виртуальный клуб Суть времени

Кубинский опыт – урок для России и открытие новых мировых горизонтов. А.Л.Сергеев

Аватар пользователя Анастасия Бушуева

Александр Леонидович Сергеев

Кандидат юридических наук
 

Кубинский опыт – урок для России и открытие новых мировых горизонтов

 
Вступление
 
Сегодня наш мир переживает особый исторический момент. Модерн,  являвшийся более пяти веков  мейнстримом мирового развития, неизбежно клонится к закату. Над человеческим  сообществом нависает целая система угроз пост- и контрмодернистского характера, главная опасность среди которых -  потеря подлинной идейно-смысловой основы гуманизма и развития. Указанный процесс особенно остро ощущается в России – стране, уникальность и самобытность которой базируется на особой и исключительно сложной системе социокультурных  символов, обеспечивающих фундаментальный союз множества представленный на ее территории национальностей и религиозных конфессий. Духовная основа, формировавшаяся столетиями и составляющая базис российской цивилизации, несовместима с мондиалистскими идеологемами «многоэтажного человечества», транслируемыми значительной частью современной мировой элиты. 
 Указанные выше причины вынуждают отечественную патриотическую интеллигенцию искать ответы на множество интеллектуальных и смысловых вызовов. Найти их представляется возможным только при тщательном исследовании опыта различных человеческих сообществ, его глубокой  творческой проработке и препарировании как о российские текущие реалии так и о сегодняшние  константы  мирового социально-политического процесса. 
В обсуждаемом нами аспекте исключительно важен и актуален кубинский опыт. Небольшое латиноамериканское государство, полвека назад бросившее вызов могущественной сверхдержаве  - Соединенным Штатам Америки, оказалось способным не только найти собственный путь развития, базирующийся на принципиально новой духовной, социокультурной и социотехнической  основе, но и увлекшее за собой не одно латиноамериканское государство. Массовые общественные течения по всему миру, имея подчас весьма неоднородную национальную и конфессиональную направленность, относятся к современной Кубе как ценнейшему символу и одновременно  незаменимому источнику знания. Это удалось совершить, несмотря на полувековую жесточайшую экономическую блокаду  острова Свободы, имевшую цель навсегда похоронить в этой стране революционные преобразования.
Чтобы оценить полноту работы, проделанной кубинской элитой и народными массами, следует вспомнить дореволюционную эпоху пятидесятипятилетней давности. Еще в 50-е годы 20 века Куба была крошечным перенаселенным островом, на котором абсолютное большинство населения было неграмотно и не имело доступа к элементарной медицинской помощи. Уровень жизни простых людей, равно как и общая ее продолжительность, был исключительно низким. Местные правящие компрадорские группы обеспечивали  на острове полновластие   крупнейших американских  хозяйственных монополий. Куба являлась  лакомым куском, обеспечивающим   отдых и развлечения  богатых американцев, в то время как по соседству с роскошными пляжами располагались трущобы и фавелы, в которых нищета и «социальное дно» воспроизводились как неизбежная повседневность.
Социальная революция на Кубе, победившая в 1959 году,  оказалась прямой наследницей  масштабного национально-освободительного движения, имевшего место на острове в течение столетия. Массовая борьба и героическое самопожертвование, ставшие нормой поведения  для революционной молодежи 40-х-50-х годов, оказались достаточными для того, чтобы свергнуть военную диктатуру полковника Батисты и начать новую страницу своей истории.
Кубинский опыт развития интересен тем, что Куба, двигаясь по социалистическому пути развития, смогла  взять многие постиндустриальные рубежи, как в идейно-смысловом так и в социотехническом измерении. Опыт Кубы продемонстрировал, что  постиндустриальные технологии и научно-технический прогресс  в целом не являются исключительной монополией рыночно - капиталистического общества западного образца. Битва идей, заявленная на Кубе в 2000-е годы, стала интеллектуально-волевым механизмом общества, с помощью которого оно стало уверенно смотреть в будущее.
 
