Помня слова Й.Геббельса "Когда я слышу слово "культура", моя рука тянется к пистолету", мы понимаем, насколько важно сохранение Культуры. Особенно среди нашей молодежи, которая с малых лет оказывается одурманенной телевизором, ютубами,смартфонами, интернетами и прочими гаджетами, хаотизирующими сознание, отвлекающими от реальных проблем. Хочу рассказать о таком доступном ( и по стоимости, и по лёгкости освоения) музыкальном инструменте, как блок-флейта. Сейчас занимаюсь с детьми в детском духовом оркестре и вижу насколько это их способно увлечь. Возможно это их, хоть немного, оторвёт от компьютерных игрушек. Инструмент очень доступный- стоит всего 400-500р. Это могут себе позволить и небогатые семьи. А польза будет-огромная. Если человек погрузился в мир хорошей Музыки-он уже не пойдет по плохому пути. К тому же, сейчас НГод-время подарков. Родители могут приурочить покупку блок-флейты- этот подарок полезнее, чем очередной покемон или стрелялка, или айфон. Выпустим ещё один "культурный снаряд" по постмодернистскому бескультурью!
Учёными доказано, что для гармоничного развития личности любого человека необходимы 3 направления занятий:
1) Техническое (технические кружки- авиамодельный, судостроительный, радиоэлектроника, натуралистика и др.)
2) Спортивные (секции- футбол, волейбол и т.д.)
3) Эстетическое ( живопись, музыка, театр, художественное чтение и др.)
Однако, не всякая Музыка будет способствовать эстетическому развитию- нужен правильный подбор репертуара. Но об этом-чуть ниже.
О техническом направлении мы говорили в статье «Приобщайте детей к занятию Наукой!» -http://www.vestnik.otradny.net/?view=items&id=8869 - , о спортивном- часто пишут все газеты при освещении соревнований. Сегодня я хотел бы поговорить об эстетическом направлении и рассказать о таком муз.инструменте, как блок-флейта. Познакомившись с которым поближе, вы поймёте, что Мир Музыки, на самом деле, это не удел лишь одаренных с рождения композиторов, и не запретная территория, открытая только выпускникам консерватории. Мир Музыки- доступен каждому человеку! Для этого нужно лишь Усердие прочитать элементарную теорию музыки и понять принцип звукоизвлечения выбранного вами муз.инструмента. Психологический барьер «у меня нет слуха»- это, на самом деле, не более чем негативное самовнушение, негативный самонастрой, отговорка. Музыкальный слух есть у подавляющего большинства людей. Случаи тотального отсутствия слуха ( Медведь на ухо наступил)- крайне редки. Подбодрить вас может очень простой опыт- если вы узнаёте по голосу звонящего вам по стационарному телефону человека ( а большинство узнают!)- значит у вас есть слух. Значит, вы определяете те уникальные вибрации его голоса, которые составляют его уникальный тембр, присущие только ему обертоны. Это и есть- тот самый Слух! Приободрились?! Значит движемся дальше!
Как и многие дети, в школьные годы я занимался в кружке баяна. Потом, лет 10- не брал его в руки. На 3м курсе института душа потянулась к Музыке. Учился в другом городе, баян- тяжёлый, с собой не потащишь. Стал искать такой муз.инструмент, который легко можно взять с собой. На ум сразу пришли пастушьи дудочки, свирельки, жалейки. Пришёл в нашу муз.школу, рассказал о своём желании. Преподаватель флейты- Мигунова Н.А.- с теплотой отозвалась на мою просьбу. Показала мне технику пальцев, принципы игры на блок-флейте-так я узнал об этом чудесном инструменте. 2-3 недели усердных тренировок- и я научился на ней играть. Таким образом, зная нотную грамоту ( а нот- всего 7! В нашем алфавите- 33 буквы, и вы все- их помните, неужто 7 нот не выучите?!), освоить блок-флейту можно за 2-3 нед. Было мне в то время уже 20л (к вопросу- «да я уже старый учиться». Музыке, как и Любви- покорны все возраста!), учился я на 3м курсе института и был загружен экзаменами, курсовыми работами, дипломным проектом (это к вопросу – «да мне некогда, я-работаю»). С тех пор блок-флейта сопровождает меня везде- брал я ей с собой и в Москву на учёбу, и-во всех поездках. Компактная, легкая, удобная- она не занимает много места в походной сумке. Достал- и Музыка с тобой везде- даже в обшарпанном номере командировочного общежития! Который с чарующими звуками музыки уже не выглядит таким обшарпанным.
