принятии решений, влияющих на их судьбу» (2011-2012) -
Проект реализуется при поддержке молдавского представительства фонда «Terre des hommes», Швейцария.
 
Деятельность Фонда в регионах России:
 
 
Фонд продолжил активное сотрудничество с российскими регионами, в том числе в рамках целевых программ и выполнения заказов органов государственной власти.  Наши усилия были направлены на  содействие комплексной модернизации системы защиты детства. Фонд принимал участие в реализации проектов
 в Москве,
Республиках Алтай,
Бурятия,
Татарстан,
Алтайском и
 Красноярском краях,
 Волгоградской,
 Иркутской,
Курганской,
Московской,
 Новосибирской,
Омской,
 Тамбовской и
Тверской областях.
 
 В числе основных направлений региональной работы Фонда – проведение аналитической и научно-исследовательской работы в сфере защиты детства, проектирование моделей организации помощи семьям и детям групп риска, разработка методических рекомендаций, проведение информационных и обучающих семинаров, супервизий, консультаций для руководителей и специалистов.
 
Представители Фонда входят в состав:
- Координационного совета при Президенте Республики Бурятия по профилактике социального сиротства;
- Координационного совета по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми Тамбовской области;
-  Координационного совета при Губернаторе Иркутской области по вопросам профилактики социального сиротства, предотвращения жестокого обращения с детьми.
 
География реализации программ и проектов:

  1. Регионы внедрения моделей профилактики социального сиротства (41 регион).
  2. Регионы-участники сетевого проекта «Ассоциация содействия модернизации домов ребёнка» (18 регионов).
  3. Регионы-участники сетевого проекта «Российская ассоциация детских телефонов доверия» (67 регионов).

 
Международное Сотрудничество:
 
 ЮНИСЕФ — это Детский фонд Организации Объединенных Наций http://www.unicef.ru/.
 
Одно из важных направлений деятельности Фонда - развитие международного диалога и сотрудничества, направленного на решение актуальных проблем в сфере защиты детства.
Фонд активно участвует в деятельности международных организаций. Он реализовал ряд проектов для Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Фонд представляет Российскую Федерацию в Международной Ассоциации детских телефонов доверия (Child Helpline International, CHI).
Фонд является членом Международного общества по профилактике насилия над детьми и пренебрежения их нуждами (The International Society for Prevention of Child Abuse and Neglect, IPSCAN) и принял участие в 12-й Европейской региональной конференции по проблемам насилия над детьми.
Представители Фонда выступили экспертами подгруппы по защите детства рабочей группы по гражданскому обществу двусторонней Российско-Американской Президентской комиссии. В рамках своих программ и проектов Фонд взаимодействует с Американским союзом профессионалов против жестокого обращения с детьми (American Professional Society on the Abuse of Children, APSAC), Институтом социальных услуг (Institute for Human Services, IHS). Фонд также реализовал ряд инициатив при поддержке Фонда «Terre des homes» (Швейцария), World Childhood Foundation (Швеция).
Опыт Фонда по разработке эффективных моделей, технологий и услуг в сфере профилактики социального сиротства вызывает большой интерес в странах Содружества Независимых Государств. Эксперты Фонда приняли участие в реализации проекта Казахской ассоциации психологов, направленного на вовлечение некоммерческих организаций в оказание социальных услуг семьям и детям.
Первый Российско-Американский форум по защите детства:
Фонд выступил одним из основных организаторов Первого Российско-Американского форума по защите детства, который состоялся 1 – 6 августа 2011 года на Байкале (Республика Бурятия). Форум был призван способствовать развитию российско-американского диалога и сотрудничества, направленного на решение актуальных национальных и международных проблем в сфере защиты детства.
О форуме в цифрах и фактах:
В форуме приняли участие 218 экспертов и практиков. Участники форума представляли 35 субъектов РФ и 8 штатов США. В рамках форума прошло 44 мероприятия На форуме прозвучало более 100 выступлений.
Темами профессионального общения представителей российских государственных и общественных организаций и их американских партнёров стали: проблемы и пути развития национальных систем защиты детства, расширение инфраструктуры услуг для семьи и детей, предупреждение жестокого обращения с детьми, помощь пропавшим и пострадавшим от насилия детям, поддержка и реабилитация семьи, устройство детей-сирот, противодействие детской порнографии и проституции.
Издания и разработки:
1.Телефону доверия – достойную рекламу! Лучшие российские практики рекламы и продвижения. – М.:
Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2010.
Цель сборника – предоставить возможность специалистам служб экстренной психологической помощи детям по телефону расширить и систематизировать знания в области информирования детского населения и других целевых аудиторий детского телефона доверия. Цель рекламной и информационной деятельности – повышение доступности помощи.
Сборник содержит материалы конкурса «Телефону доверия – достойную рекламу!», проведённого Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения в 2009 году.
2. Джудит С. Райкус, Рональд С. Хьюз. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска.  Практическое пособие в 4 томах.
Пособие было разработано как составная часть системы повышения квалификации сотрудников органов системы защиты детства в США, поэтому оно также может быть использовано как учебник для вузов, курсов и институтов повышения квалификации и в качестве справочного пособия. Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения обладает исключительным правом на публикацию данного пособия в России.
3.Джудит С. Райкус, Рональд С. Хьюз. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска. Практическое пособие в 4 т. Том I. Концептуальные основы социальной работы с детьми. 2-е издание. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2010. – 288 с.
Первый том посвящён обсуждению базовых концептуальных вопросов социальной системы детства – семейно-ориентированного подхода и его ценностей. Кроме того, в этой книге рассматриваются базовые вопросы защиты детей от жестокого обращения и пренебрежения: специфика выявления насилия над детьми и пренебрежения их нуждами, возможные причины насилия и пренебрежения в отношении детей. Описывается также подход к оценке риска, которому подвергается ребёнок в неблагополучной семье.
4.Райкус Дж., Хьюз Р. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска: Практическое пособие: в 4 т. Т II. Планирование и семейно-ориентированная социальная работа.
2-е издание. – СПб.: Питер, 2010. –256 с.: ил. Второй том пособия посвящён вопросам организации семейно-ориентированной социальной работы. В него вошли материалы, необходимые на всех этапах работы с семьёй – начиная от практических рекомендаций по установлению отношений, диагностики ситуации в семье, разработке стратегии оказания помощи, её реализации, работе с рецидивами и заканчивая организационными вопросами: взаимодействия органов по защите прав детей и других организаций, оказывающих социальную помощь, документального оформления работы. Весь практический материал подкреплён чётко изложенной и структурированной теорией.
5. По заказу и при поддержке Представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации, разработан комплект информационных и методических материалов для руководителей и специалистов учреждений здравоохранения, социальной защиты и органов опеки и попечительства.
Доходы Фонда за 2010-2011 гг.:

