виртуальный клуб Суть времени

Комментарии юриста по проекту федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Аватар пользователя Михаил Левченко

Участник рабочей группы "Юридический фронт"
М. Градова

Граждане нашей страны успокоились, когда отбили первые атаки "ювенальной юстиции". Законодатель закрыл тему, заверив, что "ювенальные суды нам не нужны". Но лоббисты, проталкивающие всеми правдами и неправдами антигуманные и антиконституционные законы, изменили тактику, устранили из текстов предлагаемых законов термины, связанные со словами "ювенальная юстиция". Ход оказался верным, и под шумок оказались принятыми несколько ненужных законов. В первом чтении в Государственной Думе были приняты два самых страшных закона - "о патронате" и "общественных наблюдательных комиссиях". Оба закона отложены «для доработки».

Поскольку закон "о наблюдательных комиссиях" очень объёмный и спорный, я, для лучшей (на мой взгляд) демонстрации своего мнения, выбрала форму комментария непосредственно  под  обсуждаемой статьёй законопроекта.Проект № 3138-6
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

«Настоящим Федеральным законом устанавливаются организационные и правовые основы осуществления общественного контроля за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно находящихся или временно пребывающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети и лица, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), определяются порядок и условия оказания общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями* (далее общественные и иные негосударственные организации), другими юридическими лицами, а также физическими лицами содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям и лицам, находящимся в таких организациях».
_____________________________________________________________________________
(Комментарий:
*Из Статьи 1. Следует, что к негосударственным некоммерческим организациям относятся и международные некоммерческие (общественные) организации.

Таким образом, доступ к решению детских судеб получают  международные некоммерческие (общественные) организации,  занятые «экспортом» детей за границу, в то время как в нашей стране много бесплодных семей, желающих иметь детей, но представителями детских домов  не предпринимаются все необходимые меры для помещения несовершеннолетних в российские семьи).
_____________________________________________________________________________

Статья 4. Основные принципы осуществления общественного контроля, оказания содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям и лицам, находящимся в таких организациях

«1. Основными принципами осуществления общественного контроля, оказания содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям и лицам, находящимся в таких организациях, являются:
1) приоритет прав и законных интересов детей*»;

_____________________________________________________________________________
(Комментарий:
*Включение приоритета прав детей в национальное законодательство нарушает принцип равенства прав и свобод, установленный в статье 19 Конституции РФ:

«1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола…, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной… принадлежности».

Приоритет прав детей неизбежно создаст дискриминацию прав родителей, в частности, их права на воспитание детей, установленное в статье 38 Конституции РФ:

«1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей».

Кроме того, ч. 4 ст. 15 Конституции признаёт, что

«4…. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Поскольку статья 4 законопроекта противоречит  международным нормам, должны применяться: «Всеобщая декларация прав человека» (Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года), из текста которой следует, что

«Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах…» (Статья 1);
 «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашёнными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении …социального происхождения… или иного положения» (Статья 2);
«Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации» (Статья 7);
а так же - "Международный пакт о гражданских и политических правах"
(Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года)
 подтверждающий, что
«Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то …социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства»  (Статья 26).).
____________________________________________________________________
 
Статья 6.Цель и основные задачи общественных наблюдательных комиссий за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«1. Общественные наблюдательные комиссии по контролю за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - общественные наблюдательные комиссии) действуют на постоянной основе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав детей* и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
_____________________________________________________________________
(Комментарий:
*Общественные наблюдательные комиссии дублируют работу уже созданных органов:

Статья 147. Семейного Кодекса РФ «Опека (попечительство) над детьми, находящимися в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения» гласит:

«1. Детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений…

2. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

3. Защита прав выпускников учреждений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, возлагается на органы опеки и попечительства»).
___________________________________________________________________ __ 
«2. Основными задачами общественных наблюдательных комиссий являются:
1) содействие осуществлению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
а) на их устройство в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нахождение в указанных организациях*»;
_________________________________________________________________________________
(Комментарий:
*В законопроекте перечисляются права детей, которые должны защищать образующиеся общественные наблюдательные комиссии. Первым среди них является право ребёнка на устройство в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нахождения в указанных организациях. Однако такое право не установлено действующим законодательством. В то же время в законопроекте не нашло своего отражения главное право ребёнка: жить и воспитываться в семье, установленное в статье 54 Семейного кодекса РФ.
При принятии закона будет нарушена
Всеобщая декларация прав человека
(Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года)
Статья 30 которой гласит:
«Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации»).