С предисторией вопросы мы познакомились, перейдём к текущему моменту, техническим вопросам: «Где? Сколько? Когда? Как?»
Общаясь со многими выпускниками муз.школ, заметил такой часто случающийся факт- очень мало кто занимается музыкой по её окончании. И вот почему: часто бывает, что родители отдают ребенка в муз.школу, например, на фортепиано,баян,скрипку. Это-очень дорогие муз.инструменты. А ребенку, через 1-2мес. вдруг расхотелось: педагог не понравился, или увлекся другим,вкус поменялся. "Не буду ходить". Родители- в шоке: "мы баян(пианино) тебе купили за 5-10-15-20тыс.руб., грузили его,затаскивали, полквартиры оно заняло и т.д. Давай, теперь уже, ходи, доучивайся". И ребенок 7л ходит, мучается. В итоге- отвращение к Музыке на всю оставшуюся жизнь. Блок-флейта- недорогая,стоит всего 400-500р, компактная- лишена этих недостатков. Попробовал ребенок на ней поиграть, не понравилось- такой трагедии, как с дорогим и громоздким фортепиано- не будет. Увлёкся Музыкой и захотел научиться играть на баяне (фортепиано, скрипке, контрабасе и т.д.)- у него уже будет опыт- нотную грамоту и теорию музыки он уже знает!
Кроме того, баян ( виолончель, контрабас, валторна, альт и т.д.) детям 8-9-10-11л тяжеловато держать- они ещё физически не окрепли. Учу я своего 10л племянника играть на баяне. Жалко- парень старается, растягивает меха, старательно учит пьесы. Но- и пальчики ещё короткие- до нужных клавиш не дотягивается, и согнулся он в три погибели под ним. Идёт нагрузка на спину, возникает нарушение осанки. Блок-флейта-лёгкая, дудочку весом 30г держать в руках сможет и 6л ребенок. А активная вентиляция легких при игре на ней будет способствовать притоку кислорода к мозгу-будет развиваться память.
А какая возникает радость и удовлетворение, когда получаются первые мелодии! Даже у подростков, которые уже вступили в сложный, переходный возраст. Это я наблюдаю по ребятам , которые приходят к нам в детский духовой оркестр на барабанах постучать. Услышав флейту- всем повально захотелось научиться играть на ней. Так необычно наблюдать за возмужавшими ребятами, у которых уже усы пробиваются- сидят, усердно дудят. Всё верно- Музыке, как и Любви- все возрасты покорны!
Научившись играть на блок-флейте, вы сможете оригинально поздравить своих друзей или родственников, например с днем рождения. Это будет уже не банальная «открытка и деньги», а мелодия,песня в дополнение к подарку. Последний раз я так поздравил свою сестру, сиграв ей "С днем рожденья тебя". Так можно постепенно возродить традиции музыкальных вечеров в кругу семьи, чтобы не превращать дни рождения в унылую выпивку.
Блок-флейта имеет довольно широкий диапазон- 2 октавы. Этим диапазоном можно охватить большой репертуар песен: русские народные, классические, советские, военные, современные, аранжировки. Отлично звучат на ней и «Вдоль по улице метелица метёт», и «Ах, Самара-городок!», и «Катюша», и «О, соле Мио!» и современные «Одинокий пастух», мелодия из к/ф «Титаник». Для сравнения- диапазон современных баянов- 5 октав, фортепиано- 7 октав. То есть, маленькая по сравнению с ними блок-флейта, берёт диапазон половины баяна и 1/3 фортепиано! Отличное сочетание «вес/цена/звуковые возможности»!
Хочу отметить и такой момент: «блОкушка» ( так любовно называют исполнители свои блок-флейты) это -выход для "малоконтактных детей"- для которых посещение муз.школы невозможно. Или для тех, кому "педагоги" (по другому назвать их не могу,кроме как в кавычках) вынесли вердикт,что у него "нет слуха, нет способностей к музыке". А им хочется заниматься музыкой! Но они боятся, что будет не получаться, над ними будут смеяться. Такие дети могут заниматься дома.
Ну и взрослые-которые в детстве по разным причинам не могли посещать муз.школу ( не подсказали,что такое есть, или были заняты в других кружках). А сейчас, в возрасте, душа потянулась к музыке- они могут восполнить недополученное в детстве. Этому будет помогать уже осознанная тяга. Музыке, как и Любви- все возрасты покорны!
