виртуальный клуб Суть времени

Как продвигаются ювенальные технологии в Иркутской области

Аватар пользователя Ермаков Михаил

Недавно мне на глаза попался проект Решения рабочего совещания по реализации приоритетных направлений государственной политики по защите прав детей положению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и путям решения проблем в сфере профилактики социального сиротства, состоявшегося в самом начале февраля 2013 года на уровне Правительства. С официальной информацией о решениях можно познакомиться на сайте Иркутской области. В феврале времени не нашлось, чтобы описать свои впечатления от решений, а потом, как часто бывает, появились другие задачи, бумаги затерялись и т.д. Но обсудить то, что нам готовят наши местные власти, думаю, стоит. Поэтому, воспользовавшись удобным «лучше поздно, чем никогда», приступаю к разбору решений совещания.

изображ021изображ022изображ023
В официальной информации о том совещании упор сделан на целевую программу «Дети Приангарья» на 2014-2017 годы, которую было решено разработать. В рамках этой программы предусматриваются меры поддержки детям, опекунам, приёмным родителям. Это очень хорошо, если не обращать внимание на то, что в соответствии с проектом Решений совещания в составе мероприятий в рамках программы «Дети Приангарья» ни слова не сказано о поддержке детей, воспитываемых в родных семьях, и, соответственно, их семей и родителей. Но я не буду повторять официальную информацию, в которой сказано о всём хорошем. Всё это хорошее я, конечно же, поддерживаю. Мы остановимся на не совсем хороших моментах. Особенно нас интересуют пункты фактически продвигающие ювенальные технологии. Но прежде, чем перейти к серьёзным вопросам в проекте Решения, начнём с разминки. Вообще, читая документы, подготовленные чиновниками, я всегда восхищаюсь их «птичьим языком». Интересно, их специально обучают писать так, чтобы было ничего не понятно? Вот, например, поручение Министерству труда и занятости: Вырезка_1
Как это можно расшифровать? Я понимаю, сказали бы: «Обеспечить поголовную занятость выпускников детских учреждений». Всё чётко, понятно, честно. Но нет, использовано словосочетание «профилактика занятости». На ум приходит «профилактика заболевания». Т.е. ряд мер, выполняя которые вероятность заболеть снижается, но заболеть всё-таки можешь. «Профилактика занятости» - это значит кто-то будет трудоустроен, а кто-то нет? Ладно бы хоть так, но там сказано о «создании условий для обеспечения… профилактики занятости». Ага, значит наши власти не собираются трудоустраивать сирот, они будут создавать условия для трудоустройства?. Нет, опять ошибся, надо читать внимательнее. Наши власти собираются «способствовать», причём не трудоустройству, а «созданию условий», причём опять же не для трудоустройства, а для «профилактики занятости». Замечательно. Формулировка такая, что при любом результате результат работы министерства будет положительный. Министерство «постоянно» будет «способствовать» «созданию условий». Если условия создались, что ещё не означает фактическое трудоустройство сирот, - хорошо. Если не создались, то, ведь, министерство всё-таки изо всех сил способствовало. Ну что тут скажешь? Стоит похвалить авторов, способных на такие формулировки. Ещё один перл наших чиновников – это поручение Министерству образования и Министерству социального развития, опеки и попечительства. Этот перл уже в какой-то степени раскрывает, о чём же думают чиновники, собираясь разрабатывать различные целевые программы по поддержке детей.

