виртуальный клуб Суть времени

Произведен запуск стратостата «СССР-1»


«СССР-1»


Экипаж «СССР-1»: Г.Прокофьев, К.Годунов, Э.Бирнбаум

В 1875 г. русский ученый Д.И.Менделеев выдвинул идею стратостата и обосновал выбор конструкции отдельных его частей. Применение с 1931 г. в СССР и других странах мира разработанного П.А.Молчановым радиозонда позволило изучать атмосферу на больших высотах. 22 января 1932 г. в Москве состоялось первое заседание Комиссии по изучению стратосферы, поставившее целью постройку стратостата для подъема на высоту 20–25 километров. Работу по его созданию возглавил командир Отдельного воздухоплавательного дивизиона Г.А.Прокофьев. В проектировании и постройке стратостата участвовали Отдел воздухоплавания ГК НИИ ВВС, кафедра воздухоплавания Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского, Научно-исследовательский институт резиновой промышленности. Гондолу – дюралюминиевую, шарообразной формы, диаметром 2.3 метра – изготовили на московском авиазаводе № 39 им. В.Р.Менжинского (конструктор В.А.Чижевский). Оболочка стратостата была создана на московском заводе «Каучук» (конструктор К.Д.Годунов) из перкалевой материи производства Богородско-Глуховской мануфактуры, на которую нанесли тонкие слои специального резинового состава. Размером оболочка была с восьмиэтажный дом (объем – 24.500 кубических метров). 30 сентября 1933 г. в 8.40 утра начался полет на стратостате «СССР-­1» воздухоплавателей Г.Прокофьева (командир экипажа), Э.Бирнбаума (пилот) и К.Годунова (инженер). В 14.50 стратонавты послали в Москву радиограмму о завершении подъема на высоту 19 километров. Таким образом был установлен новый мировой рекорд (перекрывший результат бельгийцев А.Пикара и М.Козине, поднявшихся годом ранее лишь на высоту 16.370 метров). Во время полета стратостата были произведены значимые научные исследования (измерение интенсивности космических лучей подтвердило данные об их внеземном происхождении; анализ взятых на высоте 18 километров проб воздуха выявил возможность использования для полета на этих высотах как двигателей внутреннего сгорания, так и воздушно-реактивных двигателей и т.д.). Проведя в полете восьмь с небольшим часов, «СССР-­1» успешно приземлился в окрестностях Коломны.

ВложениеРазмер
30 сентября1.jpg38.1 КБ
30 сентября2.jpg41.76 КБ