_____________________________________________________________________
«б) на пересмотр решения об их нахождении в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях поиска иных форм устройства детей, отвечающих их интересам*»;
________________________________________________________________________________
(Комментарий:
*«Иные формы устройства детей» - это устройство детей в чужие им семьи, в том числе – иностранные.
Статья 126.1. Семейного кодекса РФ «Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей»

(введена Федеральным законом от 27.06.1998 N 94-ФЗ) гласит:

«1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.
2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации».

Общественные наблюдательные комиссии не являются организациями иностранных государств по усыновлению детей, следовательно, и не вправе заниматься посреднической деятельностью по устройству детей «в иных формах»).
_____________________________________________________________________

«ж) на обращение в компетентный орган для получения конфиденциальных консультаций* по правам ребенка;
з) на направление обращений и жалоб** в органы и организации, защищающие права детей;

с) на участие в процессе принятия решений, касающихся их лично или условий их пребывания в соответствующей организации*** для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

(Комментарий:
*, **, ***Вместо законного представителя или опекуна решение о получении конфиденциальных консультаций, направлении обращений и жалоб, пребывании ребёнка в детской организации будет принимать общественник,  ни перед кем не отвечающий за свои действия).
________________________________________________________________________________
«2) подготовка предложений, направленных на совершенствование федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации в части, касающейся защиты прав, свобод и законных интересов детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»*;
________________________________________________________________________________
(Комментарий:
* Таким образом, «сотрудники» не прошедшей государственную регистрацию организации, не являющейся юридическим лицом, наделяются полномочиями большими, чем полномочия многонационального народа, единственного источника власти, 141 000 подписей которого не принимается во внимание Государственной Думой).
________________________________________________________________________________
«3. Общественные наблюдательные комиссии не являются юридическими лицами».*
_________________________________________________________________________________
(Комментарий:
* Организации, которым будут переданы широчайшие полномочия в отношении несовершеннолетних, станут вершить судьбы миллионов людей, не будучи элементарно зарегистрированными в едином государственном реестре юридических лиц,  доступ к которому имеют граждане. То есть, указанные организации не будут нести каких бы то ни было обязанностей при неограниченных правах (ст. 48-56 Гражданского кодекса РФ)).
_________________________________________________________________________________

Статья 7. Федеральная общественная наблюдательная комиссия

«Федеральная общественная наблюдательная комиссия:
3) осуществляет общественный контроль в случае грубого* или массового нарушениях прав, свобод и законных интересов детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;».
________________________________________________________________________________
(Комментарий:
*В настоящее время понятие «грубого нарушения» прав, свобод и законных интересов детей в законодательстве Российской Федерации не используется и не определено. В результате, размытая формулировка в законе может привести к перегибам при исполнении закона, что повлечёт нарушение прав отдельных семей).
_________________
________________________________________________________________

Статья 8. Региональные общественные наблюдательные комиссии

«Региональные общественные наблюдательные комиссии:
4) содействуют сотрудничеству общественных и иных негосударственных организаций, других юридических, а также физических лиц с администрациями организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, осуществляющими полномочия по обеспечению прав, свобод и законных интересов детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению благоприятных условий их пребывания в таких организациях*;
5) решают иные задачи**, предусмотренные настоящим Федеральным законом».
_________________________________________________________________________________
(Комментарий:
*, ** Коррупционно составляющая статья закона, которая может привести к непредсказуемым последствиям для детей. По сути – прописан механизм посредничества для устройства детей в иностранные семьи: «содействуют сотрудничеству общественных и иных негосударственных (читаем – иностранных) организаций, других юридических, а также физических лиц с администрациями организаций для детей-сирот», решают ИНЫЕ задачи. Если какая-либо организация намерена помочь какой-то детской организации (детскому дому) улучшить материально-техническое обеспечение, то зачем ей нужен посредник в виде общественной наблюдательной комиссии? Или речь идёт о задачах, которые открыто невозможно прописать в законе?). _________________________________________________________________________________

Статья 11. Обеспечение деятельности общественных наблюдательных комиссий

«1. Общественная или иная негосударственная организация, выдвинувшая в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона кандидатуру в состав общественной наблюдательной комиссии, в случае назначения выдвинутой кандидатуры членом общественной наблюдательной комиссии возмещает расходы, связанные с осуществлением его полномочий, и оказывает содействие в материально-техническом и информационном обеспечении деятельности соответствующей общественной наблюдательной комиссии»*.
_________________________________________________________________________________
(Комментарий:
*Общественная организация возмещает расходы не только своему представителю, но всей общественной наблюдательной комиссии.   В данной ситуации создаются условия для материальной  заинтересованности во взаимодействии именно с хорошо финансируемыми некоммерческими организациями, заинтересованными в исключительном доступе к детям.
_________________________________________________________________________________

