Коммунистические катакомбы в Петропавловской крепости
12 мая в Санкт-Петербурге, после месяца работы, завершилась фотовыставка «Город солнца. Архитектура коммунизма». Выставка, проходившая внутри одного из бастионов Петропавловской крепости, показала, что в обществе существует серьезный запрос на подлинно глубокое осмысление недавнего советского прошлого. Думается, что пришедшие в наши катакомбы молодые люди стремились, как бы это ни казалось странным, перейти от мифов об СССР к пониманию его реального исторического опыта.
Что и как было представлено на выставке?
Напомним, на выставке было представлено 152 фотографии, на которых были снимки архитектурных объектов 1960-1980-х годов, наиболее тесно связанных с передовыми сторонами жизни советского общества – это фотографии театров, пионерских лагерей, научно-исследовательских институтов и санаториев. Снимки были собраны за 2010-2011 годы. География построек: Россия, Белоруссия, Украина, Армения, Грузия, Таджикистан, Куба. Был создан интернет-портал выставки: http://geliopolis.su, где частично были представлены фотографии зданий.
Экспонаты были сгруппированы по пяти разделам по феноменологического принципу: в каждом разделе рассматривался тот или иной архитектурно-бытовой феномен. Так, например, раздел «Тотальный театр» рассказывал о специфической роли театра в советском обществе, где на сцене театра соединялись искусство и политика и где режиссеры могли влиять на общественное мнение. Раздел «Среда для нового человека» рассказывал о поисках духовных начал в светской архитектуре, связанной с гражданской обрядностью, – были представлены дворцы бракосочетаний и крематории, удивительно похожие на храмы и другие культовые постройки.
Контрапунктом выставки были фотографии из проекта «20 лет без СССР». Если светлая архитектура «Города солнца» создавала образ будущего, а, следовательно, жизни, то контрапунктный визуальный ряд демонстрировал образ смерти – и зритель мог понять, что выбор, который делает сегодня Россия, это не выбор между «плохим» коммунизмом и «хорошим» капитализмом, а между жизнью и смертью.
Таким образом, собранный визуальный ряд знакомил зрителей с теми чертами советского общества, о которых упорно не желают говорить последние 20 лет. Через архитектуру было показано, что даже в эпоху застоя Советский Союз не был тоталитарным государством, где жизнь граждан была уныла, проходила в страхе и конформизме.
Выставка делалась с расчетом именного на молодого зрителя, для которого Советский Союз мог быть, в лучшем случае, воспоминанием из раннего детства. Как следствие, именно молодёжи пытаются внушить негативно-мифологическое понимание жизни в СССР. Мы смогли активно задействовать соцсети и фактор бесплатного входа, а также не уничтоженный за 20 лет интерес российского общества к теме космоса.
Месяц работы "Города Солнца" в цифрах
За месяц работы выставки ее посетило около 7,5 тыс. человек. Состоялись лекции активистов «Сути времени» о философии русского космизма, национальной политике СССР, советской мультипликации, а также встречи с архитекторами. Был разработан интернет-портал о позднесоветской архитектуре: geliopolis.su
Освещение в СМИ
Выставка получила широкое освещение в СМИ. Все сообщения в СМИ можно разделить на несколько групп:
1. Профильные (архитектурные и искусствоведческие) издания обрушились на нас с критикой за якобы непрофессионализм и незнание предмета. Скорее всего, это была защитная реакция. Дело в том, что за последние 20 лет «профессионалам от архитектуры» до этого наследия не было никакого дела и этот период архитектуры трактовался как сугубо серый, банальный и застойный. Поэтому открытие выставки, столь масштабно представляющей позднесоветское архитектурное наследие, имело эффект разорвавшейся бомбы.
Декоративно развешанные фотографии практически не сопровождаются пояснениями, хотя через четыре десятка лет, которые прошли со времени постройки этих зданий, даже очевидные реалии времени часто нуждаются в комментариях. Вместо этого устроители выставки предпочли заменить кропотливое объяснение и последовательное просвещение зрителя мифотворчеством и пропагандой. Всем хорошо понятно, что тема соотношения архитектуры и власти в течение всего ХХ века остается одной из самых сложных, и эта проблема до конца не решена. Авторы выставки из движения «Суть времени» уже нашли свой ответ, который находится целиком в поле идеологии, а не истории архитектуры. <…> В экспозиции же вся структура сводится к трем кускам материи, двум красным и черному, повешенным в виде фриза под потолком. Больше всего этот «экспозиционный прием» напоминает подзор, которым в квартире украшают карниз для штор. Как оказывается, красные куски должны обозначать для зрителя еще существующие, а черный – уже утраченные здания. В потерне Петропавловской крепости собрано порядка ста фотографий. Снимки не художественны, скорее иллюстративны. <…> География объектов обширна, художественный выбор беспорядочен. Посредственный необрутализм соседствует с брутализмом оригинальным. Поставить в один ряд министерство транспорта в Тбилиси архитектора Георгия Чахавы и гостиницу «Русь» на Артиллерийской улице в Петербурге, по меньшей мере, странно. <…> Чтобы понять, как работает мысль у идеологов выставки, не надо быть Виктором Пелевиным. Все проще. Скажем, есть здание президиума РАН — тяжеловесный, монументальный, сложносочиненный объект. Про который довольно сложно что-то понять хотя бы потому, что он такой один. Так вот к этому смутному объекту привязывается некий не менее смутный текст. И вдруг все проясняется! Оказывается, это формообразование исходит из космических устремлений советских людей, откуда же еще».2. Публикации в общегородских газетах или воспроизводили перестроечные мифы о серости этой архитектуры, или давали лишь информацию о месте и времени проведения выставки, полностью обходя молчанием идейную сторону дела.
3. Некоторые издания все же честно осветили выставку, рассказав о содержании. Это питерский канал «Cто-ТВ», газета "Новые известия", интернет-портал газеты «Завтра» и, как ни странно, англоязычное издание для иностранных туристов «St Petersburg Times».
В книге отзывов для посетителей мы собрали несколько десятков отзывов на русском, английском, финском и казахском языках. Подавляющее большинство отзывов были положительные, однако, к сожалению, прослеживалась тенденция не к осмыслению советского опыта, а к ностальгии по СССР (чего мы искренне хотели избежать).
С уважением, Анастасия Х.
Итак, Выставка «Город солнца. Архитектура коммунизма» было апробирована в качестве идеологического оружия.
Ленинградское отделение «Сути времени» благодарит всех, кто поддерживал нашу выставку информационно, и готово передать эстафету другим регионам. Выставка задумана и реализована как передвижная: экспонаты легко складируются и перевозятся.
Обращайтесь к инициативной группе по электронной почте: info@geliopolis.su.