Сейчас многие говорят о сексуальном просвещении детей, и у каждого — своё мнение. Но почти не слышно мнений специалистов-психологов, работающих с детьми. Если спросить детских психологов, то они все в один голос скажут, что раннее сексуальное просвещение — очень опасно для ребёнка, потому что противоречит законам психического развития.
Информирование ребёнка может быть как прогрессивным, то есть ускорять его развитие, так и регрессивным, — останавливать его в развитии. Ниже мы покажем, как это может происходить. Но сначала немного о роли сексуальных табу в жизни общества.
Ранее в традиционном европейском обществе существовала система сексуальных табу относительно детей. Целомудрие и чистота — вот принципы, на которых в детском возрасте формировалось отношение к сексуальности в обществе такого типа, а особенно — в русском. Это отражает коллективное отношение к инстинктам вообще и к их месту в жизни человека. Складывалось такое отношение веками.
Сейчас появилась известная установка о том, что табу — это всегда плохо. Якобы это — то, что подавляет человека. На самом деле общество создало табу с целью защитить себя. Нормы нужны для оформления и развития человека, а не для его подавления. Так что табу появились далеко не случайно: как говорят в армии, «устав кровью писан». Но раз традиции, исторически защищающие общество, уже не принимаются в расчёт, то вернёмся к законам развития психики.
Что такое маленький ребёнок? Это существо, наполненное импульсивными желаниями и почти неспособное их контролировать. Если ему позволить жить так, как хочется, он будет смотреть мультики сутки напролёт и питаться только конфетами. Всё детство, особенно до школьного возраста — это трудный путь вочеловечивания, овладение искусством контроля над своими импульсами. Если у ребёнка на пути его инстинктивных желаний не будет преград, то он никогда не станет зрелым, а останется инфантильным. К примеру, ни совесть, ни моральные принципы не являются врождёнными качествами. Все они формируются в процессе воспитания.
Культурные регуляторы у ребёнка взращивается родителями: при этом внешние запреты становятся внутренними. И тут родители для ребёнка — главные помощники. Они должны оградить его от дополнительной стимуляции. А сексуальные просветители действуют наоборот: они ещё больше стимулируют импульсивные желания. Обратите внимание на учебники по сексуальному просвещению, на стандарты Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), согласно которым наших детей станут «просвещать».
Кроме демонстрации механики совокупления, они рассказывают ребёнку об эрогенных зонах, восторженно повествуют об ощущениях от их стимуляции. Вот, например, что должны знать дети от 0 до 4 лет, по данным ВОЗ: «...Ощущение радости и удовольствия от прикосновения к собственному телу, мастурбации в раннем возрасте, исследовании собственного тела и половых органов, наслаждение от физической близости...».
Секспросветители навязывают ребенку такие знания (и в такой форме), что усвоить их он просто не готов: они взрывают его эмоциональный мир. Вектор развития ребенка — это совладание со своими импульсами, направление энергии на развитие. А сексуальное просвещение действует прямо в противоположном направлении. Ранняя сексуальная стимуляции ребенка препятствует его развитию.
Допустим, ребёнок избежал секспросвета в детском саду. Он проделал тяжелую работу и к семи годам начинает вырываться из мира инстинктов во внешний мир. Именно в этом возрасте у ребёнка в полную силу разворачивается познавательный интерес. Его в полной мере начинает интересовать окружающий мир. Не случайно именно в этом возрасте дети идут в школу.
А сексуальное просвещение снова будет тянуть его назад, ребёнку словно будет сказано: «погрузись снова вглубь своих инстинктов, сосредоточься на своем теле, на своих желаниях». В стандартах ВОЗ для детей 6-9 лет присутствует тот же абзац, что мы привели выше. Что же тогда произойдёт с ребёнком? Разбуженные и подогретые инстинкты — а это очень мощная сила! — способны захватить львиную долю энергии и внимания. А значит, сферы актуального развития ребёнка не получат должного внимания и сил с его стороны. Ведь ресурсы внимания у каждого конечны и ограничены.
Дети с разбуженной сексуальностью, как правило, плохо учатся. Они гораздо менее успешны в любом роде деятельности. Ведь для того, чтобы завоёвывать мир, нужно становиться компетентным в нём, нужно активно его познавать. А когда дети погружены в мир своих телесных ощущений, окружающий мир становится им не интересен. У таких детей, как правило, снижено внимание. Они неусидчивы на уроках. Взрослея, они становятся слабыми и незрелыми личностями, не способными ни добиваться чего-либо, ни выстраивать отношения с людьми.
Сексуальное просвещение ребёнка в начальной школе не только бесполезно, но и наносит его психике непоправимый вред. В США, например, после введения в школу сексуального просвещения, выросло, а не снизилось, количество абортов. А ведь вводилось сексуальное просвещение в том числе и с целью поддержать репродуктивное здоровье населения. Столкнувшись с выросшим на программах секспросвета поколением, власти США спустя 25 лет после введения программ сексуального просвещения школьников, стали от них отказываться и срочно разрабатывать «Программы целомудрия» — нечто совершенно противоположное секспросвету.
Быть может и нам стоит с осторожностью отнестись к подобным антинаучным «образовательным» программам? Нужны ли такие эксперименты над нашими детьми? Ведь сексуальные табу — отнюдь не прихоть ретроградов, а исторически сложившиеся тонкие механизмы выживания общества. Разрушение этих механизмов вместе с игнорированием законов развития может иметь весьма непредсказуемые и разрушительные последствия.
Жанна Тачмамедова, Суть времени — Ленинград