«3. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают содействие деятельности общественных наблюдательных комиссий»*.
_________________________________________________________________________________
(Комментарий:
*В чём конкретно будет выражаться указанное содействие,  не известно, но лучше бы оказать содействие не общественным наблюдательным комиссиям, а самим детским организациям).
_________________________________________________________________________________

Статья 13. Приостановление и прекращение деятельности общественной наблюдательной комиссии

«2. В случае неоднократного нарушения общественной наблюдательной комиссией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации либо систематического осуществления комиссией деятельности, противоречащей её цели и задачам, определённым настоящим Федеральным законом, совет Общественной палаты вправе принять решение о прекращении её деятельности»*.
_________________________________________________________________________________
(Комментарий:
 * Деятельность общественной наблюдательной комиссии изначально, самим фактом своего существования нарушает Конституцию РФ, международные правовые акты, ратифицированные РФ, и, кроме того, Семейный кодекс РФ, в частности Статью 12:

«Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств»,
 
тем не менее, законодатель допускает, чтобы общественные наблюдательные комиссии кроме того НЕОДНОКРАТНО нарушали Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации либо СИСТЕМАТИЧЕСКИ осуществляли деятельность, противоречащую её целям и задачам, и ТОЛЬКО ТОГДА Совет Общественной палаты ВПРАВЕ ПРИНЯТЬ (а вправе и не принимать) решение о прекращении деятельности комиссии.
Вместе с тем, гражданин несёт административную, гражданско-правовую, либо уголовную ответственность за КАЖДОЕ ОДНОКРАТНОЕ нарушение конституционных законов! ).
_________________________________________________________________________________
 
Статья 14. Члены общественной наблюдательной комиссии

«1. Членом общественной наблюдательной комиссии может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 23 лет и имеющий опыт работы в области защиты семьи и детства, прав и свобод человека и гражданина.
2. Членами общественной наблюдательной комиссии не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость либо признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными».

_________________________________________________________________________________
(Комментарий:
*В соответствии с частью 2 статьи 14 проекта членами общественной наблюдательной комиссии не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, то есть СО СНЯТОЙ и ПОГАШЕННОЙ СУДИМОСТЬЮ, в том числе и за преступления против личности, убийства, изнасилования, развратные действия, педофилию и т.д. и т.п. – МОГУТ? !
Часть 1 ст. 14 проекта так же не поддаётся никакой критике – к решению судеб детей и их семей допускаются люди, не имеющие никакого специального профильного образования, а пресловутый «опыт работы» гражданина в возрасте 23 лет может заключаться в зарабатывании стажа в должности делопроизводителя или водителя органов опеки и попечительства).
_________________________________________________________________________________

Статья 19. Полномочия членов общественной наблюдательной комиссии

«1. Члены общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля вправе:
1) посещать организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без специального разрешения и предварительного уведомления администраций указанных организаций, а также любые помещения организаций для детей-сирот* и детей, оставшихся без попечения родителей, при соблюдении установленных в этих организациях правил внутреннего распорядка;
3) беседовать без свидетелей с детьми**и лицами, находящимися в
организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;».
_________________________________________________________________________________
(Комментарий:
* «Помещения организации» - это место жительства воспитанников детских организаций. Таким образом, проектом закона декларируется право на нарушение ст. 25 Конституции РФ, утверждающей, что «жилище неприкосновенно». Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц…».
*Согласно пункту 3 части 1 статьи 19 законопроекта члены общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля вправе беседовать без свидетелей с детьми и лицами, находящимися в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Беседа с указанными лицами, в целях недопущения ущемления их законных прав и интересов, а также в связи с особенностями детской психики, должна проводиться только в присутствии соответствующих специалистов психологов, либо педагогов).

_________________________________________________________________________________

«4) принимать и рассматривать предложения, заявления и жалобы детей* и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав детей в указанных организациях;».
_________________________________________________________________________________
(Комментарий:
* В соответствии со Статьёй 56. Семейного кодекса РФ «Право ребёнка на защиту»

«1. Ребёнок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Защита прав и законных интересов ребёнка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом».