И в заключение- о преимуществах, о которых говорил ранее-доступная ( за 500р.можно приобрести), легко переносится, транспортируется- будет сопровождать вас всегда- в командировках, поездках на природу и т.д.
Что не менее важно в наш «электронный век» всевозможных суррогатов-игра на блок-флейте будет способствовать сохранение Живой Музыки, в условиях тотальной экспансии в нашу жизнь- электронной.
Вижу, загорелись ваши глаза хитринкой- «а не попробовать ли мне?». Отлично! Переходим к практическим вопросам: где взять этот уникальный инструмент? Я узнавал- продают их в каждом магазине муз.инструментов в Самаре. Адреса можно найти в Интернете, вот некоторые из них: 1) Муз магазин Самара RU" - г. Самара, ул. Аэродромная д. 47а; 2) «Музторг», пр. Ленина, д. 14;
4) Мир Музыки - Самара, ул. Молодогвардейская, 61; 4) Соната, Адрес: ул. Гагарина, д. 153;
5) Мир музыки- пр. Ленина, д. 14
Лучше для начала приобрести пластмассовую «блокушку». Она и стоит дешевле деревянной, и уход за ней проще. Есть профессиональные блок-флейты, стоимость 10-15тыс.руб. Но, для начального этапа добротно звучащую блок-флейту можно купить за 400-500р. Производители - YAMAHA, HOHNER 9556. Если неохота (или не на чем) ехать в Самару, блок-флейту можно заказать через Интернет-магазин. Цена доставки будет равна цене бензина (билета) до Самары- тут решайте сами, как вам удобнее. Преимущество купить флейту самому в том, что тогда есть возможность перед покупкой попробовать инструмент «в деле»- подудеть, поиграть на нём, посмотреть- легла ли эта «дудочка» удобно в руки. В выборе инструмента я могу вам помочь- съездить с вами в магазин. Аппликатура (постановка пальцев) для блок-флейты есть в Интернете. Там же, там есть много обучающих материалов, статей и даже видеоуроки игры. Если этого вам будет недостаточно- я всегда вам помогу, подскажу где и что вы делаете не так.
По своему опыту- на первых порах ученикам не всегда удаётся сразу овладеть своим дыханием, «усмирить» его до нужной скорости потока. Не всегда сразу, получается, синхронизировать подачу порции воздушной струи с открытием/закрытием нотных отверстий. Со временем, это понимание приходит интуитивно. И в последующем, вы даже не задумываетесь- в какой момент и с какой скоростью нужно подать воздушную струю. Всё это уже входит в «мышечную память»- мы же не задумываемся как мы дышим, моргаем- всё это происходит само собой, рефлекторно. Так будет и здесь. Дерзайте, друзья! Мир Музыки- доступен каждому!
P.S. То, что вы получите ни с чем несравнимое удовольствие после уже 1й получившейся у вас мелодии- я вам гарантирую! Удовольствие от творчества, радость от успеха. Ну а детям это будет мощным импульсом для эстетического развития. Товарищи родители- познакомьте своих детей с Миром Музыки, познакомьте их с этим уникальным инструментом! На многих предприятиях сохранилась хорошая добрая традиция- конкурсы художественной самодеятельности. Которые сплачивают коллектив, открывают творческие способности людей, позволяют «увидеть» своего коллегу с незнакомой стороны. Ваш ребенок, который, может быть сейчас и занимается музыкой с неохотой, через 20-30л, заняв призовое место на таком конкурсе, и, получив поощрение от начальства и одобрение коллег, скажет вам огромное спасибо: «Мама, папа- Спасибо вам большое, что отправили (заставляли ходить) меня на Музыку!». Мальчикам, кроме этого, будет полезно вспомнить опыт серенад в ухаживании за девушкой. Когда придёт этот период- умение играть на блок-флейте и здесь окажется вам полезным.
Кроме того, наступает Новый Год- волшебное время подарков, поздравлений, добрых дружеских пожеланий. Что подарить своим детям, близким,родственникам? Вопрос,которым сейчас задаются многие. А как сделать так,чтобы этот подарок был ещё и полезным? Чашки у них уже есть, сервиз- в прошлом году дарили, айфон у сыну подарили в прошлое день рождение... Что же подарить? Подарите блок-флейту- при помощи которой он (они) познакомятся с удивительным Миром Музыки!
г. Отрадный, 31.12.2015г Стебенюк Илья Владимирович
http://otradny63.com/public/5260
Вложение | Размер |
---|---|
-флейта.jpg | 10.9 КБ |