виртуальный клуб Суть времени

Барнаульский дискуссионный клуб "Суть времени": Алтайские общественные и родительские организации обсудили реформу образования в России.

Аватар пользователя totleben
 
 
 
  В рамках дискуссионного клуба "Суть времени", 7 июня прошел круглый стол на тему «Реформа образования в России: цели, последствия, альтернативы».  В обсуждении приняли участие представители региональных общественных движений: «Суть времени», «Родительское Всероссийское Сопротивление», «Общественный родительский комитет» (входит в «Всероссийское родительское собрание), «Алтайская гражданская инициатива за бесплатное образование».  Приведем общие мнения дискуссии и некоторые цитаты.
600px-ЛОГО_СВ_звезда_на_значокJERnxf5akps
 logoHUDWGrQKUAs

Сначала участники высказались насчет того, каким должно быть образование в России. Все сошлись во мнение, что главная цель образования – это развитие человека, раскрепощение и пробуждение его высших творческих способностей.  Образование должно иметь гуманистический характер, создавать человека-творца, а не «квалифицированного потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими» - цит. Фурсенко).

IMG_9850
 
Сергей Федорович Васильев («Алтайская гражданская инициатива за бесплатное образование»): «Наряду с общедоступностью и бесплатностью, образование должно носить классический гуманистический характер. Мы должны опираться на великие традиции, заложенные еще Яном Коменским». 
Затем обсудили цели реформы образование и пришли к выводу, что они носят пагубный и деструктивный характер. За красивыми словами эффективности, модернизации и оптимизации образовании по факту стоят фактическое разрушение образовательной системы, разрыв единого образовательного пространства, деградация качества образования, а также ликвидации бесплатности и общедоступности.
Поляков Павел («Суть времени»): «Реформаторы концептуально обосновывают реформы «чрезмерной идеологичностью советского образования» и неэффективностью  сложившийся системы («весь мир летает уже на самолётах (имеется в виду образование – прим. автор), а мы будем чинить паровоз?» - цит. Ливанова). Но если можно говорить о некоторой идеологичности истории, то какая идеология в математике или физике? Сейчас в школе глобально меняют подход с «знание-ориентированного» (где во главе угла – знания и навыки) на  т.н. «личностно-ориентированный», из которого алхимическим способом улетучиваются  знания и воспитание, а делается всё ради какой-то мифической «личности», которая сама будет определять как учится и что учить».
IMG_9851
 

По вопросу о последствиях реформы образования участники высказали множество исчерпывающих доказательств пагубности реформы:
Шевченко Ирина Юрьевна (зам. председателя «Общественного родительского комитета», преподаватевль): « С введением болонской системы началась самая настоящая ломка высшей школы. Урезание часов, предметная чехарда и бессистемность, помноженная на бюрократическую волокиту и деградацию программ – всё это не позволяют подготовить специалиста». 

Котов Геннадий Викторович ( «Родительское Всероссийское сопротивление») « Последствия  реформы – дальнейший рост социального расслоения общества. Теперь и знания будут зависеть от кошелька… Кроме того уничтожается авторитет учителя. Он превращается в продавца образовательных услуг. Таким образом, вкупе с ювенальной юстицией из жизни ребенка устраняются самые значимые фигуры в его социализации и воспитании: родители и учителя».

IMG_9856
 
Поляков Павел («Суть времени») «Россия в 1980 по 1991 устойчиво держала 3 места в рейтинге Юнеско по качеству высшего образования, в 2012 мы занимали 35 место. С началом реформы, падение составляет 3-4 пункта в год. Какие еще нужны доказательства?»

В вопросе об альтернативах реформы участники рассмотрели два сценария развития: изменения курса сверху, поддержанное снизу, или борьба против реформы за альтернативный проект снизу. Все признали, что второй вариант на сегодняшний день наиболее реалистичный. Альтернативный проект должен быть иметь своей основой громадный советский опыт и успешные современные отечественные наработки в сфере образования. Но для того, чтобы воплотить его в жизнь, необходима консолидации общественности, родителей, учащихся и профессионального сообщества в борьбе за альтернативу. На пути к смене курса, как временный вариант создания гражданских островков, свободных от «реформы», активисты «Сути времени» предложили использовать опытчартерных школ SaveFrom.net.

Обсуждение получилось содержательным и конструктивным. Выступали как общественники, так и гости Круглого стола.
 

IMG_9845

IMG_9837

IMG_9868
 

По окончанию Круглого стола участники приняли резолюцию.
 
Резолюция круглого стола «Реформа образование в России: цели, последствия, альтернативы» от 7 июня.
 
Мы, представители общественных движений, разделяя общую обеспокоенность большинства населения и профессионального сообщества реформой образования и её последствиями, считаем что:1.       Современная реформа образования носит деструктивный характер. Она угрожает погубить интеллектуальный и творческий потенциал страны, а значит и её право на будущее развитие. Необходимо срочно изменить курс реформ и принять меры по ликвидации её последствий.
2.       Образование в России должно иметь своей целью создание человека-творца, всесторонне развитой личности, овладевшей необходимыми знаниями и инструментами для собственного и общественного развития.
3.       Образование должно быть: бесплатным, общедоступным, качественным.
4.       Изменения в системе образования должны опираться успешный советский и современный опыт. Пора покончить с практикой копирования неадаптированных западных или иных моделей.
5.       Необходимо отмены ЕГЭ в современном виде и выход России из Болонского процесса. Должна быть восстановлена классическая отечественная система средней и высшей школы.
6.       Необходимо восстановление престижа образования и культа знаний. Образование должно быть социальным лифтом, а преподаватель и ученый должен получать больше чем чиновник.
7.       Граждане, общественность и профессиональное сообщество должно получить больше прав,  средств влияния и контроля в отношении проводимых в системе образования изменений.
8.       Необходимо восстановить классическое фундаментальное ядро в среднем и высшем образования. В этом ключе необходим пересмотр Федерального стандарта образования.
9.       Необходима отмена Федерального  Закона №83, который фактически превращает полноценное образование в платное и недоступное для большинства населения.
10.   Нельзя допустить массового сокращения преподавателей, бюджетных мест и закрытия школ.

Представители региональных организаций:
«Суть времени»: Поляков Павел  Леонидович, Бирюков Павел Михайлович.
АКОО «Общественный Родительский комитет»: Шевченко Вячеслав Владимирович, Шевченко Ирина Юрьевна.
«Родительское Всероссийское Сопротивление»: Котов Геннадий Викторович.
«Алтайская гражданская инициатива за бесплатное образование»: Васильев Сергей Федорович.