Как видим, защитников у ребёнка достаточно на государственном уровне без сомнительных членов, не наделённых соответствующими полномочиями для решения конкретных вопросов).
_________________________________________________________________________________

«5) запрашивать и получать от администраций организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, личные дела и медицинские документы детей и лиц, находящихся в таких организациях, снимать с них копии*, а также запрашивать и получать иные сведения и документы**, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений и обращений общественной наблюдательной комиссии»;
_________________________________________________________________________________
(Комментарий:
*, ** Пункт 5 части 1 статьи 19 проекта предусматривает право членов общественной наблюдательной комиссии запрашивать и получать от администраций организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ЛИЧНЫЕ ДЕЛА И МЕДИЦИНСКИЕ ДОКУМЕНТЫ детей и лиц, находящихся в таких организациях. Указанное положение законопроекта нарушает ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

Статья 13. Соблюдение врачебной тайны

«1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.
4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона;
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;
5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом».

и ст. 10 Федерального закона «О персональных данных»:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 23.12.2010) "О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ"

Статья 10. Специальные категории персональных данных

«1. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
2. Обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если:
1) субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
2) персональные данные являются общедоступными;
2.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;
(в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 266-ФЗ)
2.2) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 января 2002 года N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения";
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 204-ФЗ)
3) персональные данные относятся к состоянию здоровья субъекта персональных данных и их обработка необходима для защиты его жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
4) обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
5) обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации осуществляется соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
6) обработка персональных данных необходима в связи с осуществлением правосудия;
7) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, а также в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации;
8) обработка персональных данных осуществляется в целях обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
(в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 313-ФЗ)
3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
4. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась обработка».

Как видим, ни одного из перечисленных оснований, позволяющих члену наблюдательной комиссии беспрепятственно проникать в детские учреждения и требовать выдачи медицинских документов на детей, и более того копировать медицинские документы, не имеется.
Вызывает подозрение такое требование, не основанное на законе, тем более потому, что в проекте не указано ничего о проектно-сметной документации, бухгалтерской отчётности, образовательных программах, которые могли бы вызвать и вызывают у сознательных граждан неподдельный интерес, поскольку в результате изучения именно этой документации можно было бы сделать вывод о правильном расходовании бюджетных средств, о достойном воспитании и образовании детей, оставшихся без попечения родителей.
Требование выдачи медицинской документации из детских учреждений и информации о ребёнке от органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних наводит на мысль о специфической миссии членов не имеющих государственной регистрации комиссий).
_______________________________________________
__________________________________

«6) запрашивать и получать от органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведения и документы, необходимые для осуществления общественного контроля*;
2. В случае, если администрация организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказала** члену общественной наблюдательной комиссии в посещении указанной организации, он вправе обратиться в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, в ведении которых находится организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо в органы прокуратуры за содействием.
3. Члены общественной наблюдательной комиссии для реализации цели и решения задач, определённых настоящим Федеральным законом, вправе участвовать в иной деятельности*** не противоречащей настоящему Федеральному закону и иным нормативным правовым актам Российской Федерации».
_________________________________________________________________________________
(Комментарий:
* Не понятно, каким образом негативная информация, истребованная от органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о детях и их родителях  может помочь общественникам проводить общественный контроль, тем более, что дети и родители, на которых имеется подобная информация, состоят на государственном контроле.
**, *** Статья 121. Семейного кодекса РФ «Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей» гласит, что
«1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учёт таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается».

То есть при принятии закона в стране будут действовать конкурирующие друг с другом органы, и не только конкурирующие, но и мешающие друг другу).
________________
_________________________________________________________________

Статья 20. Доверенные специалисты

«1. Общественные наблюдательные комиссии при осуществлении общественного контроля могут привлекать доверенных специалистов.
2. Доверенные специалисты утверждаются общественной наблюдательной комиссией по представлению членов комиссии в порядке, утвержденном регламентом общественной наблюдательной комиссии.
3. Доверенными специалистами не могут быть лица моложе 23 лет, имеющие неснятую или непогашенную судимость либо признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными.
4. Доверенные специалисты, утверждённые общественной наблюдательной комиссией, несут ответственность* в соответствии с законодательством Российской Федерации за разглашение ставших им известными при осуществлении общественного контроля сведений о частной жизни детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, конфиденциальной информации о них, в том числе их персональных данных, информации, содержащейся в медицинских документах таких детей и лиц, составляющей врачебную тайну**».
_________________________________________________________________________________
(Комментарий:
**В Международном пакте о гражданских и политических правах
(Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года) указано:

Статья 17

«1. Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию.
2. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств».

