Перевод осуществлён Клубом «Суть Времени»
Кристоф Швеннике
Фото: AP
Протесты на Кипре против Меркель - средоточия ненависти остальной Европы
Ангела Меркель имеет право злиться на папарацци, подкарауливших её во время пасхальных каникул на острове Ишиа (Неаполитанский залив) и распространивших в интернете фотографии её семейства, включая детей мужа от предыдущего брака. Но она может радоваться, что это были папарацци, а не обозлённые итальянские низы.
Сейчас канцлер — объект ненависти всей остальной Европы. На неё смотрят не иначе, как на госпожу с бичом из Германии, что донимает бедные страны, принуждая их к таким мерам экономии, которые вплотную подходят, а то и переходят границы возможного в социальной, экономической и общественной сферах жизни. Грецию и Кипр вовсе не извиняют их халатность и беззастенчивость в ведении финансовых дел, но сейчас к ним подходят с такими неотложными мерами, по сравнению с которыми «дорожная карта» от 2010 года за авторством её предшественника Герхарда Шрёдера выглядит прямо-таки талонами на усиленное питание. Иными словами, на родине Меркель люди точно так же вышли бы на улицы жечь автомобильные покрышки, если бы она принудила Германию к тем мерам, которых требует от других.
Занимать какую-либо позицию в споре о правильности этого диктата экономии бессмысленно. Может быть, правы люди вроде нобелевского лауреата Пола Кругмана, с пеной у рта и крепкими словами подписывающиеся против политики фрау канцлер, ведущей к обнищанию масс. А может быть, правы советники, рекомендующие ей именно этот курс.
Лживые уста и двойные стандарты фрау канцлер
Однако совсем не обязательно иметь нобелевскую премию по экономике или быть советником канцлера. Достаточно просто бросить взгляд на её собственную политику, чтобы понять, что с ней что-то не так. Разным адресатам она говорит противоположные вещи, применяя практику двойных стандартов. Похоже, что её политика буквально следует афоризму одного из хулиганствующих левых экстремистов, однажды с сарказмом дополнившего лозунг некоей благотворительной организации следующим образом: «Дадим миру хлеб - но колбасу оставим себе!».
Пример первый. Отношения с владельцами сберегательных вкладов. Когда несколько лет назад кризис захватил и Германию, в один прекрасный вечер в начале октября 2008 года Меркель вместе с тогдашним министром финансов появилась перед телевизионными камерами и объявила немцам гарантии их сохранности. Эти гарантии, правда, никогда не были чем-то обеспечены, с чем в свое время согласился и бывший начальник ведомства федерального канцлера Томас де Мезьер. Но сигнал был дан, и он был однозначен — ваши сберегательные книжки мы не трогаем. И будь что будет.
Совсем иначе сейчас обстоят дела с Кипром. Здесь Меркель и её нынешний министр финансов входят в число тех, кто сначала хотел ободрать и счета мелких вкладчиков, лишь потом удовлетворившись конфискационными мерами в отношении вкладов на суммы свыше 100000 евро. Правда, Меркель и Шойбле отрицают, что они продвигали идею запустить руку в мелкие вклады. Но, во-первых, они не могут подтвердить свои возражения какими-либо документами, а во-вторых, это просто невозможно себе представить, чтобы такой вопрос, едва не воплотившийся в жизнь, мог решаться без ведома федерального правительства.
Пример второй. Отношение к программам стимулирования экономической активности. Во времена, когда финансовый кризис, порождённый банкротством инвестиционного банка «Леман бразерс», угрожал докатиться и до Германии, канцлер сполна воспользовалась средствами государственного бюджета. Программа утилизации старых автомобилей, предназначенная для спасения ключевой отрасли страны от водоворота кризиса, обошлась в полтора миллиарда евро. Под прессы пошло свыше полумиллиона подержанных машин, на смену которым явились 600000 новёхоньких автомобилей, в изготовление каждого из которых государство вложило свои 2500 евро. Немецкие автостроители сейчас, в условиях перенасыщенного рынка, недовольны произведённой ими же лавиной новых машин. Тем не менее, в конечном итоге мероприятие оказалось успешным для отрасли.
Бедные соседи должны экономить, пока не завизжат
Одновременно правительство запустило программу стимулирования экономики с бюджетом в 50 миллиардов евро, направленную на строительство дорог, домов и всего прочего. Ещё и сегодня растут этажи школ, запланированных исходя из этого пакета, держа на плаву немецких строителей.
Но когда речь заходит о страдающих соседях, Меркель полностью недоступна логика программ стимулирования экономики. Они должны экономить, пока не завизжат, сокращать государственные расходы, не предоставляя отелям и ресторанам какие-либо субсидии для поддержания их на плаву, как аналог немецкой компенсации за сдачу подержанного автомобиля.
Поэтому вопрос вовсе не в том, прав ли Кругман, наделяющий Меркель оскорбительным эпитетом «тупая». Ведь может оказаться и так, что обилие критики, в том числе и от известных людей, лишь доказывает правоту этой политики. Не обязательно давать сбивать себя с толку рисунками, вроде помещённого британским «Экономистом» на одной из своих обложек в прошлом году, с изображением идущего ко дну танкера с названием «мировая экономика», из рубки которого звучит вопрос: «Госпожа Меркель, но уж сейчас то нам можно запустить машину?».
Нет. По-настоящему заставляют ломать голову над происходящим вовсе не дерзкие всезнайки из-за границы. Причина этому одна политика Меркель здесь, и другая в отношении южноевропейских проблемных стран, двойная политика, подтверждающая мысль, что ярость на «немецкую госпожу» совершенно оправдана.