Современная Куба: контуры социально-политической, социотехнической и духовно-культурной матрицы
 
В  аспекте, указанном выше,  следует обратить внимание  на основополагающие  контуры кубинской социальной   матрицы, способные вызвать  у современных экспертных сообществ  высокий интерес. Нами они будут рассмотрены как система новаций, созданных кубинской революцией и являющихся фундаментом  жизнедеятельности современного кубинского государства.
1. Идеологическая новация. Доктрина кубинского социализма, выполняющая в сегодняшнем  обществе социообразующую функцию, представляет из себя уникальный сплав,  творческий синтез трех крупнейших идейно-философских направлений: марксизма, мартианства и теологии освобождения.
Первым по историческому времени источником кубинского социалистического учения стало учение Хосэ Марти  о  независимости народов Латинской Америки, формировании латиноамериканских наций, построении братского, социально справедливого общества, духовного и культурного прогресса  как Кубы, так и всей континентальной цивилизации в целом.  На мартианство, в свою очередь, большое влияние оказало боливарианское движение в Венесуэле и иные идейно-политические течения Латинской Америки 19 века. Адептами указанной идеологии было прежде всего передовое студенчество, представители крестьянства, рабочие, мелкая буржуазия.
Марксизм, как вторая составляющая кубинского духовно-философского революционного процесса, стал активно входить в общественную жизнь страны в 60-е годы 20 века. Учение о классах и классовой борьбе, экономические модели, значение социализма и коммунизма как способов организации общества, интернационализм и интернациональная помощь другим народам и странам – все это оказалось крайне важными константами кубинской идейно-политической реальности.
В 70-е годы 20 века в рамках латиноамериканской католической церкви происходит становление принципиально нового идейного течения – теологии освобождения. Часть латиноамериканского духовенства поднимает  знамя борьбы  с бедностью и по-новому начинает трактовать многие каноны христианства. Кубинцы, в свою очередь, испокон веков являлись  религиозным народом, в сознании которого церковь играла весьма значительную роль, вследствие чего указанное учение нашло в стране благодатную почву. [1] В 80-х годах начинается масштабный стратегический диалог кубинской правящей элиты, и прежде всего главы кубинского государства и правящей Коммунистической партии Кубы  Фиделя Кастро Рус с представителями указанного религиозно-политического течения. Наибольшую известность в данном контексте получили беседы Фиделя Кастро с бразильским католическим священником Фреем Бетто, опубликованные впервые в середине 80-х годов[2]. Вскоре на Кубе снимаются какие-либо ограничения  на прием верующих  в правящую Коммунистическую партию. Контакты государственной власти и католической церкви стремительно активизируются, а принципы теологии освобождения все ярче и теснее  входят в идеологический и пропагандистский арсенал кубинской революции[3].
Доктрина кубинского социализма – учение формирующееся. Ее ответы на многие вопросы современности даны в многочисленных статьях, выступлениях и интервью Фиделя Кастро и его молодых последователей, а также партийных документах, меморандумах кубинских общественных организаций. Указанное социально-политическое учение требует систематизации и структуризации его отдельных положений и принципов.
 Главным теоретиком кубинской революции является  ее непосредственный организатор и руководитель  Фидель Кастро Рус. Фидель - теоретик особого типа. Многие сформулированные им положения отразились в его статьях и выступлениях, производимых непосредственно в процессе его пятидесятилетнего руководства  страной. Иными словами, многие аспекты концептуального характера излагались им в форме ответа на надвигающиеся вызовы,  при параллельном принятии им важнейших практических решений.
2. Технический аспект. Успешное взятие постиндустриальных рубежей. Кубинская революция с самого своего возникновения поставила во главу угла человека, его всемерное, всестороннее развитие, увеличение его физического, интеллектуального и духовного потенциала. В стране, лишенной сырьевых ресурсов, с преимущественно сельскохозяйственной специализацией, начинает разрабатываться и приводиться в действие комплекс мер по достижению  высокого уровня социальной защиты населения. В стране, еще недавно практически лишенной качественного медицинского персонала, каждый год стали выпускаться сотни дипломированных врачей, квалификация которых соответствовала мировым стандартам. На сегодняшний день Куба – один из мировых лидеров по всем показателям, определяющим эффективность работы системы государственного здравоохранения (средней продолжительности жизни, количеству койко-мест в больницах, показателю детской смертности и многим другим). Указанного уровня развития здравоохранения удалось достичь благодаря успешному освоению постиндустриальных научно-технических компонентов и созданию на их основе современных лекарств, вакцин и иных технологических составляющих медицинской системы.
Многое в данном аспекте можно сказать и об образовательной системе государства. На Кубе ежегодно создаются государственные образовательные программы, новые стандарты, передовые учебные технологии. Новейшие усовершенствования немедленно внедряются в учебный процесс. Гордостью Кубы являются современные школы и университеты. Новые учебные учреждения строятся, а старые укомплектовываются по последнему слову техники.
Достижения  Кубы велики и в области спорта. Новая система, положенная в основу физического воспитания народа, позволила подготовить сотни олимпийских призеров по самым разным видам спорта, а также сделать спортивные тренировки значительной частью повседневной жизни кубинцев.
Таким образом, кубинская социально-политическая система показала, что взятие постиндустриальных рубежей и построение обществ, снабженных высокотехнологичной  базой – удел не только рыночных капиталистических государств. Серьезных успехов на этом направлении смогла добиться страна, строящая социализм, в основе которой – большая и до сих пор еще не изученная до конца идейно-смысловая система, в которой развитие и восхождение человека является одной из важнейших, краеугольных основ.
 