  1. Целевые поступления - 90 727 000 руб.
  2. Доходы от предпринимательской деятельности - 23 113 000 руб.

 
Расходы Фонда за 2010-2011 гг.:
 

  1. Расходы на программную деятельность - 69 947 000 руб.
  2. Административные расходы - 17 359 000 руб., в том числе:

Персонал – 7 834 000 руб.
Аренда офиса – 7 042 000 руб.
Покупка оборудования – 756 000 руб.
Прочие административные расходы – 1 727 000 руб.
 
Партнёры Фонда:
 
Министерство здравоохранения и социального развития РФ;
• Министерство экономического развития РФ;
• Министерство образования и науки РФ;
• Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
• Технический комитет по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) РФ;
• Санкт-Петербургский государственный университет;
• Межрегиональная общественная организация «Ассоциация работников социальных служб»;
• ФИРО (Федеральный институт развития образования);
• Администрация Алтайского края;
• Администрация Новосибирской области;
• Правительство Пермского края;
• Правительство Республики Бурятия;
• Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области;
• Управление образования и науки Тамбовской области;
• Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга;
• ГОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Лекотека» Северного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы;
• ГБУ г. Москвы «Центр социальной помощи семье и детям «Хамовники»;
• Международный Фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-Фонд);
• Благотворительный фонд «Центр помощи беспризорным детям» Торгово-промышленной палаты РФ;
• Региональная общественная организация социальных проектов в сфере благополучия населения «Стеллит»;
• Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ);
• Международная ассоциация детских телефонов доверия (Child Helpline International), Нидерланды;
Фонд «Terre des hommes» (Швейцария);
• World Childhood Foundation (Швеция);
• Американский союз профессионалов против жестокого обращения с детьми (APSAC);
• Институт социальных услуг (IHS);
• ОО «Казахская ассоциация психологов».
 
Средства массовой информации и профессиональные издания, с которыми сотрудничает Фонд:
• Журнал «Социальное обслуживание»;
• Журнал «Вопросы социального обеспечения»;
• Журнал «Социальная работа»;
• Журнал «Детский дом»;
• Журнал «Защити ребенка!»;
• Журнал «Приёмная семья»;
• РИА Новости;
• Агентство социальной информации (АСИ);
• Телекомпания «ТВ Центр»;
• Телекомпания «Мир»;
• Телеканал «Звезда»;
• Радиостанция «Голос России»;
• Радиостанция «Говорит Москва»;
Радиостанция «Свобода»;
• Радиостанция BBC;
• Газета «Аргументы и факты»;
• Газета «Вечерняя Москва»;
• Газета «Новая газета»;
Трибуна Общественной палаты Российской Федерации;
• Портал НКО;
• Информационно-аналитический портал Totalweek.ru .
 
http://www.sirotstvo.ru/files/24/Otchet%202010-2011.pdf – отчёт за 2010-2011 год.
 
… «Что вы говорите? Королева Виктория?! – Никогда бы не подумала…».
 
 
 
 
 
4.«Не учи меня жить! Помоги материально…»
___________________________________________
 
Итак, подведём предварительные итоги.
Не знаю, кого как, а меня достижения «Национального Фонда» впечатлили своеобразно. Находятся на рынке услуг с 2004 года, а работа уже проделана колоссальная. Масштабы деятельности поражают воображение. Налажена связь с государственными структурами, есть доступ к первым лицам в государстве, полная свобода в выборе деятельности в сфере защиты прав детства. Заботой Фонда охвачено всё российское пространство, во всех ключевых регионах имеются свои представители. Сотрудники Фонда, эксперты формулируют соответствующие и необходимые законопроекты. Гениальный и беспроигрышный вариант: плохих родителей ещё нужно поискать, да и патронат-то им уже не нужен (а по закону – так никто его «плохим» и не предложит), а вот «немножко плохих», то есть которых в стране большинство, и искать не нужно – вот они, рядом: высыпала у ребёнка сыпь на теле – пожалуйте вам патронат, отказались делать прививки – ну-ка сюда, план воспитательных мероприятий будем составлять, родителей выправлять. А как вы хотели: угроза жизни и здоровью! А по чьим книжкам и программам у нас будут учить социальных работников и общественников? Правильно:   Джудит С. Райкус, Рональд С. Хьюз, исключительным правом на публикацию пособия которых в России обладает «Национальный фонд…», да по программам Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).
Из материалов 2 Российско-Американского Форума:
«…четырех-томное пособие Института социальных услуг «Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска» широко используется во всем мире. Благодаря нашему партнерству с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения это пособие стало доступно для российских специалистов в сфере защиты детства, многие из которых присутствуют сегодня на этом Форуме…». http://www.sirotstvo.ru/files/4125/RAF-Booklet.pdf
Своих-то педагогов и учёных-психологов у нас нет.   И учить-то ведь не бесплатно: госзаказ же-ж… Всё в законах предусмотрено. Тут уж и конечная цель не так важна – лишение родительских прав. Лишат – не лишат, не важно. Сам процесс нравится: курочка по зёрнышку… Там соцработников подучили, там книжки выпустили, там услуги «немножко плохим родителям» оказали. Благо, представители фонда, партнёры и ассоциации по всей стране разбросаны.  Только вот жаль, что гражданам от сети подобных учреждений и организаций ни тепло, ни холодно. В законопроекте-то ясно написано:
"социальный патронат - форма осуществляемой органом опеки и попечительства индивидуальной профилактической работы, направленной на предотвращение утраты родительского попечения путём оказания семье, находящейся в социально опасном положении, социально-педагогической, медико-психологической помощи, помощи в воспитании, развитии, реализации и защите прав несовершеннолетнего".
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=42197-6&02,
Где в этом определении заветные слова - «материальное содержание», «материальная помощь»? Нет.
Да и экономическое обоснование к законопроекту «о социальном патронате» тому подтверждение.

