виртуальный клуб Суть времени

«…завтра была ВОЙНА»

21 июня 2012 года. 23-45. Памятник Фёдору Полетаеву. Начало самой короткой ночи в году.
…Самый канун 71-ой годовщины начала Великой Отечественной. За четыре часа до того момента, когда в такую же летнюю ночь, но 1941 года «…Киев бомбили, нам объявили, что началася война…».
Время, когда хочется ответить самому себе, как могло человечество допустить ужасы фашистского нашествия, что такое особенное было в наших отцах и дедах, преодолевших эту силу, и ещё, а не может ли повториться подобное сегодня?

Сложно ответить на эти вопросы в одиночку…
Может поэтому, мы и собрались возле памятника Герою Советского Союза, легендарному Фёдору Полетаеву.

Мы зажгли свечи…

...И в ночной тишине прозвучали два фрагмента из книги «Говорят погибшие герои».

Эти рассказы двух детей войны, не доживших до Победы, отчётливо напомнили нам о том, что они погибли ради того, чтобы жила Родина, может быть, чтобы в ней родились мы. И они верили, что мы сохраним страну, верили, что мы будем помнить всегда об этой войне, и не допустим изгаживания светлой памяти о них…

А мы?!

 

Прошла четверть часа. Наступила полночь. 22 июня.

Мы установили свечи у подножия памятника…
Постояли молча, глядя на памятник, глядя на огоньки, ярко светившие в ночной темноте…

И каждый думал о своём, сокровенном…

 

Пусть нас сегодня было немного, но через год мы снова придём сюда. И нас будет больше, много больше, так решили мы.

Потому что нельзя забывать об этом великом подвиге! А для этого нужно просто научиться, хотя бы иногда, останавливаться в бесконечной круговерти современной жизни и прикасаться к святому, чтобы ощутить поддержку тех, кто жил, боролся и погибал ради нас…

 

И ещё, в эту ночь мы не были одиноки в проведении акции, в Дашково-Песочне и Московском районе схожие мероприятия, одновременно с нами, проводили «Союз офицеров» и фонд «Хранитель».

 

От имени участников рязанской группы «Площадь Победы»

движения «Суть времени»

Михаил Дёмин

 

И самое главное: мы решили, что будет правильно, если каждый желающий сможет прочитать те слова погибших детей Великой Отечественной, что прозвучали около памятника Фёдору Полетаеву.

 

ПИСЬМО 15-ЛЕТНЕЙ ДЕВОЧКИ СУСАНИНОЙ С ФАШИСТСКОЙ КАТОРГИ

 

12 марта 1943 г.

Март, 12, Лиозно, 1943 год.

Дорогой, добрый папенька!

Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.

Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот ее последние слова: «Вы, не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон». И офицер выстрелил маме в рот...

Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь — у меня отбили легкие.

А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!» Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню.

А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало — платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет,— и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.

Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с «Розой» и «Кларой» — так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. «Русс была и будет свинья»,— сказал он. Я очень боюсь «Клары». Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.

Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.

Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.

Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.

Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..

Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.

Твоя дочь Катя Сусанина.

Мое сердце верит: письмо дойдет

 

Вскоре после освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику. Доведенная до отчаяния, в день своего 15-летия она решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью написала последнее письмо отцу. На конверте стоял адрес: «Действующая армия. Полевая почта №... Сусанину Петру». На другой стороне карандашом написаны слова: «Дорогие дяденька или тетенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на веревке». Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не могло попасть адресату, но оно дошло до сердца советских людей. Опубликовано в «Комсомольской правде» 27 мая 1944 года.

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР РУКОПИСНОЙ ГАЗЕТЫ «ОКОПНАЯ ПРАВДА» ВЫПУЩЕННОЙ ПИОНЕРОМ В. ВОЛКОВЫМ

Июнь 1942 г.

ОКОПНАЯ ПРАВДА № 11

Наша 10-ка — это мощный кулак, который врагу будет дивизией, и, как сказал майор Жиделев, мы будем драться как дивизия.

Нет силы в мире, которая победит нас, Советское государство, потому что мы сами хозяева, нами руководит партия коммунистов.

Вот посмотрите, кто мы.

Здесь, в 52-й школе:

Валерий Волков

1.      Командир морского пехотного полка майор Жиделев, русский.

2.      Капитан, кавалерист, грузин Гобиладзе.

3.      Танкист, рядовой Паукштите Василий, латыш,.

4.      Врач медицинской службы, капитан Мамедов, узбек.

5.      Летчик, младший лейтенант Илита Даурова, осетинка.

6.      Моряк Ибрагим Ибрагимов, казанский татарин.

7.      Артиллерист Петруненко из Киева, украинец.

8.      Сержант, пехотинец Богомолов из Ленинграда, русский.

9.      Разведчик, водолаз Аркадий Журавлев из Владивостока.

10.    Я, сын сапожника, ученик 4.-го кл., Волков Валерий, русский.

Посмотрите, какой мощный кулак мы составляем и сколько немцев нас бьют, а мы сколько их побили; посмотрите, что творилось вокруг этой школы вчера, сколько убитых лежит из них, а мы, как мощный кулак, целы и держимся, а они, сволочи, думают, что нас здесь тысяча, и идут против нас тысячами. Ха-ха, трусы, оставляют даже тяжелораненых и убегают.

Эх, как я хочу жить и рассказывать все это после победы. Всем, кто будет учиться в этой школе!

52-я школа! Твои стены держатся, как чудо среди развалин, твой фундамент не дрогнул, как наш мощный кулак десятки...

Дорогая десятка! Кто из вас останется жив, расскажите всем, кто в этой школе будет учиться; где бы вы ни были, приезжайте и расскажите все, что происходило здесь, в Севастополе. Я хочу стать птицей и облететь весь Севастополь, каждый дом, каждую школу, каждую улицу. Это такие мощные кулаки, их миллионы, нас никогда не победят сволочи Гитлер и другие. Нас миллионы, посмотрите! От Дальнего Востока до Риги, от Кавказа до Киева, от Севастополя до Ташкента, таких кулаков миллионы, и мы, как сталь, непобедимы!

Валерий «поэт» (Волк) 1942 г.

Эту небольшую газету-листовку за № 11 писал под грохот боя пионер Валерий Волков, ученик одной из школ Севастополя, оказавшийся в районе прикрытия героически сражавшихся защитников города-героя.

Выполняя поручения старших, Валерий ходил в разведку, подтаскивал патроны, помогал раненым, стрелял из винтовки, когда гитлеровцы начинали очередную атаку.

В жестоких боях, не прекращавшихся ни днем ни ночью, гибли бесстрашные борцы. В живых осталось только десять... Четверо русских, один украинец, грузин, латыш, узбек, татарин и осетинка. Тогда-то и появился последний, одиннадцатый выпуск своеобразной газеты — яркое свидетельство мужества героической десятки советских патриотов.

Прошло много лет, а их подвиг долго был неизвестным. Оставшиеся в живых Иван Петруненко и Илита Даурова обнародовали эту последнюю газету-листовку. Они же рассказали и о подвиге Валерия.

Фрагменты из книги «Говорят погибшие герои».

ВложениеРазмер
rzn21062012-01.jpg25.56 КБ
rzn21062012-02.jpg30.22 КБ
Volkov.jpg3.48 КБ