13 января в лондонской газете Independent опубликовали письмо 27 нобелевских лауреатов, адресованное В.В.Путину. Группа учёных и актёр, сыгравший волшебника Гендальфа, выразили отвращение к российскому законодательству за запрет пропаганды нетрадиционных ценностей и указали направление, в котором оно должно изменяться - в соответствии с наработками Михаила Горбачёва. (Подробнее: http://www.interfax.ru/world/txt/351325)
С нашей точки зрения, изменение отечественного законодательства под давлением с Запада происходит давно, а законы государства должны отражать ценности народа и меняться в соответствии с его интересами. В связи с этим, активисты Сути Времени СЗАО присоединились к исследованию общественного мнения в качестве волонтёров АКСИО (независимое Агентство Культурных и Социальных Исследований Общества).
Мы провели в подмосковных электричках "изучение мнений жителей России о возможных будущих изменениях законодательства нашей страны" — чтобы узнать, наконец, отношение к либерализации законодательства и традиционным ценностями нашего общества. Того самого, в котором мы живём.
8 февраля Суть Времени СЗАО приступила к всероссийскому соцопросу АКСИО-4
Первым делом разобрались с анкетами: выяснилось, что на заполнение нужно время, относительно спокойная обстановка и возможность писать. Когда людей отвлекают постоянно - анкету никто не заполнит. Человек, который примет участие в опросе, должен сидеть и ...больше ничего не делать.
В итоге решили опросить людей в подмосковных электричках: самое лучшее что у нас есть — место массового скопления людей в подходящих условиях. Плюс достаточно показательный срез той части нашего общества, которую мы считаем большинством.
Когда приступили к делу, не обошлось без неожиданностей и их преодоления. Рассказывает Тимур: "...7 минут до сбора, 100 анкет, 2 ручки: срочно нужна докупка! Мчимся в привокзальный магазин… Рысью несёмся к месту встречи… Удалось!"
В работу вошли не сразу: "...Зашёл в вагон: люди встрепенулись. Сразу анкету никто не взял… оглянулся: увидел, что у ребят анкеты разбирают". В общем, когда путешественники разобрались, что мы не продавцы - стали достаточно охотно разбирать анкеты.
Извлечённый урок: обгоняйте коммивояжеров. Если идёте следом - потеряете массу лишних сил на преодоление "экономической защиты".
Общение с людьми проходит три основных фазы, разной степени выраженности: сначала шок, затем лёгкая улыбка -когда становится понятно, что вы не несёте непосредственной опасности. Если контакт складывается, то дальше включается чисто деловой подход (у большинства).
Время от времени сильный шок вызывает проекция законотворческих идей анкеты на собственную семью респондента. В таком случае обычно провожают с благодарностью.
В массе, поколение "50+" воспринимает внимание к себе с воодушевлением. Молодёжь в плеерах уже настолько отключена от действительности, что достучаться бывает непросто. Но вполне возможно.
"Вы сами каких будете?"
Без ложки дёгтя не обходится. Один пожилой мужчина, услышав что опрос касается нетрадиционных меньшинств, пожелал убедиться, что разговаривает с нормальными людьми, прежде чем прикасаться к анкете.
С фоновым уровнем грязи, к сожалению, приходится работать. Нет-нет да услышишь: "Сколько платят?" — или "...а можно себе оставить волонтёрскую ручку?". Элементарной выдержки и собственного достоинства вполне хватает для борьбы с подобными проявлениями. Здесь главное показать окружающим свой уровень общения.
За одну 2-х часовую поездку собрали более 140 анкет. За один выход, на 3-х маршрутах.
Для выборки за пределами личных контактов, самое эффективное, что мы пока реализовали.
По итогу, барьер - взят! Можем проводить опросы АКСИО-4 на аудиториях, выходящих за рамки личных связей.
Очень обнадёжило и воодушевило позитивное отношение сограждан к опросу. И конечно приятно внести свой вклад в дело общероссийского масштаба.
А какой опыт у вас?