Вырезка_2

«Активизировать работу… по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников». Вроде бы хорошо. Как и сказано в официальной информации о совещании: «По мнению Валентины Вобликовой, все меры, которые предпринимаются на региональном и муниципальных уровнях, должны быть направлены в первую очередь на сохранение ребенка в семье и на возвращение ребенка в семью.» Но если читать дальше, то предлагается «индикатором успешной работы учреждений определить показатель передачи детей в замещающие семьи.» Стоп. Как это? Т.е. чем больше учреждения передадут детей в замещающие семьи, тем больше детей возвращено в свои семьи? Это уже похлеще «содействия созданию условий». Теперь к ювенальным технологиям. Первое, на что хотелось бы обратить внимание, - это поручение Комиссии по делам несовершеннолетних и Министерству социального развития, опеки и попечительства. Вырезка_3

Что это за технологии? Что такое «новые технологии профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации?» Не тот ли это «социальный патронат», против которого бились весь прошлый год? А что такое «новые технологии раннего выявления семейного неблагополучия?» Это тотальный контроль над семьями? В проекте Стратегии приводилась статистика, что 24,3% семей с 1-2-мя детьми и 62,5% семей с 3-мя и более детьми имеют среднедушевые располагаемые ресурсы ниже прожиточного минимума. А если учесть, что прожиточный минимум у нас – это уровень нищеты, то малоимущих семей гораздо больше. Т.е. подавляющее большинство семей с детьми из-за материального положения может быть «находящимися в трудной жизненной ситуации», в которых может развиваться «семейное неблагополучие». Следовательно, всё-таки тотальный контроль? Но может быть мы драматизируем? Для проверки перейдём к следующему поручению Комиссии по делам несовершеннолетних, размещённому правда в другой части документа, отдельно от разобранного поручения. Вырезка_4

Межведомственная система сбора информации. Т.е. всё-таки тотальный контроль и повсеместный сбор информации? Ведь, по-хорошему, все дети в малоимущих семьях нуждаются в государственной защите. Правда, если быть совсем честными, если бы государство защищало малоимущие семьи или просто обеспечивало родителей нормально оплачиваемой работой, то и детей не надо было защищать. Но это мы мыслим в устаревших понятиях. А в соответствии с ювенальными принципами права детей превыше всего, и в первую очередь право на детский дом, а социальные условия никого не волнуют. Что же ещё предписывают Комиссии по делам несовершеннолетних? Это пункт 2. Ещё более интересно. Во-первых, «органов и учреждений, работающих с детьми» - это во все садики, школы, больницы и т.д. Во-вторых, «введение… планов по защите прав ребёнка». Тут опять требуется расшифровка, ведь мы убедились, что чиновники умеют красиво говорить. Что такое «планы по защите прав ребёнка?» Это может быть правовое просвещение? Может. А это может быть план по головам («в этом квартале по плану нужно защитить столько-то детей»)? Я понимаю, что я параноик, но ведь может же? А если есть план по головам, и он не выполняется? Ну не бьют родители своих детей и всё-тут? Но план-то надо выполнить, а то премии лишат. Что делать? Следите за руками. Опа! А уже «разработана и внедрена межведомственная система сбора информации», и все синяки, переломы, не дай Бог, жалобы ребёнка какой-нибудь тётенькой аккуратно занесены в картотеку. Тогда остаётся только подобрать подходящего счастливца, «нуждающегося в государственной защите». Вот она ювенальная юстиция в полной красе.
Вот так, на конкретном примере, мы разобрали каким образом не где-то там, а в нашем регионе за наши бюджетные деньги по крупицам внедряются ювенальные технологии. В одном документе - одно, в другом - другое, пока не сложится вся система. Вполне воможно, что у большинства тех, кто это продвигает, нет ужасных человеконенавистнечиских целей. Люди просто выполняют приказы сверху или организуют бюджетные потоки, на которые можно будет сесть. Но от этого не легче, система-то формируется. И уже сейчас можно услышать от врача, в очередной раз осматривающего часто болеющего ребёнка: "Вы его совсем не лечите, я на вас в опеку пожалуюсь" (цитата из личного опыта). Или угрозы родителю, который "качает права" в школе, пожаловаться в опеку. Во что это всё выльется, как будет развиваться, если опека, которая в соответствии со своим названием должна опекать, помогать и т.д., превращается в репрессивный аппарат? И будет окончательно сформирована ювенальная система или нет, зависит от каждого из нас.