 
В ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства" указано, что
«В рамках социального патроната перед органами опеки и попечительства ставятся следующие задачи:
оказание помощи родителям в реализации прав ребенка на образование, отдых, материальное обеспечение и других прав.
 (М.Г.: не путать «право ребёнка на материальное обеспечение» с самим «материальным обеспечением»).
С целью реализации органами опеки и попечительства социального патроната планируется проведение следующих мероприятий:
проведение социально-психологической диагностики родителей и других членов семьи;
предоставление социальной и социально-психологической помощи родителям и другим членам семьи;
предоставление комплексной социально-педагогической и медико-психологической помощи ребенку;
организация и планирование работы с ребёнком и родителями различных специалистов (психологов, социальных педагогов, медицинских работников, юристов и других) в соответствии с выявленными проблемами развития ребёнка и потребностями семьи в социально-психологической реабилитации, лечении и оздоровлении;
регулярные посещения семьи по составленному органом опеки и попечительства плану;
предоставление необходимой материальной помощи в период преодоления кризисной ситуации в семье;
(М.Г.: усыпление бдительности законодателей, часть из которых законопроект изучила по пояснительной записке. Это обещание не прописано ни в одной статье законопроекта, не обеспечено бюджетом).
Практика показывает, что решение перечисленных задач связано со значительным объёмом работы и требует наличия организационных, кадровых, технических и иных возможностей, которыми не всегда в полном объёме располагает орган опеки и попечительства
(М.Г.: Здравый смысл подсказывает, если не располагает, так нечего изобретать новые функции, со старыми бы справились в рамках имеющихся законов.).
В связи с этим законопроектом предлагается дополнить часть четвертую статьи 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" нормой, предусматривающей возможность осуществления мероприятий по проведению профилактической работы с семьей и ребенком в форме социального патроната не только органами опеки и попечительства, но и организациями, указанными в данной статье, в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. К числу таких организаций могут быть отнесены образовательные организации, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органы управления социальной защитой населения (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей) и другие организации, которые уже в настоящее время осуществляют практическую работу с семьёй и детьми и имеют в штатном расписании соответствующих специалистов - психологов, социальных педагогов, юристов» (см.доклад «Национального фонда…»).
Вот ЭТО – самое главное, для чего затевался законопроект: подпустить к решению детских судеб посторонних граждан, не являющихся государственными и муниципальными служащими, работающими за скромную зарплату. Разрешить общественным организациям заключать договоры с органами опеки и попечительства на предоставление различных УСЛУГ, таким образом, перераспределив государственные денежные потоки, сделать из темы детства неиссякаемый бизнес.
Что особенного предлагается в законопроекте «о социальном патронате» предпринять психологам, социальным педагогам, медицинским работникам, юристам? Да ровным счётом ничего нового.  Всё то же самое, что они на протяжении многих лет выполняют в рамках своих должностных обязанностей. Профанация в новом законе завуалирована новыми словами, выдающими симуляцию бурной деятельности (сокращённо «симбурде») за саму деятельность.
Не справляются давно созданные службы с поставленными задачами? (Что навряд ли, поскольку статистические цифры показывают улучшение положения с детьми почти по всем позициям, но об этом далее). Нужно выяснить, что тому виной? Может быть, хроническое невнимание к проблемам бюджетных работников со стороны власти? Например, отсутствие норм нагрузки на одного сотрудника, непонимание роли отдельных специалистов в решении «глобальных» проблем, которые вдруг обнаружились в стране по указке ООН?
Почему, например, нельзя ввести в обязательном порядке должности психологов в детских дошкольных учреждениях, затем, чтобы на ранних стадиях выявлять семейные неблагополучия, которые, как раз, в первые годы существования семьи и формируются?
Почему нельзя увеличить до необходимого количества сотрудников штатное расписание ООиП? Почему нельзя специалистам опеки установить не сумасшедшую (5 млн. рублей), а достойную заработную плату, за которую можно было бы серьёзно спрашивать с сотрудника надлежащее выполнение своих обязанностей? Да и учёт денежных средств чёткий, через казначейство.
Не правда ли, как мило то, что предлагается в законопроекте: не хватает сотрудников ООиП, пригласим не известно кого со стороны для проведения необходимых мероприятий, да ещё и зарплату те получат не мизерную, 10-20 000 руб., а как положено по условиям тендера, ещё и полномочия им делегируем, да и к закрытой информации допустим, а потом  и не спросим за сделанное, или вовсе не сделанное, а только написанное в отчёте.  Вот бы так с федеральными судами: завалились судьи работой, председатель приглашает общественную организацию, заключает договор, подбрасывает «халтурку» - и всё в порядке. И главное, гражданам хорошо – быстро со всем управились, всем сёстрам по серьгам раздали. Не корректный скажите пример? Отнюдь – там и там государственные и муниципальные служащие, на которых распространяются отдельные законы, существует особый порядок приёма на работу. Кандидаты проходят серьёзную проверку перед поступлением на службу. А тут на тебе: тендер выиграл и занимайся любимым делом, деньги зарабатывай.
Возникает закономерный вопрос: а что, неужели все законодатели так глупы (хотя ведь самый глупый из депутатов умнее среднестатистического гражданина, значит, проблема не в этом…), что верят в сказки, наподобие той, из приведённого примера в докладе уважаемого Президента «Национального фонда…»? Помните? Услуга «Домашний помощник». То есть, и Марина Оскаровна действительно свято верит, что подобное научное «изобретение» в форме универсальной специально обученной женщины среднего возраста с положительным опытом воспитания собственных детей «снизит риск жестокого обращения с детьми через обучение родителей необходимым навыкам ухода за детьми и ведения хозяйства? Что такой «Домашний помощник»  эффективно улучшит понимание родителями потребностей ребёнка, и уменьшит случаи агрессии в отношении детей, улучшит бытовые условия проживания семьи? И добьётся общего результата – сохранения для ребёнка кровной семьи?
Как оказалось, так считает не только Егорова М.О. «Домашний помощник» уже пошёл в свет.
            «Александр Спивак, вице-президент Национального фонда защиты детей от жестокого обращения (один из разработчиков программы) пояснил, что правительство области дало предварительное согласие на включение в программу мероприятий по борьбе с алкоголизмом и наркоманией родителей, а также психологической и бытовой помощи. Например, есть специальная услуга ( М.Г.: если услуга, значит, кем-то оплачиваемая) для молодых родителей, которые сами не росли в благополучной семье. Сотрудники участковых социальных служб могут выступить на время в роли бабушек и дедушек.
— Если мама не достигла совершеннолетия или оба родителя — выпускники детдома, к ним направляется человек, который первое время учит, как правильно обращаться с младенцем, — рассказал Спивак. — Как правило, это опытная женщина средних лет. 
(М.Г.: Ну надо же, а во времена нашей молодости эти обязанности выполняла патронажная сестра из детской поликлиники! И безо всякой дополнительной оплаты со стороны государства).
Он добавил, что «теща напрокат» не только показывает, как стирать пеленки, но и помогает стабилизировать эмоциональное состояние новоиспеченных родителей, уберегает их от срывов.
— Есть также программа по управлению гневом и клубы, где трудные семьи общаются друг с другом, — перечислил эксперт. 
Между тем социальный психолог Наталья Варская выразила сомнение в необходимости услуги «теща напрокат». 
— Если человек психически нормальный, то материнский инстинкт сделает большую часть работы, и примеры из книг и кино не понадобятся, — отметила эксперт.( http://izvestia.ru/news/531080#ixzz22TM3ikyn ).
А какая связь между навыками ухода за детьми, ведением хозяйства, отсутствием денег, и, например, патологией характера одного из родителей? Разве жестокость имеет социальный, имущественный ценз? Как представляют себе специалисты-эксперты «Национального фонда…» проблемы в семьях, живущих за чертой бедности? Идёт, значит, этот «Домашний помощник» в магазин вместе с матерью - няней детского сада, и указывает, как матери разделить деньги между хлебом и квасом. Разделили правильно, как в методическом пособии, составленном Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), указано. А тут и отец, откуда ни возьмись, приходит, радостный такой, извиняюсь, морда красная. И «справедливо» возмущается, почему в доме квасу нет, опохмелиться нечем? После чего «получают»  все трое, вместе с ребёнком. И патронат, видимо, на этом прекратится? Почему-то уверена я, а уверенность моя основана на действующем законодательстве, что профилактическую работу с семьёй, где процветает жестокое обращение с детьми, должны проводить «домашние помощники» в погонах, наркологи и психиатры, а семьям с низкими доходами все вышеперечисленные новомодные программы, как мёртвому припарки. Знают «немножко плохие» родители, как вести хозяйство, к сожалению, завести хозяйство не на что…
 
