В апреле-мае 2012 года тысячи детей по нашей просьбе нарисовали свою семью, своего героя, своё будущее и свою страну. Рисовали ребята из деревень и городов, из детских домов и семей самого разного социального положения. Во множестве собранных рисунков выразились базовые представления нашего младшего поколения. Всего в проекте приняли участие 3477 детей из 63 регионов России: 1439 мальчиков и 2038 девочек в возрасте от 5 до 13 лет. Все вместе они сделали 9744 рисунка.
1 июня по всей России прошли выставки-презентации этого социокультурного проекта, получившего название «Дети России: время знать».
В Новосибирске выставки-презентации прошли в двух местах.
Утром активисты Родительского всероссийского сопротивления включились в празднование «Дня защиты детей» в Центральном парке города. «Театральную» аллею украсили плакаты с детскими рисунками, а также стенды, в наглядной форме презентующие результаты исследования.
Вечером силами РВС был устроен праздник в Нарымском сквере. Дети и родители обступили собравшихся ещё до того, как мы успели развернуть стенды. Дети смогли не только рассмотреть рисунки своих сверстников, но и принять участие в коллективном раскрашивании баннера. С пустыми руками никто не ушёл: всем юным гостям выставки вручили красные воздушные шарики.
Пока дети резвились, родители могли ознакомиться с другими видами деятельности РВС. На столике были разложены брошюры, рассказывающие о проблеме ювенальной юстиции.
Завершилась выставка чтением стихов.
В Бердске выставка проходила совместно с общим городским праздником. Дети рисовали на асфальте, а в подарок также получили воздушные шарики.
Совместно с детской библиотекой был подготовлен проект — буклеты «100 лучших книг для дополнительного чтения». В материалах проекта представлены три списка книг для школьников разных возрастных групп.
На презентациях выставки людям действительно интересны проблемы, которые поднимает исследование. И что показалось особенно необычным — выставкой заинтересовались сами дети.
Кратко представим результаты исследования, которое провели специалисты, опираясь на собранные рисунки.
Семья в представлении наших детей предстаёт как суверенный микросоциум, дружественный и позитивный. В среднем на рисунке — семья из 4 человек, рядом нет ни посторонних людей, ни компьютеров, ни телевизоров, нарушающих семейную коллективность. Текущая статистика в обществе неутешительна: каждый третий ребёнок проживает в неполной семье, 4 из 10 проживают в малоимущих семьях, а разводом завершается почти каждый второй брак. Но вопреки тревожным данным, наши дети — верят в свою семью. Для них это по-прежнему особый мир близости, доверия и любви.
Образ будущего для детей имеет огромное значение, он определяет ценности и нормы, направление развития. Ребёнок, взрослея, не обязательно в точности исполнит свою мечту. Но детский образ будущего формирует реальные качества взрослеющего человека. И потому 2,5 тысячи рисунков на эту тему в каком-то смысле содержат в себе будущее всего общества. По большинству рисунков отчётливо видно, что дети представляют будущее как индивидуальное счастье или успех. Крайне редок образ будущего как большой мечты: полететь в космос, совершить кругосветное путешествие, спасти мир от болезни. Рисунки такого рода составляют не более 1%. Увы, в будущем детей отсутствует наука и всё, что с нею связано.
«Герой, на которого я хочу быть похож». Именно в этом разделе нашего исследования в полной мере проявилась потеря современной Россией культурной самостоятельности. Большинство героев, на которых хотят быть похожи наши дети — это герои иностранной культуры: от США и Европы до Японии. Героев из реальной жизни (исторических героев) выбрали себе лишь 14% ребят. Однако самое тревожное обстоятельство — это даже не виртуальность героев или их зарубежное происхождение. Сейчас дети берут героев из продуктов медиа-индустрии, которая уже имеет мало общего с культурой и творчеством. Конвейер комиксов, мультфильмов и сериалов — выгодный мега-сервис для потребления массами. Его продукцию не творят, а конструируют на типовых лекалах для получения прибыли, но не для развития человека.
«Моя страна» — последняя тема исследования. Россию дети чаще всего представляют в виде родного места или природы. В качестве образов Родины выступают города и села, часто встречаются березы. Среди символов — Кремль и православные храмы. Интересно, что дети, которые рисовали храмы как образ России, одновременно часто рисуют космонавтов в качестве своего героя. При этом в рисунках будущего у них нередки фантастические города и космические путешествия. Как и в случае семьи, образ страны в глазах детей безусловно позитивен: из 3242 детских работ лишь в трёх есть какой-либо негатив. К примеру, в одном из рисунков на Россию нападает огромный паук. Но таких, повторим — всего три. Из тысяч рисунков очевидно: наши дети любят свою Родину.
Проект «Дети России — время знать» — не единственное масштабное начинание «Сути времени». Сейчас в России пришла пора соединить социокультурные исследования и гражданские действия. Обществу одновременно необходимы и «диагностика», и адекватное «лечение».