виртуальный клуб Суть времени

Татьяна Степанова. Все средства хороши, или Шествие на осляти

...Когда в Париже городской экскурсионный автобус подходит к Монмартру, голос электронного гида не без ехидства сообщает, что раньше здесь жили и творили великие художники, а теперь на знаменитой площади Тертр «так называемые художники торгуют так называемыми произведениями искусства»...

Париж тут ни при чем. Просто эта фраза в полной мере отражает художественную ценность телесериала «Вербное воскресенье». Сюжет состряпан грубо и пошло до умиления. Думаю, что смотреть сериал никто не будет, поэтому начну с краткого содержания:

В юную талантливую балерину из труппы Большого театра Оксану Лепину (С.Антонова)
влюбляется внук члена Политбюро А.Никитина (О.Басилашвили) Артур Никитин (Д.Дюжев), но Оксана не отвечает ему взаимностью.

После ее дебюта в «Жизели» Артур обманным путем заманивает Оксану на дачу в
Барвиху и там жестоко насилует. Она попадает в институт Склифосовского, и тамошний врач сообщает о случившемся в прокуратуру.

Чтобы замять дело, героине предлагают двухкомнатную квартиру в Брюсовом переулке, звание заслуженной артистки и гастроли в Париже. Но она от всего отказывается во имя справедливости (преступник должен сидеть в тюрьме, я хочу, чтобы он сидел).

Благодаря «заклятой подруге» Марго (Е.Гусева) этот случай становится известен ярому антисоветчику и видному правозащитнику, который передает информацию на Запад и «Голос Америки» рассказывает на весь мир «страшные подробности жизни в преступном тоталитарном Советском Союзе». Тогда прокуратура возбуждает уголовное дело, но не по факту изнасилования, а по факту клеветы на видных деятелей государства.

Таким образом, героиня на седьмом месяце беременности (от Артура) оказывается в тюрьме, где и умирает при родах. Перед смертью она просит свою сокамерницу Дусю (И.Розанова) позаботиться о дочке, а главное – дать ей имя в честь своей любимой
преподавательницы – Павла Кирилловна. Эти события происходят в 1978–1979 годах.

Прошло двадцать лет, девочка выросла, стала журналисткой, работает в Останкино и горит желанием снять правдивый фильм о своей матери, «зверски замученной режимом». Но для этого ей нужно встретиться «инкогнито» со всеми участниками той давней истории. А они отнюдь не вышли в тираж!

Артур Никитин, чей дед был членом Политбюро, теперь крупный бизнесмен, женат на дочери маршала, имеет сына – ровесника и родного брата своей дочери-журналистки, но о ее существовании, конечно, не подозревает. «Заклятая подруга» Марго – прославленная балерина, народная артистка, депутат Госдумы. Как и в молодости, оказывает интимные услуги «в высших сферах». Бывший следователь КГБ или, как принято, «кровавая гэбня», разбит параличом, во всем раскаивается и рассказывает всю правду молодой журналистке. Но главные герои догадываются, кто эта юная Павла, и теперь уже ее жизни грозит опасность, как когда-то ее матери.

В результате хитросплетений молодость и справедливость победили. Павле удается закончить свой фильм, он с успехом демонстрируется на «Первом канале» и имеет эффект разорвавшейся бомбы. Марго выбрасывается из окна, семья Артура рушится, его сын уходит из дома, знакомится со своей сестрой и они становится друзьями.

* * *

Невозможно придумать что-то такое, чего уже когда-то с кем-то не было бы. Любая самая буйная фантазия использует черты существующей реальности, замысловато их перемешивая. Ужас заключается в том, что эта лихо закрученная история с любовью, предательством, страданиями, погонями, покушением на убийство и самоубийством и хорошо сыгранная
(не даром же у нас лучшая актерская школа) отсылает нас для большей убедительности в конкретное время и место и даже к реальным людям, которые по воле авторов становятся
персонажами "желтой прессы". Добавьте сюда хрупкую и трогательную Светлану Антонову,
обольстительную Екатерину Гусеву, брутального красавца Дмитрия Дюжева, бесспорно
талантливых и многогранных Ирину Розанову и Олега Басилашвили - и вот уже "блондинки"
рыдают.