    5.Социальное сиротство – на поток, или как госзаказ расширяет границы
                _________________________________________________________________
Специалисты «Национального фонда…» подготовились  к предстоящей работе основательно. Даже гордость распирает: знай наших! Не глупее, чай, иностранцев, тоже додумались, как из воздуха можно деньги делать!
На сайте этой уважаемой организации имеется очень впечатляющий Перечень услуг. Привожу его полностью, как образец классической симбурде.
 ПЕРЕЧЕНЬ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ФОНДОМ:
1. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
 
1.1. Мониторинг и оценка эффективности социальной политики субъекта РФ в сфере защиты прав детей
 1.2. Мониторинг качества жизни несовершеннолетних воспитанников стационарных учреждений системы образования и системы социальной защиты населения
 1.3. Социальный аудит деятельности и прогнозирование дальнейшего развития учреждений социального обслуживания семьи и детей субъекта РФ
 1.4. Анализ ситуации в субъекте РФ по следующим вопросам:
    1.4.1. Инфраструктура социального обслуживания семьи и детей и выработка предложений по повышению её эффективности
    1.4.2. Объём потребности в услугах по профилактике социального сиротства, предупреждению жестокого обращения с детьми, семейному жизнеустройству и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, и лиц из их числа на уровне региона и/или муниципального образования
    1.4.3. Экономическая и бюджетная эффективность услуг по профилактике социального сиротства, предупреждению жестокого обращения с детьми, семейному жизнеустройству и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, и лиц из их числа