3.Построение  общества социальной справедливости.
В 90-е годы на Кубе была проведена система масштабных экономических преобразований. Многие западные специалисты полагали, что введение в жизнь рыночных отношений повлечет за собой возникновение болезненного неравенства   и  угрозу легитимации социально-экономического порядка на Кубе. Однако этого не произошло. Малый бизнес стал развиваться, давая дорогу инициативе широких слоев населения, равно как и возможность для их дополнительного дохода. В тоже время сохранение командных высот в экономике государства позволяло грамотно аккумулировать средства и направлять их на развитие самых разных секторов  социальной жизни. Туризм на Кубе – молодая и быстро развивающаяся отрасль экономики. Ежегодно она привлекает серьезные денежные средства, что позволяет стране эффективно решать стоящие перед ней задачи.
Благодаря экономическим новациям и привлечению дополнительных финансовых средств на Кубе возникло социально справедливое государство с четкой стратификацией, предоставляющей населению широкие возможности самореализации. Вместе с тем, интерес отдельной личности  в рамках данной системы  гармонично вплетается в систему общественных и государственных интересов. Этика братской солидарности кубинцев дает возможность   отдельно взятому человеку  свободно определять линию своей жизнедеятельности, однако не позволяет эгоистическому интересу оказываться во главе социального процесса.
Кубинское общество по – прежнему большое внимание уделяет медицине и образованию, продвижению вперед, к новым горизонтам, национальной науки, литературы, искусства, спорта.  По словам Фиделя Кастро, на Кубе ведется «битва идей».  Куба, по его мнению, призвана в 21 веке превратиться в страну идей и смыслов, страну, которая будет  способна сказать миру новое слово и повести  за собой широкие массы людей.
 