Один из главных героев фильма, а именно член Политбюро, сыгранный О.Басилашвили,
вмонтирован в кадры хроники. Он стоит на Мавзолее по правую руку от Брежнева. А там мог стоять только человек, «приближенный к императору». Авторы даже не озадачились вопросом: а кто же там обычно стоял? А стоял там во время военного парада Председатель Верховного Совета СССР Н.В.Подгорный (до 1977 года), а после - М.А.Суслов или В.В.Гришин; а во время праздничных демонстраций – Министр Обороны СССР (в то время Д.Ф.Устинов). Так это в одного из них тыкают пальцем авторы? Если так, то потомки вышеупомянутых людей имеют все основания подать на авторов в суд за клевету, и восьмисерийный сериал благополучно превратится в бесконечную «мыльную оперу», только уже в жизни. Но это так, ядовитое замечание.

При создании произведения искусства перед художником стоят задача и сверхзадача (систему Станиславского никто не отменял). Задача лежит на поверхности: нужно, чтобы читатель или зритель заинтересовался, поверил и стал сопереживать. При известном профессионализме это многим авторам удается. А талантливые актеры заставляют нас плакать, смеяться и отождествлять себя с героями, которых они играют.

Со сверхзадачей сложнее: далеко не каждому автору удается убедить зрителя, что сюжет, положенный в основу произведения, не какой-то единичный случай, а часть системы; что в ЭТОМ обществе и в ЭТО время может быть только так, а не иначе. Но если автор справляется со сверхзадачей, то произведение приобретает эпический характер и со временем становится классикой.

Создатели сериала «Вербное воскресенье» явно ставили перед собой сверхзадачу: доказать зрителю, что история, положенная в основу фильма, не просто правдива, но и закономерна; что путь, пройденный Советским Союзом, – ошибочный и преступный; что Советский Союз был обречен на развал; что люди, пришедшие в «новую жизнь» из Советского прошлого, – так же порочны, как и само это прошлое. Они все те же циничные хапуги, которые изо всех сил цепляются за свои кресла, портфели и благополучие, а
значит, ни перед чем не остановятся в случае опасности. А опасность – потерять то, что имеешь.

Вот и авторы фильма ни перед чем не останавливаются, используя все, даже самые беспринципные средства «художественной выразительности» для достижения «сверхзадачи».

Любая интрига – это, в конечном счете, борьба Добра и Зла или, высокопарно – Добродетели и Порока. Нет порока – нет и интриги, тогда получается что-то «из жизни голубей» или про погоду.

А пороки человеческие стары, как мир. Знаменитый скульптор Михаил Шемякин со скрупулезностью ученого и образностью большого художника все их пересчитал и изобразил. Теперь эта известная на весь мир скульптурная группа стоит в Репинском сквере Москвы.

В основе любого действия лежит мотивация, в основе преступного действия лежит порок – похоть, зависть, жадность... Появление сериала «Вербное воскресенье» само
по себе является порочным. Это явно заказная и хорошо проплаченная грязная «агитка»: такие «шедевры» просто так не снимают. По моему мнению, это не просто «чернуха», а преступная манипуляция сознанием, и стоит она в одном ряду с фильмом «Сволочи» реж. Александра Атанесяна по повести владимира Кунина и спектаклем театра Современник «Голая пионерка» реж. Г.Волчек.

Когда досмотрела «нетленку» до конца, появились большие сомнения в Профессионализме авторов. Помимо того что фильм пропитан ненавистью и дешевыми подтасовками, в нем еще множество небрежностей, которые видны даже «невооруженным глазом». Господа, так не паяют! Кто же поверит, что солистку Большого театра по простоте и наивности можно сравнить разве что с незабудкой в Ботаническом саду, а пожилая балерина, проведя полжизни в гастролях на Западе, при виде долларов шарахается и нервно спрашивает «Что это?»

Все равно, что архитектор скажет: я черчу проект, – или моряк – я плаваю на кораблях.

Или, правда, все средства хороши?

* * *

Отдельное удивление вызвали отзывы зрителей:
– великолепный сценарий!!!
– смотрела с огромным удовольствием и не один раз;
– замечательный фильм, спасибо авторам!
- вот, оказывается, какая правда...

А может, не стоит удивляться? Жанр фильма - мелодрама, а мелодрамы снимаются для женщин-домохозяек и молодых мамаш. Я не знаю ни одного мужчины, который смотрел бы это. Учитывая динамичный сюжет, хороший актерский состав и невысокий образовательный и интеллектуальный уровень аудитории, результат предсказуем - "очень хороший фильм!"

Вот вам и сверхзадача...