 
2. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
 
2.1. Разработка и внедрение моделей по следующим направлениям:
    2.1.1. Организация деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте РФ
(М.Г.: Видимо, где-то в Российской Федерации эта деятельность до сих пор не организована, и где же этот населённый пункт?)
    2.1.2. Организация деятельности по социальному обслуживанию семьи и детей в субъекте РФ
    2.1.3. Организация деятельности по профилактике социального сиротства и предупреждению жестокого обращения с детьми в субъекте РФ
    2.1.4. Региональная модель семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъекте РФ
    2.1.5. Организация деятельности по развитию психолого-педагогических и медико-социальных услуг для детского населения в сельской местности
    2.1.6. Организация деятельности по социальной поддержке особо уязвимых групп населения в рамках социального обслуживания семьи и детей
 2.2. Внедрение новых технологий в следующих областях:
    2.2.1. Управление в сфере социальной защиты детства
    2.2.2. Управление в сфере социального обслуживания семьи и детей
 2.3. Внедрение конкурсных механизмов в сфере защиты детства
    2.3.1. Организация и администрирование конкурсов социальных проектов
    2.3.2. Разработка региональных стандартов социальных и реабилитационных услуг для семей и детей групп риска
    2.3.3. Методическая поддержка и разработка конкурсной документации региональных и муниципальных конкурсов социальных услуг
 2.4.  Внедрение стандартов социальных услуг по профилактике социального сиротства, предупреждению жестокого обращения с детьми, семейного жизнеустройства и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, и лиц из их числа
 2.5. Внедрение методов социального проектирования в деятельность органов управления и учреждения
 2.6. Разработка и экспертиза нормативных правовых документов в сфере защиты детства
 2.7. Проектирование
    2.7.1. Региональные механизмы снижения численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей в интернатных учреждениях

 
( М.Г.: Интересно бы знать, какими методами, а то ведь недоброе мерещится)

    2.7.2. Инфраструктура профилактической работы, раннего выявления и коррекции семейного неблагополучия, на уровне субъекта РФ и/или муниципального образования
 
3. ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
 
3.1. Внедрение следующих услуг и технологий:
    3.1.1. Механизмы профилактики социального сиротства и предупреждения жестокого обращения с детьми, а также механизмы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, их последующей адаптации к независимому проживанию, на уровне субъекта РФ или муниципального образования
    3.1.2. Современные технологии профилактической и реабилитационной работы с семьями группы риска по социальному сиротству
    3.1.3. Психолого-педагогические и социальные услуги по реабилитации детей в трудной жизненной ситуации (группа риска по социальному сиротству)
    3.1.4. Услуги по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (отбор и подготовка опекунов и приемных семей; сопровождение приемных и опекунских семей; подготовка детей к семейному устройству; профилактика возвратов детей из замещающих семей)

(М.Г.: Согласно Семейному кодексу Российской федерации посредническая деятельность каких бы то ни было организаций, кроме указанных в действующем законе, запрещена).
    3.1.5. Услуги по социальной адаптации выпускников интернатных учреждений
    3.1.6. Новые методы обучения социальной работе с семьями и детьми, нуждающимися в государственной защите
 3.2. Создание системы методической (супервизорской) помощи для специалистов учреждений, работающих с детьми и семьями
 3.3. Модернизация системы повышения квалификации специалистов в области защиты детства 
 3.4. Экспертиза программ, учебных планов и курсов повышения квалификации

 Аннотация услуг
http://www.sirotstvo.ru/fond/services/index.shtml

Темы семинаров, проводимых фондом, – песни, например эта: «Социальный навигатор НКО».

      Как указано на сайте фонда, задача программы:
• Содействие НКО в расширении объема и эффективности государственной поддержки их деятельности в сфере профилактики социального сиротства через экспертную поддержку органов исполнительной власти субъектов РФ по разработке программ поддержки социально ориентированных НКО по этому направлению».
Понятно кому-нибудь, что написано? По-моему, явная круговая порука: «…эффективная государственная поддержка… через экспертную поддержку…разработке программ поддержки социально ориентированным НКО…».
И вот подобные семинары проходят по разным регионам:
График проведения окружных семинаров «Участие в реализации программ поддержки СО НКО в сфере профилактики социального сиротства»

Дата проведения Федеральный округ (город)
19-20.04.2012 Северо-Западный (Санкт-Петербург)
22-23.05.2012 Северо-Кавказский (Ставрополь)
29-30.05.2012 Приволжский (Пермь)
27-28.09.2012 Сибирский (Новосибирск)
17-18.10.2012 Дальневосточный (Благовещенск)
30-31.10.2012 Южный (Волгоград)
08-09.11.2012 Уральский (Екатеринбург)
17-18.12.2012 Центральный (Калуга)
 

 
http://www.sirotstvo.ru/nko-seminar/index.shtml
Стоимость участия в семинаре от 5000 до 6 000 рублей (без учёта проезда и проживания в Москве.
http://www.sirotstvo.ru/files/3354/NFPCC-seminar.pdf
 

Проведя семинар для социально ориентированных НКО Дальневосточного федерального округа, например, специалисты Национального фонда научили, как нужно выигрывать конкурсы на получение финансовых средств. В течение года денежную помощь получили (не подумайте, что семьи, находящиеся в социально-опасном положении) некоммерческие организации из областного бюджета 10 000 000 руб., из федерального – 7 000 000 руб.

