Вчера, 16 марта, наше движение провело акцию у агентства РИА-Новости, в котором проходил круглый стол российских и латвийских журналистов и историков на тему: "Россия – Латвия: разрешимы ли трудные вопросы истории?"
Выбранная дата (день памяти ветеранов латвийского легиона СС) и состав участников (например, отказ в допуске к участию в круглом столе Александра Дюкова) заставили нас опасаться, что на круглом столе произойдет не дискуссия, а единение позиции нашей либеральной журналистики с латвийскими гостями, которое могло закончиться даже прославлением ветеранов СС. Заранее скажу, что самый неприятный вариант не реализовался. Предел падения оказался чуть выше: на уровне признания тождественности нацистской и советской оккупации и легионеров СС и латышей, воевавших в Красной Армии. Такую оценку высказал печально известный российский якобы историк Борис Соколов. Но даже на круглом столе в РИА-Новости такая точка зрения оказалась слишком радикальной и встретила возражения со стороны Юлии Кантор.
Наше движение, встревоженное указанными выше настораживающими признаками, срочно подготовило свои контрмероприятия: цепочку одиночных пикетов с раздачей листовок и проникновение на круглый стол с целью съемки и участия в дискуссии. Были срочно подготовлены плакаты с соответствующими лозунгами, листовка для раздачи прохожим на улице, обращение от имени клуба к участникам круглого стола. В листовке был использован оригинальный ход – предложено передать её на проходную РИА-Новости в знак солидарности с участниками акции. Ход преследовал несколько целей. Человек, просто прочитавший листовку – это прохожий, который, вполне возможно, быстро её забудет. Человек, которые не только прочитал листовку, но и что-то сделал, уже показал готовность действовать и действовал вместе с нами. Вряд ли он забудет о нас и нашем движении и впредь тоже проявит готовность помогать нам. Кроме того, если бы мы просто рассказали людям, что рядом с ними творится непотребство, не давая им возможности с этой опасностью бороться, мы бы просто сеяли социальный пессимизм и отчаяние. Надо было дать выход недовольству людей ради их же собственной психологической безопасности. В целом по рассказам раздававших листовки наших соратников, листовка имела эффект. Люди действительно брали её и относили в пресс-центр.
Пикеты уже почти закончились, когда произошел неприятный эксцесс. Двух наших участников забрала полиция. Задержание было ничем не спровоцированным и представляло собой полный административный произвол. Вызван он был, предположительно, неофициальным обращением охраны или руководства пресс-центра к руководству московской полиции. Благодаря своевременной помощи адвоката наши соратники были быстро освобождены, а составляемый на них протокол отправился в мусорную корзину.
Круглый стол состоял из двух частей: выступления участников и дискуссия их с гостями. За исключением спора Кантор с Соколовым, более никаких противоречий между участниками круглого стола не было. Латвийские гости выступали довольно консолидировано, их выступления были более или менее радикальными вариациями на общий список тем, где ключевыми мотивами были необходимость поддержания социальной памяти и попытка представить современные тенденции оправдания нацизма в Латвии как маргинальные и не существенные для русско-латвийских отношений. В целом складывается впечатление, что главной целью латвийских участников мероприятия было смягчить эффект от традиционного празднования дня легионеров СС в Риге. Российская сторона подыгрывала латвийской, соглашаясь, что никакой угрозы реабилитации нацизма нет. Что касается спорных исторических моментов, то тут показательна оценка Дымарского. По его мнению, есть две версии истории, российская и латвийская. И, как очевидно было из контекста, сам он считает, что правильная версия латвийская, но, увы, её невозможно донести до сознания русского народа. Какая жалость… Ещё один показательный момент. Никто из российских участников, кроме Бориса Соколова, вообще не вспомнил о русскоязычном меньшинстве в Латвии (особенно поразителен был контраст с латвийской стороной, где на эту тему высказались ВСЕ). За Соколова тоже не стоит радоваться: у него русскоязычное меньшинство появилось в контексте молодежных банд . Для остальных русских в Латвии не было вообще.
В целом круглый стол достиг бы своей цели, если бы не действия гостей, журналистов и правозащитников из Прибалтийских республик. Они аргументировано разнесли в пух и прах версию парламентского секретаря МИДа Латвии Макарова о маргинальности и незначительности празднования в Латвии дня ветеранов СС и подняли многие острые проблемы русскоязычного меньшинства в прибалтийских странах. Представитель «Сути Времени» также принял участие в дискуссии, заявив о недопустимости приравнивания нацизма и коммунизма и сказав о возможных последствиях этого шага: реабилитации нацизма и возврату к его ключевой идее, делению человечества на расу рабов и расу господ.
В целом эта часть, как и проведенные нами пикеты, показали, что в настоящий момент между официальной латвийской точкой зрения на историю и точкой зрения русского народа нет и не может быть согласия. И добиться его с помощью круглых столов с участием узкого круга историков и журналистов, подобранных по принципу поддержки определенной точки зрения, нельзя.