Статья 5

«1. Ничто в настоящем Пакте не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в настоящем Пакте, или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в настоящем Пакте.
2. Никакое ограничение или умаление каких бы то ни было основных прав человека, признаваемых или существующих в каком-либо участвующем в настоящем Пакте государстве в силу закона, конвенций, правил или обычаев, не допускается под тем предлогом, что в настоящем Пакте не признаются такие права или что в нем они признаются в меньшем объёме».

Статья 24

«1. Каждый ребёнок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства».

*Ни член общественной наблюдательной комиссии, ни его доверенные специалисты не обязаны давать, согласно проекту, никаких подписок о неразглашении сведений, ставших им известными в силу предоставленных им законом полномочий, вследствие чего и привлечение их к какой бы то ни было ответственности в случае разглашения данных о ребёнке или его семье будет невозможным. Аналогично привлечение к уголовной ответственности свидетеля, давшего ложные показания, невозможно, если им не дана подписка о предупреждении его об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ).
_________________________________________________________________________________

Статья 21. Осуществление общественного контроля в психиатрических и психоневрологических организациях

«Общественные наблюдательные комиссии осуществляют общественный
контроль в психиатрических и психоневрологических организациях:
2) за организацией питания и обслуживания, условиями пребывания* страдающих психическими расстройствами и психоневрологическими заболеваниями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
_________________________________________________________________________________
(Комментарий:
* Из текста законопроекта следует, что только в отношении душевно больных детей общественные наблюдательные комиссии заботятся об «организации питания и обслуживания, условиях пребывания», поскольку больные дети мало интересны «заказчикам», им придётся находиться в детских учреждениях пожизненно.
В отношении же здоровых детей интересна только медицинская документация и сведения из органов МВД. К чему бы это?).

_________________________________________________________________________________
Статья 22. Ограничения деятельности члена общественной наблюдательной комиссии и доверенного специалиста

«1. Член общественной наблюдательной комиссии и доверенный специалист не вправе осуществлять общественный контроль в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если там находится его близкий родственник (дети, усыновленные, внуки).
2. При наличии обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, руководитель организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе* в соответствии со своим приказом или распоряжением не допустить члена общественной наблюдательной комиссии или доверенного специалиста в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные приказ или распоряжение член общественной наблюдательной комиссии и доверенный специалист могут обжаловать в вышестоящий орган либо в суд».
_________________________________________________________________________________
(Комментарий:
*Статья 22 содержит противоречащие друг другу нормы. Так, часть 1 запрещает члену комиссии или доверенному специалисту осуществлять общественный контроль в организации для детей-сирот, в случае, если там находится его близкий родственник. В то же время, согласно части 2, при наличии обстоятельств, указанных в части 1 этой же статьи, допуск в организацию такого лица зависит от усмотрения руководителя организации для детей-сирот. А если это усмотрение заинтересованные лица начнут оплачивать?).
_________________________________________________________________________________
Статья 24. Недопустимость разглашения членами общественной наблюдательной комиссии сведений, ставших им известными при осуществлении общественного контроля*

Члены общественной наблюдательной комиссии не вправе разглашать ставшие им известными при осуществлении общественного контроля сведения о частной жизни детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, конфиденциальную информацию** о них, в том числе их персональные данные, информацию, содержащуюся в медицинских документах таких детей и лиц, составляющую врачебную тайну.
________________________________________________________________________________________
(Комментарий:
* Изначально закон нарушает конституционные права граждан, открывая доступ не государственным органам к конфиденциальной информации.
** В Статье 122.Семейного кодекса РФ «Выявление и учёт детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что
Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом.

При принятии предлагаемого закона установленный в РФ порядок сбора сведений о детях и их семьях будет нарушен.)
________________________________________________________________________________________

Статья 26. Формы содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям и лицам, находящимся в таких организациях
1. Основными формами содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям и лицам, находящимся в таких организациях, являются:

10) участие в обучении детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, методам профилактики опасных инфекционных заболеваний*, социально-бытовым, коммуникативным** и иным навыкам***, необходимым для их социальной адаптации и интеграции в общество;
________________________________________________________________________________________
(Комментарий:
*,**,***Из анализа ст. 26 проекта явствует, что «1. Общественные и иные негосударственные организации, другие юридические лица, а также физические лица оказывают содействие организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей… Содействие осуществляется в формах и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Общественные и иные негосударственные организации, другие юридические лица, а также физические лица согласовывают с администрациями организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления, в ведении которых находятся указанные организации, планируемые мероприятия по содействию соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…»,

из чего следует, что весь этот перечень (…иные, …другие, …негосударственные и физические…) будет самостоятельно осуществлять содействие по составленному и утверждённому в государственных органах Плану мероприятий, среди которых, например, значится:
«п.10) участие в обучении детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, методам профилактики опасных инфекционных заболеваний».