http://www.sirotstvo.ru/rus/about//document4642.shtm
Из Иркутской программы-стратегии по работе с детьми:
Нужно добиваться
«…б)  повышения доступности услуг для семей с детьми за счёт активного развития и поддержки сектора профильных некоммерческих организаций;…».
Всеобъемлющий захват рынка, да что там, прямо скажем – тотальный, комар носа не просунет. Как говорится: и швец, и жнец, и на дуде игрец.
Сначала «мы» (некие НКО)  отмониторим регионы, наладим работу органов опеки и попечительства, научим  кадры, как нужно работать на детском рынке, подключим телефоны доверия для детей, выявим недостатки в детских учреждениях, сами их тут же и устраним (всё, что угодно за ваши деньги!), подсчитаем нуждаемость в социальных услугах, сами же эти услуги и предоставим, а поскольку семьи будут попадаться «сложные», то сроки патроната будем продлевать, изобретая новые основания для профилактики (а что, список-то открытый, формулировки не точные, более того, регионы сами могут выдумывать эти основания для установления патроната).  Документы на тендеры тоже подготовим, сами же проследим, чтобы всё было честно, сами же конкурсы и выиграем. Ну, если уж совсем тяжелый случай, тоже справимся, подыщем социальному сироте приёмных родителей, которых сами же и обучим и проверим. Что говорите? Иностранное усыновление? Никаких проблем с нашими партнёрами…
Если кто-то ещё сомневается в истинной цели нововведений, то некоторые цифры многих отрезвят.
С учетом положений статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации предполагается, что полномочия органов опеки и попечительства по социальному патронату будут осуществляться за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации в пределах объёмов средств, предусматриваемых на решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в бюджете субъекта Российской Федерации. Ежегодная сумма по социальному патронату будет составлять в каждом регионе около 8,8 млн.руб. Уверяю, что это «сущие копейки» по сравнению с клондайком, обнаруженным тёртыми законодателями.
Стоимость затрат на предоставление УСЛУГ по социальному патронату, по работе с семьями, детьми, оказываемых различными НКО, не искушённый гражданин даже и представить себе не сможет.
Возьмём, к примеру, столицу нашей Родины, и поинтересуемся заказами, размещёнными в первом и втором квартале 2012 года: http://old.dsmp.mos.ru/activity/tender/

План-график  размещения Государственного заказа  на поставку товаров, выполнение работ, оказание  услуг в 1 -2  кварталах   2012 года 

Государственный заказчик  Департамент семейной и молодежной политики города Москвы     
                                                                                  1 квартал:

№ п/п Государственный заказчик Предмет размещения заказа Сумма, (руб)
9 ДЕПАРТАМЕНТ СЕМЕЙНОЙ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ Открытый конкурс на право заключения контрактов на оказание услуг по проведению мероприятий, направленных на реализацию основных направлений семейной политики 11500 000
    Оказание услуг по организации и проведению фестиваля клубов молодых семей 5300 000
    Оказание услуг по организации и проведению праздничного мероприятия, посвященного Дню социального работника 2000 000
    Оказание услуг по организации и проведению ежегодного конкурса на лучшее учреждение города Москвы, работающее с семьями, детьми и подростками 2200 000
    Оказание услуг по организации работы межотраслевых рабочих групп: мониторинг основных направлений Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети на 2008-2017 гг." и сведений о параметрах реализации мероприятий по улучшению демографической ситуации 2000 000

 

10 ДЕПАРТАМЕНТ СЕМЕЙНОЙ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ Открытый конкурс на право заключения контрактов на оказание услуг по проведению мероприятий, направленных на реализацию основных направлений семейной политики 15300 000
    Оказание услуг по организации и проведению 5-го открытого московского форума «Семья и город: пути гармоничного развития»       2500 000
    Оказание услуг по реализации проекта: «Профессиональная мобильность и социальная адаптация молодых матерей на московском рынке труда» 2000 000
    Оказание услуг по организации и проведению акции «Портфель в подарок» для многодетных семей 5500 000
    Оказание услуг по реализации проекта по расширению спектра предоставляемых услуг центрами социальной помощи семье и детям, в том числе на платной основе, разработка пакета нормативных документов, методик и технологий, регламентирующих эту деятельность. Создание перечня наиболее эффективных услуг на основе мнения населения 5300 000

 
                                                                       2 квартал:                                                                                      

5 ДЕПАРТАМЕНТ СЕМЕЙНОЙ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ Открытый конкурс на право заключения контрактов на оказание услуг, направленных на совершенствование деятельности в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних 4572 000
    Разработка методических рекомендаций по вопросам в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, преодоления социального сиротства.                  2072 000
    Осуществление уполномоченными организациями отдельных полномочий и помощи органам местного самоуправления в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних 1500 000
    Организация обучающего семинара для специалистов, работающих в области профилактики социального сиротства 1500 000
    Организация теплоходной экскурсии для замещающих семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях 5800 000
    Организация экскурсионных программ для замещающих семей и детей, находящихся в детских учреждениях ДСМП 5600 000
    Оказание услуг по разработке и изданию методических пособий по профилактике жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними, по вопросам воспитания детей и подростков по месту жительства, по организации отдыха и оздоровления.             3500 000
    Проведения цикла мероприятий направленных на профилактику беспризорности, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия       900 000
    Оказание услуг по проведению мероприятий по социальному проектированию в области профилактики 3000 000
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПО ПРОБЛЕМАМ ОПЕКИ,ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ "ДЕТСТВО" Открытый аукцион в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на проведение работ по ремонту кровли с выполнением работ по ТВР для ГУ УМЦ "Детство" 5500 000
    Открытый аукцион в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на закупку книг для библиотеки для ГУ УМЦ "Детство" 1500 000
    Открытый аукцион в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на закупку кинопроекционного оборудования для ГУ УМЦ "Детство" 300 000
    Открытый конкурс на право заключения гражданско-правового договора на закупку мебели для библиотеки ГУ УМЦ "Детство"         600 000
    Организация и проведение ежегодной научно-практической конференции «Эффективные технологии преодоления социального сиротства» 1500 000
    Инструктивно-методическое сопровождение специалистов в сфере профилактики социального сиротства 700 000
    Открытый аукцион в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по изданию брошюр по вопросам в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних   500 000
    Открытый аукцион в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по изготовлению полиграфической продукции              3500 000
    Открытый аукцион в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по изготовлению полиграфической продукции             1000 000