4. Экспорт Кубинской модели в страны Латинской Америки.
Начиная с 1959 года, с момента политической победы Фиделя Кастро, в Латинской Америке существенно возросло левое революционное движение. Победа Революции на Кубе вдохновила  многих людей к национально-освободительной борьбе. Кубинские добровольцы в массовом порядке участвовали в различного рода интернациональных миссиях. В частности, роль кубинского вооруженного контингента для освобождения южноафриканской Республики Ангола от колониальной зависимости была весьма и весьма значима. Однако военная помощь не была единственной. Огромное количество кубинских молодых  врачей ехали в самые отдаленные уголки мира и спасали тысячи детей. Многие образовательные технологии были переданы кубинцами слаборазвитым странам, что ощутимо помогло в деле распространения  элементарной грамотности, а также иных, более глубоких, знаний.
Со временем успехи Кубы стали стремительно вдохновлять другие страны к смене политического и общественно-экономического строя. В начале 70-х годов демократическим путем пришло к власти в Чили социалистическое правительство Сальвадора Альенде. В середине 80-х годов обостряется борьба национально-освободительного движения в Сальвадоре, приходит к власти сандинистское правительство в Никарагуа.
Развал Советского Союза в 1991 году оказал на Кубу крайне тяжелое воздействие.  На СССР и страны СЭВа приходилось больше 70 процентов всего кубинского товарооборота. Ликвидация указанных торговых связей   едва ли не привела к экономическому коллапсу страны. Однако Куба мужественно приняла вызов. Проведение политических и социально-экономических реформ, выстраивание новой экспортно-импортной сети поставок товаров позволил Кубе выйти из тяжелого кризиса и уверенно набирать темпы  роста экономики.
Успехи Кубы стали вновь  вдохновлять  латиноамериканские общества к дальнейшим движениям и трансформациям по социалистическому пути развития. Это было тем более важно, что после развала СССР мир вступил в эпоху мондиалистской глобализации, где мировой капитал стремительно стал  подчинять себе  мировые социальные процессы, не видя для себя достойного противника.
Однако огонь жизни, стремление к братству и социальной справедливости латиноамериканских народов не удалось погасить. В конце 90-х годов в Венесуэле Президентом становится Уго Чавес Фриас, который  начинает крупные социально-экономические реформы в интересах широких слоев населения: пролетариата, крестьянства, трудовой интеллигенции. 2000-е годы ознаменовались приходом к власти  таких фигур как коммунист Лула Да Силва в Бразилии, Нестор и Кристина Кишнер в Аргентине, Эво Моралес в Боливии, а также иных левых прогрессивных деятелей. Идеи Фиделя Кастро оказали решающее воздействие не только как вдохновляющий образец, но и как система идеологических и политико-социальных построений, позволяющих лидерам и идущим за ними народным массам  помогать продвигаться вперед по намеченному пути.
На сегодняшний день Латинская Америка представляет из себя яркое, пассионарное пространство  с большим количеством идейно-смысловых течений.  Этот континент стремительно объединяется и интегрируется для защиты своих интересов перед вызовами мондиалистской  глобализации. В системе указанных взаимодействий Кубе принадлежит особая, ведущая  роль.
 