Взрослым людям не нужно разъяснять, что значит ОБУЧЕНИЕ профилактике инфекционных заболеваний, полученных, к примеру, половым путём (в проекте закона никаких изъятий для такой категории заболеваний не имеется).
А с учётом возрастного и морально-образовательного цензов (23 года и старше, с погашенной или снятой судимостью, с необязательным высшим (да и вообще с каким бы то ни было) образованием можно себе представить, как вышеназванный член комиссии будет проводить обучение. И как назвать такое обучение, кроме, как сексуальное просвещение, которое при отсутствии специалистов запросто может превратиться в растление малолетних? О возрастных границах такого обучения в проекте ничего не сказано, тогда как за развратные действия с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, статьёй 135 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность.

В Международном пакте о гражданских и политических правах
(Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года)
в Статье 18 определено, что

«4. Участвующие в настоящем Пакте Государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями».

Между тем, при составлении «Планов содействия» согласия на проведение мероприятий временно отсутствующих родителей никто спрашивать не будет. А при материальной заинтересованности руководителей детских учреждений, удовлетворяемой организациями, пославшими члена в общественную комиссию и оплачивающими его (её, их) расходы, не приходится сомневаться, что все «Планы» будут согласовываться.

Допустим, малолетний ребёнок оказался в «детском» учреждении вследствие болезни единственного родителя, воспитывавшего дитя в соответствии со своими представлениями о морали и нравственности. Через полгода «пребывания и обучения» родитель получит умудрённое опытом чадо, легко справляющееся со средствами контрацепции и профилактики инфекционных заболеваний?).
________________________________________________________________________________________
«11) участие в проведении мероприятий по пропаганде законопослушного поведения, здорового образа жизни, а также мероприятий по поддержанию и укреплению социально полезных связей* детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
12) оказание помощи в организации дополнительного социального и социально-реабилитационного обслуживания детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по согласованию с администрациями указанных организаций**»;
_________________________________________________________________________________
(Комментарий:
*, ** Очень уж эти «укрепление социально полезных связей» и «помощь в организации дополнительного социального и социально-реабилитационного обслуживания детей…, по согласованию с администрациями указанных организаций» напрашиваются на экспертное заключение в антикоррупционный комитет. Порок, на мой взгляд, заложен в самой формулировке: «социально-полезные связи». В отношении детей должен строго исполняться закон, а не использоваться какие бы то ни было «связи», предполагающие формулу: ты – мне, я – тебе).
________________________________________________________________________________________
Статья 30.Надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации субъектами осуществления общественного контроля и оказания содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям и лицам, находящимся в таких организациях 

«Надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации субъектами осуществления общественного контроля и оказания содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям и лицам, находящимся в таких организациях, осуществляет прокуратура* Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
________________________________________________________________________________________
(Комментарий:
* Статьей 30 предлагается установить, что надзор за соблюдением законодательства РФ субъектами осуществления общественного контроля и оказания содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям и лицам, находящимся в таких организациях, осуществляет прокуратура Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Однако, перечнем актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», внесение изменений в Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» не предусмотрен (необходимо внесение изменений в статьи 1 и 21 указанного Федерального закона).
_______________________________________________________________________________________

Кроме того, принятие указанного «закона» облегчит заинтересованным  лицам, вовлечённым в «План содействия», совершение преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ:
1) ст. 150 УК РФ – вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления;
2) ст. 151 УК РФ – вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий;
3) ст. 154 УК РФ – незаконное усыновление (удочерение);
4) ст. 127-1 УК РФ – торговля людьми;
5) ст. 127-2 УК РФ – использование рабского труда;
6) ст. 135 УК РФ – развратные действия;
7) ст. 136 УК РФ – нарушение прав и свобод человека и гражданина;
8) ст. 137 УК РФ – нарушение неприкосновенности частной жизни.

Обсудить на форуме