 
Мероприятия мною выбраны частично. Но даже и из этой выборки видно, что добрую половину намеченного можно было бы не проводить, и потратить денежные средства с большей пользой для семей, находящихся в тяжёлой жизненной ситуации. Я уж не говорю о квартирах, которые можно было бы приобрести очередникам с детьми-инвалидами.                    
Согласно отчёту по Российской федерации на учёте для получения жилья стоит всего 248 135 человек из числа детей-сирот. Принимая во внимание, что подобное расходование бюджетных средств практикуется не только в Москве, но и в целом по России, прихожу к выводу, что проблема с очередниками могла быть решена в течение года.
(http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/EA3FB1C36B8EBFB143257A880037C0FD/$File/%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%A0%D0%98%D0%9A-103%20%D0%BD%D0%B0%2001%2001%202012.pdf?OpenElement н/летние, состоящие на учёте на получение жилья).
            Могла быть, если бы политика государства была направлена на оказание помощи детям-сиротам, и семьям, находящимся в тяжёлых социальных условиях, а не организациям, построившим бизнес на сиротпроме.
Поинтересуйтесь: список организаций, для которых решение социальных проблем россиян -  главная задача! http://nko-monitor.ru/organizations/?district_id=77 список НКО.
           
                                  6.Охваченные идеей, или зачем козе баян?
                               _________________________________________
 
 
А теперь вернёмся к передаче «Нужна ли Ювенальная юстиция России», что была показана на канале «Россия-24» и разберём выступление каждого из её участников подробно.
Начнём с Марины Оскаровны Егоровой.
На вопрос ведущей: «Нужна ли Ювенальная юстиция России?», -  она отвечает:

  1. В российском законодательном поле даже такого понятия нет, поэтому я не могу говорить о том, чего нет. Западные модели я не изучала, поэтому не могу ничего о них сказать.

 
- Вот так раз – Президент «Национального Фонда защиты детей от жестокого обращения», сотрудничающего с западными партнёрами, в частности с ЮНИСЕФ и не имеет понятия, что такое Ювенальная юстиция? Марина Оскаровна! Не серьёзно так-то лукавить, ну уж совсем на простачков рассчитано. А ещё книжки умные зарубежных авторов выпускаете, отчитываетесь, что изучили зарубежный опыт, конференции проводите, совместные программы составляете. Так зачем же граждан в заблуждение вводить, такие серьёзные отчёты на своём сайте публиковать. Я вот, например, Вам поверила…
Дальше:

  1. На мой взгляд, всё, что касается детей, имеет свои особенности. Это касается любых решений, которые принимаются по судьбе ребёнка, по судьбе семьи. Поэтому нужны специальные процедуры, которые учитывают особенности детей, как граждан, а у них есть особенности. Они ещё не сформированы, они очень уязвимы, они нуждаются в ряде специальных процедур, чтобы сохранить их здоровье и жизнь. Поэтому мы должны учитывать особенности детей, когда мы как-либо  определяем законодательно, или на практике действуя, определяем их существование.

 
- В-о-о-т. А говорите, что не знаете, что такое Ювенальная юстиция. Вот же оно, о том самом.
А  в этом месте вообще не понятно:

  1. Закон о социальном патронате касается другой категории семей, когда уже угроза жизни и здоровью формируется, но нет такого положения, когда родители не хотят отвечать за своих детей. Тут надо принять меры, чтобы родители взяли ответственность, повысили родительские навыки, и оставить ребёнка в семье. И вот этот закон предусматривает в деятельности органов опеки и попечительства такой период, когда родителям может быть оказана помощь.

Ох, надо было ведущей Вас пообстоятельней поспрашивать, а то Вы меня, Марина Оскаровна, совсем запутали. Это как? Вот, например, Вы случай приводили: ребёнок с расчёсами на теле. Так тут когда будет самое время для патроната: когда блохи уже покусали, но ребёнка ещё в больницу не увезли, или когда родители по глупости своей дворнягу ещё только приютили? Но расчёсов пока нет.
А патронат, к примеру, в чём будет заключаться? Вы сказали, мол, приходят чиновники в такой дом, где блохи, и, выйдя из дома, берут их(блох) с собой… Даже спросить стесняюсь, в чём будет заключаться план мероприятий?
Не понятно…
Или вот ещё пример: когда опека вправе вынести акт об установлении патроната – когда родители не привели ребёнка на прививку, или когда от прививки наступило осложнение?
Так-то оба случая жестокие, и с угрозой для жизни.
И здесь бы как-то попонятней разъяснить, чтоб граждан не смущать:

  1. Если смотреть сейчас в текст закона, в его нынешнюю редакцию, то, наоборот, там власть специалистов органов опеки, чиновников ограничена. Если раньше у них было только одно средство, карательное  – лишение родительских прав, ограничение в правах, когда они видели тяжёлую ситуацию в семье, они должны были решать, применять эту карательную меру, или не применять?

