18 декабря 2013 года в Госдуме во втором чтении был принят законопроект № 249303-6 "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". За день до этого страну захлестнула волна протеста против принятия данного законопроекта в текущей редакции.
Социальное обслуживание граждан в нашей стране далеко от идеального и, несомненно, требует изменений. Казалось бы, законопроект 249303-6 под названием "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” должен решить все существующие проблемы. Но - действительно ли именно с этой благой целью разрабатывался данный законопроект?
Прежде всего, новые нормы, по сравнению с действующим законодательством, нивелируют само понятие социального обслуживания: отныне все виды социальной помощи трансформируются в услуги. И, как ивзестно, если помощь предоставляется безвозмездно, то за услуги придется заплатить.
Как оказалось на поверку, конкретные виды социальной помощи, которые государство гарантировало гражданам посредством уходящего в прошлое текущего закона, в новом законопроекте не содержатся. Сфера социального обслуживания граждан, в соответствии с новым законопроектом, переводится по большей части на рыночную основу. Так, “легким движением руки”, институт социальной помощи, гарантируемой ранее государством, превращается в рынок социальных услуг.
Но хуже всего то, что законопроект содержит неопределенные и расплывчатые формулировки, которые могут привести к опасным злоупотреблениям в семейной сфере.
Так, статьи 22 (о социальном сопровождении) и 29 (“Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании”), по мнению юристов, являются опасным инструментом, дающим повод “работать с семьёй” против её желания. Это, по сути, две основополагающие ювенальные идеи, охотно поддерживаемые НКО, сросшимися с бюджетом: право вторгаться в жизнь любой семьи, изыскивая для этого самый ничтожный и надуманный повод, и навязывать семье “соц. услуги”, причем, без ее просьбы и согласия. Это - та же идея так называемого “социального патроната”, которая казалась уже снятой с повестки дня.
Эксперт аналитического отдела общественной организации “Родительское Всероссийское Сопротивление” комментирует вышеуказанные статьи следущим образом: “Содержание этих статей не относится к предмету регулирования предлагаемым законом. Регламентированные статьями 22 и 29 мероприятия не имеют отношения к социальным услугам в понятиях законопроекта (ст. 3). В силу этого, на мероприятия в отношении граждан, проводимые согласно этим статьям, не распространяется принцип добровольности социальных услуг (ст. 4).”
Итак, новый законопроект де-факто подменяет право семьи на помощь государства тотальным контролем, юридически оформленным всевластием чиновников и ювенальным диктатом. Разрушение семьи - вот, по меньшей мере, та цена, которую придется заплатить гражданам за новоявленное “социальное сопровождение” и “услуги”.
Ни один пункт законопроекта “О соцобслуживании”, по определению затрагивающий самые болезненные вопросы зачастую самых незащищенных слоев населения, очевидно, не обсуждался с общественностью. Рассмотрение законопроекта во втором чтении заняло лишь несколько минут - поэтому можно предположить, что обсуждения фактически не проводилось. Закономерен вопрос: ознакомились ли депутаты с законопроектом, за который они проголосовали, хотя бы частично? Подумали ли они о последствиях своей безответственности? Или “слуги народа” осознанно принимают антинародные законы, разрушающие самые основы нашего общества?
Члены общественной организации “Родительское Всероссийское Сопротивление” и всероссийского движения “Суть времени” выступают категорически против таких “социально-ориентированных инициатив” и считают обязательным проинформировать широкие слои населения о внедряемых законопроектом “нормах”.
17 и 18 декабря 2013 года силами активистов “РВС” и “Сути Времени” проведена общероссийская акция протеста. Цепь протеста протянулась от Владивостока до Калининграда, в Москве протестующие взяли Госдуму в кольцо. В ходе многочисленных пикетов активисты информировали граждан о самых опасных статьях законопроекта, поясняли, как нормы, указанные в документе, повлияют на жизнь простых граждан, их детей, семей. Подробнее об акции.
Если законопроект будет принят, то с 1 января 2015 года он вступит в силу. Однако сторонникам продвигаемых “социальных” реформ рано радоваться: впереди - третье чтение в Госдуме, рассмотрение Советом Федерации и Президентом. Захочет ли власть прислушаться к мнению общественности? Хватит ли у нее на это смелости?
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Аналитический отдел Общероссийской Общественной организации защиты семьи “РВС” провел подробный анализ законопроекта о соцобслуживании. С результатами этой работы можно ознакомиться по ссылке: http://r-v-s.su/news/2013/analiz-proekta-no-249303-6-federalnogo-zakona-ob-osnovah-socialnogo-obsluzhivaniya
Текст законопроекта на сайте Государственной Думы: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=249303-6&02
Фоторепортаж об общероссийской акции смотрите здесь – "Цепь протеста: Владивосток–Госдума–Калининград".