виртуальный клуб Суть времени

Сергей Александров. Рецензия на сериал «Битва за космос»

При первом просмотре фильм вызвал острое отторжение. Ну посудите сами: претензия на воспроизведение реальных событий, 4 страны, такие неслабые изготовители, как «Би-Би-Си» и «Нэшнл Джиографик»... И с первой же сцены – откровенное и неумное враньё!

Фильм начинается с того, что немецкие солдаты везут по лесной дороге на одной машине ракету «Фау-2», потом, выбрав место, ставят её вертикально на привезённый с собою стартовый стол, и тут же запускают – нажатием кнопки на чём-то типа подрывной машинки...

Это просто НЕВОЗМОЖНО!

Это невозможно потому, что ракета «Фау-2» – жидкостная, причём одним из компонентов топлива является жидкий кислород, а значит, перевозится она пустой и заправляется после установки на стартовый стол. То есть, как минимум, там должны быть ещё цистерны для компонентов топлива, причём, поскольку его нужно много, а размеры автоцистерн ограничены, их нужно несколько. Далее, подъёмник для «Фау-2» – достаточно громоздкое сооружение, включающее, кстати, площадки для обслуживания приборов, установленных в носовой и средней части ракеты. Затем, нужно оборудование (отдельная машина) для проверки электрического и электронного оборудования ракеты. Машина для заправки сжатыми газами. Машина для подготовки полётного задания... Получается немаленькая автоколонна очень специфических машин и немалых размеров поляна – раз уж мы в лесу, – на которой они должны размещаться и маневрировать...

Дальше – больше… 1945-й год, Советская военная администрация в Германии… Минуточку! Какая-такая «Советская военная администрация», если война, как явствует из предыдущих и дальнейших эпизодов, ещё не кончилась? И.А. Серов пока ещё - уполномоченный НКВД СССР по 1-му Белорусскому фронту и начальник охраны тыла этого фронта, а Л.М. Гайдуков пока ещё – член военного совета Гвардейских Миномётных частей. И если в перечень обязанностей первого входит – в числе многого прочего – сбор сведений о немецкой военной промышленности, включающей теперь и ракетную, то второму пока сильно не до этого, весь его интерес сосредоточен на ракетных снарядах для «катюш», а «большими» ракетами он займётся – и займётся плотно – через 2-3 месяца! И уж никак не мог здесь же, «под рукой», оказаться В.П. Глушко, который в это время в Казани создавал ракетные ускорители для самолётов… Кстати, и Глушко, и работавший там же, в Казани, под его началом Королёв, были освобождены ещё в 1944-м.

А изучением материалов по немецким ракетным работам уже около года занималась всё увеличивающаяся группа специалистов во главе с авиаконструктором, профессором Военно-Воздушной Академии им. Н.Е. Жуковского, выдающимся учёным В.Ф. Болховитиновым. В эту группу, в частности, входили А.М. Исаев, абсолютно не похожий на показанного в фильме, будущий заместитель и преемник Королёва В.П. Мишин и ставший столь известным в последние годы Б.Е. Черток…

В некоторых случаях просто не знаешь, плакать или смеяться… Так, «Глушко» предлагает для повышения мощности двигателя повысить «концентрацию окислителя в жидком кислороде»… Простите, но именно кислород и является окислителем, а всё остальное в окислителе, если есть – технологически обусловленные примеси! В ином случае можно было бы списать на «кривой» перевод (а с переводами технических текстов у нас катастрофа, но это отдельная тема…), однако здесь-то «Первый канал» - в сопроизводителях! Казалось бы, диалог «советских» персонажей должен был писаться по-русски, а потом переводиться… Казалось бы…

И так – едва ли не по каждой сцене фильма!

Но возникает естественный вопрос, а зачем? Зачем вбухали немалые средства в съёмку аж четырёх серий? Куда так торопились британцы и американцы – мы ведь знаем, что они могут гораздо лучше?

Да, в фильме очень неприглядно показаны русские. Все русские - неважно, инженеры они или особисты. Единственное вроде бы исключение – сам Королёв, но и он не выходит за классические, голливудские в худшем смысле этого слова, штампы. Однако... американцы показаны немногим лучше. Более того, грубейших технических и исторических ошибок в показе американской техники ничуть не меньше, чем советской или немецкой. Прямо-таки хочется выступить против фальсификаций истории американской ракетной техники и космонавтики! Достаточно сказать, что к ракете «Атлас» немецкие специалисты вообще и Браун в частности не имели никакого отношения, а ракета «Редстоун» ни при каких условиях не могла вывести капсулу «Меркурий» на околоземную орбиту...

То есть версия очередного антисоветского и антирусского пасквиля не проходит. Тогда что?

А, пожалуй, вот что...

Как в фильме изображается космонавтика? Как извечная светлая мечта Человечества? Нет. Как соревнование государств, социальных систем? Уже теплее, но...

Прежде всего – как соревнование двух человек! Нациста, эсэсовца Вернера фон Брауна и коммуниста Сергея Павловича Королёва. И не надо повторять позднесоветские и раннеперестроечные легенды про то, что Королёв (Браун) вступил в партию только для того, «чтобы получить возможность творить в избранной области», – это явным образом не так. Есть достаточно оснований полагать, что Браун вполне разделял нацистские идеи, а уж звания в СС «за должность» не давали. И чем больше обнародуется документов, тем яснее, что членство в ВКП(б) отнюдь не было для Королёва «лишь» ступенькой в карьере.

И вот фильм подробно, в красках повествует, каких же сил стоило Брауну пробить сопротивление американской бюрократии... А может, «врождённого американского здравого смысла»? Подробно показано, как мешает Королёву «косное» военное руководство – но не партийное! А может, военные просто дальновиднее?

Звучит закадровый текст про то, что полёт в космос – великая мечта всего Человечества, но сам-то фильм вопиёт о другом. О том, что космонавтика – странная, извращённая затея представителей исторических – с точки зрения авторов «Битвы за космос» – вывертов, коими, по мнению «западной» (читай англо-американской) «цивилизации» были «тоталитарные» нацизм и советский коммунизм. Извращённая затея, о которой Человечество должно как можно скорее забыть!

Забыть выход из планетарной ловушки, забыть о возможности бесконечного и безграничного развития, забыть о мечте, которая – ровесница Человека Разумного? Забыть ради чего? Ради возможности для кого-то остаться главным, пусть на помойке? Ради массового геноцида?