 Марина Оскаровна! Ну, тут-то хоть в трёх соснах не путайтесь: «ограничили» и тут же ЕЩЁ ОДНУ МЕРУ дали, так всяко два плюс один будет равняться трём. Да мало того – меру, ещё и основания для всех трёх мер расширили:
 
Смотрим в текст закона:
 
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=42197-6&02,
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&B13E7168B904EB09432579CE00305D3D ,
из которого следует:
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №  26, ст. 3177; 2003, № 28, ст. 2880; 2004, № 35, ст. 3607; № 49, ст. 4849; 2005, № 17, ст. 1485; 2007, № 30, ст. 3808; 2008, № 30, ст. 3616) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) в абзаце седьмом слова "либо жестоко обращаются с ними" заменить словами ", либо жестоко обращаются с ними, либо создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие их нормальному воспитанию и развитию";
(Таким образом, с дополнениями, этот абзац будет таким:
семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, либо создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие их нормальному воспитанию и развитию.
То есть, с принятием этого закона, семьёй, находящейся в социально опасном положении, будет считаться ещё и семья, где родители  или иные законные представители несовершеннолетних своими действиями или бездействиями создадут условия, препятствующие нормальному воспитанию и развитию детей.
Поскольку критерии НОРМАЛЬНОГО воспитания и развития детей не описаны в законе, под эту категорию может попасть любой гражданин, методы воспитания детей которого не совпадут с представлениями о воспитании специалистов органов опеки и попечительства или НКО, специализирующихся на предоставлении услуг по социальному патронату.
Так как? Расширяются властные полномочия органов опеки и попечительства, которые могли работать только с родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, ВООБЩЕ не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращавшихся с ними, то есть - асоциальными гражданами, а сейчас предлагается добавить к этой категории и всех остальных, искусственно расширив круг «неблагополучных семей»?
Далее Егорова М.О. утверждает, что:

  1. А этот закон даёт им в руки ещё одну меру – период, когда можно работать с семьёй, и в эту работу включаются не чиновники, в законе чётко написано, включаются учреждения здравоохранения, образования и социальной защиты населения, которые работают именно с семьями. Цель – сохранение ребёнка в семье, не  лишать родительских прав, избежать. Как сейчас написан закон, он позволяет органам опеки не применять карательные санкции к семье.

И опять неточности. Из указанной интерпретации можно подумать, что социальный патронат возможно будет применять к гражданам, которые в соответствии с законом могут быть лишены родительских прав. Но из гуманных соображений законодатель даёт им такое послабление, отсрочку, в виде социального патроната.
Вместе с тем, в законе чётко написано:
3) дополнить статьей 82 следующего содержания:
"Статья 82.     Социальный патронат

  1. Социальный патронат устанавливается органом опеки и попечительства в случае, если по результатам обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего, проведенного органом опеки и попечительства в порядке, предусмотренном статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации, установлено, что родители или иные законные представители несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или) отрицательно влияют на его поведение, и при этом отсутствуют достаточные основания для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав.

Понимаете? Заведомо, изначально отсутствуют достаточные основания для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав.
Можно продолжить мысль законодателя: «а если есть такие основания, то применяется ограничение или лишение родительских прав».
Если бы в самой норме была заложена альтернатива, то она должна была формулироваться по-другому, например так:
« Если родители (или один из них) уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;
злоупотребляют своими родительскими правами;
жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга (редакция ст. 69 СК РФ Лишение родительских прав http://zakonprost.ru/semejnyj-kodeks/),
они могут быть лишены родительских прав, или ограничены в родительских правах, или, с учётом интересов ребёнка, в целях сохранения семьи,  им может быть назначен социальный патронат» -
            вот тогда рассуждения всех приглашённых персонажей передачи были бы правдивыми. Тогда бы действительно так и следовало, что гражданин достоин лишения родительских прав, а милосердный закон позволяет применить к нему, плохому родителю, ещё одну меру для его перевоспитания. Думаю, что в этом случае никто не стал бы протестовать, поскольку это и значило бы, что государство ратует за сохранение семей и пытается привести родителей в чувство, давая им предпоследний шанс (перед лишением может быть ещё и ограничение, которое по последствиям мягче лишения прав) для исправления.
В этой же запутанной формулировке, представленной в законопроекте, кроется главный смысл. Она позволяет манипулировать любым родителем, не подлежащим лишению родительских прав, а являющимся «немножко плохим», не имеющим возможности разобраться в законодательных хитросплетениях, что может привести к коррупционному всплеску в органах опеки и попечительства. Как понять гражданину, действительно ли по закону его уже можно лишать родительских прав (точных формулировок и критериев в законе чётко не прописано!) и социальный патронат для него спасение от разлуки с ребёнком, или это чей-то способ заработать деньги на услугах, в которых, якобы, семья нуждается. Зная «любовь» соотечественников к государственным органам и «способность» граждан отстаивать свои права, можно предположить, что многие решат: лучше откупиться от патроната, чем доказывать свою родительскую состоятельность. Ведь платят же «гаишникам», при этом считая себя невиновными.
Справедливость моих подозрений подтверждается и частью 3 ст. 82:
«3.  Социальный патронат в отношении семьи, находящейся в социально опасном положении, устанавливается органом опеки и попечительства с письменного согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего и с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего десятилетнего возраста.  
Зачем нужно законодателю это «письменное согласие», если это мера принуждения и воспитания? Назначайте и всё. Ведь не берут с подсудимого, или виновного в административном правонарушении согласие на применение меры наказания! Не берут во внимание такое согласие и при лишении или ограничении родительских прав. Тогда в чём же заковыка? А очень просто: согласие родителей – это ни что иное, как ДОГОВОР об оказании услуг, который необходим для выделения средств на его оплату. Иначе, для проведения всех профилактических мероприятий достаточно было бы процессуального документа – акта, постановления соответствующего органа. Точно так же, например, как для проведения осмотра квартиры, места совершения преступления -  достаточно постановления следственных органов.
Думаю, ясно «для чего козе баян»? В Российской Федерации хватает в избытке законодательных актов, в которых подробно регламентированы действия всех органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, вследствие чего нет никакой необходимости в принятии дополнительных законов, тем более в таком виде, в каком они представлены (по сути – это боян, как пишут в интернете). Да, закон «о социальном патронате» фактически не нужен. Гражданам. Но он нужен «другим организациям», охваченным идеей сделать из государства дойную корову, для которых патронат станет «песней нескончаемой», как нескончаем строй «немножко плохих родителей»…
 
Продолжение следует…

Обсудить на форуме