5. Фактор преодоления внешнего гнета и  внешней угрозы.
Экономическая блокада Кубы, начавшаяся в 60-е годы, нанесла государству огромный ущерб. США, являющиеся последние десятилетия самой могущественной сверхдержавой мира, сделали все, чтобы со своей территории перекрыть  товароорообмен с Кубой. Более того, на своих контрагентов  США оказывали жесточайшее давление, если становилась известной информация о наличии у них с Кубой экономических связей. Молодое революционное государство ежегодно теряло в течение десятилетий  миллиарды долларов.
В начале 90-х годов в ситуации распада СССР и системы Совета экономической взаимопомощи  кубинская экономика находилась в чрезвычайно тяжелой ситуации. Основная масса  экспортно-импортных отношений страны с внешним миром оказалась развалена либо ликвидирована. Однако, как уже говорилось выше, это не напугало кубинцев и не заставило их капитулировать. В 90-е годы страна подверглась серьезной экономической трансформации. В экономику страны стали все сильнее внедряться элементы рынка. Рядовые граждане получили возможность открывать  магазины, ресторанчики, парикмахерские, иные объекты сферы услуг, а также  предприятия, базирующиеся на небольших производственных мощностях. Сильнейшим образом изменился и внешнеторговый  контур кубинской экономической системы. Значительное место  в системе  экспортно-импортных отношений теперь стало отводиться Китаю. Масштабное развитие туризма на Кубе сделало указанную отрасль  народного хозяйства   бюджетообразующей. Развитие технологий в сфере медицины и образования по - прежнему привлекают инвесторов со всего мира, что дает Кубе шанс занять заметное место в системе мирового разделения труда.
Основным торговым партнером Кубы с 2000-х годов становится Венесуэла. Венесуэльские энергоносители весьма востребованы на современной Кубе.  Дружеские отношения двух стран дают возможность обменивать венесуэльскую нефть на услуги кубинских врачей и учителей.
 Конец 2000-х годов поставил перед кубинской экономикой новые задачи и потребности. Исходя из них, на  Кубе в настоящий момент проводится следующая по счету экономическая реформа, дающая возможность среднему частному бизнесу занять свое место  в системе производства товаров и услуг,  при сохранении основных рычагов  экономики в руках государства.
Попутно, еще в 90-е годы, на Кубе была  проведена система конституционных и политических преобразований. В стране  введено много новаций, приближающих республику к парламентской системе, а саму систему политической  власти - к народным массам. Народ и власть в результате оказались перед лицом внешней угрозы еще плотнее объединены взаимным доверием.
Результаты Кубинской революции в самых различных сферах общественной жизни весьма и весьма наглядны. Остается надеяться, что когда-нибудь  экономическая блокада Кубы все-таки будет отменена, и это государство сможет в полную силу показать миру весь  потенциал своего роста и развития.
 
Заключение
 
Из изложенного видно. что кубинское общество, его становление и развитие в течение последнего полувека, представляет из себя интереснейший социокультурный феномен. При крайне ограниченных материальных возможностях Куба нашла в себе силы взять постиндустриальный рубеж и послать  миру ряд идеолого-смысловых месседжей, которые надо расшифровывать и изучать. Успехи Кубы в экономике, социальном, культурном, экономическом строительстве –прямое продолжение новаторской идеолого-смысловой матрицы, ее непосредственная реализация. 
Данный круг вопросов получает особую актуальность в ракурсе того, что общество модерна стремительно уходит в прошлое. Ставшие альтернативой ему контр- и постмодернистские проекты  не имеют в себе гуманистической составляющей, а в перспективе несут миру  угрозу остановки развития и возрождения фашизма в глобальном масштабе. Кубинский опыт дает нам уроки, на основе которых можно моделировать и развивать сверхмодернистские горизонты, способные освятить людям дорогу в будущее.
Особое значение кубинский опыт имеет для России. Россия изначально формировалась как идеократическая цивилизация, в центре которой должны были находиться накаленные смыслы. После крушения СССР коммунистический проект отступил, и за этим отступлением последовало 20-летие, мейнстримом которого стало вхождение России в Запад и европейскую цивилизацию. Указанный исторический срок с неизбежностью показал невозможность реализации данного проекта. На сегодняшний день Россия вынуждена возвращаться на собственный исторический путь развития и заново  искать обществообразующие идейно-смысловые константы. В этом процессе кубинский опыт способен оказать нам весьма и весьма  значительную помощь. Выражаем надежду, что он окажется востребованным.
 
 
 
 

[1] В этой связи будет уместным напомнить, что после социалистической революции 1959 года на Кубе  не был закрыт ни один храм, что вступало в серьезный контраст с политической практикой как  СССР так и  многих других восточноевропейских государств.
[2] Беседы о религии. Фидель и бразильский священник фрей Бетто. Перевод с испанского В. Спасской. М.: Издательство АО «Си-Мар», 1995, 382 стр.  
[3] Кубинский  социальный опыт в указанном аспекте имеет исключительную важность для России, где коммунизм и христианство  по сию пору являются популярнейшими идейно-духовными течениями. Создание основы для их органического синтеза является жизненно важным условием, позволяюшим воссоздать целостную систему, матрицу отечественных социально-исторических символов.