виртуальный клуб Суть времени

Круглый стол «Украинский кризис: христианское осмысление»

11 мая 2014 года в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол на тему «Украинский кризис: христианское осмысление». Мероприятие прошло в культурно-выставочном центре «Евразия» в рамках деловой программы православной выставки «Звонница». Среди экспертов, принимавших участие в работе круглого стола, свои доклады представили трое активистов ленинградского отделения движения «Суть времени».
На круглом столе обсуждались следующие вопросы:
1. Преследования Православной церкви Московского Патриархата во время и после Майдана.
2. Религиозная ситуация в разных регионах Украины сегодня, её историческая подоплёка и роль церковного фактора в политических событиях: раскольничий Киевский патриархат, греко-католики, Православная церковь, религиозные общины протестантов.
3. Является ли позиция нейтралитета, невмешательства в политику единственно возможной с точки зрения христианского вероучения?
4. Фашизм с точки зрения христианского вероучения.
Предлагаем вашему вниманию резолюцию круглого стола. Видеозапись мероприятия появится позднее.

Резолюция круглого стола «Украинский кризис: христианское осмысление»

В эти светлые пасхальные дни мы, православные христиане, с тревогой и молитвенным сопереживанием следим за событиями, которые разворачиваются на наших глазах на востоке Украины.
Не желая никоим образом вмешиваться во внутриполитический процесс в родной нам по вере, но политически самостоятельной стране, мы, тем не менее, не можем оставаться безучастными к этим событиям и считаем своим христианским долгом попытаться осмыслить те вызовы, которые украинский кризис бросает православному сознанию. Для нас важнейшим из этих вызовов является вызов фашизма. Он заключается в том, что в результате событий зимы и весны 2014 года к принятию жизненно важных решений в крупнейшей православной державе Европы, на Украине, оказались допущены фашистские группы. Эти группы оказались сильны не только политически, но и идейно.
Никто сегодня не возьмётся отрицать, что такие организации, как «Правый сектор» или «Свобода», являются не просто украинскими националистическими организациями, но организациями именно фашистского толка. Они открыто исповедуют применение любых форм насилия против инакомыслия, то есть крайний антидемократизм, и обосновывают революционной необходимостью террор в отношении отдельных групп населения, в том числе и православных христиан на востоке страны. В смысле мировоззрения, они борются с христианской идеей универсализма и спасения через внутреннее усовершенствование человека и промысел Духа Божия.
Мы считаем, что мировоззренческий вызов фашизма должен быть принят членами Церкви Христовой. И мы вспоминаем сегодня решения, принятые на Архиерейском соборе 1943 года и на Поместном Соборе 1945 года в Москве. В документах собора фашисты названы «противниками Креста Господня», а учение фашистов – «античеловеческим». Русская Церковь молилась тогда «о даровании <…> победы полной и совершенной, чтобы навсегда истребилось само воспоминание о человеконенавистническом учении фашизма; ведь если бы по окончании войны фашизм снова стал распространять свое страшное учение, <…> напрасными окажутся все безмерные жертвы».
Говоря о мировоззренческом вызове, мы утверждаем, что фашизм являлся и является намеренно возрождённой формой язычества, причём не правдолюбивым язычеством Сократа, а кровавым язычеством гонителей первых христиан. Речь идёт о новой форме язычества, которое вооружено современными информационными технологиями, интеллектуально подковано и имеет мощную поддержку «мира сего».
Мы должны перестать питать иллюзии и твёрдо сказать себе, что в мир приходят силы фашизма, что враги христианского учения набирают силу. Мы берем на себя ответственность высказывать однозначно отрицательную оценку любым оправданиям и поддержке фашизма, на каком бы уровне мы с ними ни столкнулись.
Укрепимся же словами Христа «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её».

11 мая 2014 года,
Санкт-Петербург