Хатынь, 8 июня 2014 года. Белорусская земля помнит, что такое каратели - и мы проводим однозначную параллель между тем, что происходило на нашей белорусской земле в годы Великой Отечественной войны, и тем, что просходит сейчас в Новороссии. Геноцид.
Хатынь - сакральное место для любого белоруса. Здесь собраны горстки земли из тех деревень, что уже никогда не возродятся...
В эти дни мы принимаем у себя в гостях представителей ячейки Суть времени из Латвии. Нами было принято решение провести акцию "Спасти жителей Донбасса от укрофашистов" совместно представителями ячейки Суть времени Белоруссия и Суть времени Латвия.
Поездка неблизкая, праздник – не радостный, память – сильная и страшная.
Только приехали в Хатынь – сразу направились в экскурсионное бюро Мемориала, пригласили в нашу небольшую группу экскурсовода – старшего научного сотрудника мемориального комплекса – и отправились на экскурс. Нечастые одинокие удары колоколов, раз в тридцать секунд, и сейчас, услышанные на веб-сайте Мемориала, - возвращают в то место, где когда-то была живая деревня, а сейчас – памятник случившейся трагедии, сейчас – три сухих колодца, печная труба с колоколом на месте каждого дома, открытые калитки на дорожках к этим символическим сгоревшим домам. Черная плита – символическая крыша сарая, Венец Памяти – над братской могилой жителей, и скульптура кузнеца Каминского – «Непокорённый человек» - с ребенком на руках.
С другой стороны от Непокорённого человека – памятник над могилой, где похоронены останки жителей Хатыни.
Экскурсовод повела нас дальше, рассказывая про печные трубы с колоколами и открытые калитки, стоящие на месте каждого дома жителей деревни; про три колодца – без воды, ведь и жизни в деревне нет.
Значительная часть комплекса – это кладбище белорусских деревень, уничтоженных нацистами, и не оживших, не заселенных после Войны. В кубах – привезённая с мест земля именно этих деревень.
Рядом с этим кладбищем – стена лагерей смерти, созданных нацистами на нашей земле. Первые две из ниш в стене, символизирующих эти лагеря, - о двух лагерях, в которых уничтожали наших детей.
И есть памятник – деревья жизни – с именами тех деревень, что были сожжены с жителями, но куда после войны приехали люди, отстроили их и возродили в них жизнь. Четыреста тридцать три деревни сумели воскреснуть.
А в центре композиции – между стеной лагерей смерти, кладбищем деревень и деревьями жизни – вечный память: три живых берёзы, а на месте четвёртого дерева – вечный огонь.
Экскурсия закончилась. Мы остались без гида. Хатынь. Прошли по её улицам, зашли в открытые калитки дворов, в сожжённые, уничтоженные дома, почитали таблички на печных трубах – с именами жителей, живших в каждом доме. И всё это время бьют колокола.
Мы не забудем!
Мы не посмеем забыть эту смерть, что враг щедро нёс нашим народам!
Люди, помните, что такое нацизм! Что такое карательные отряды. И помните, какой ценой достается будущее детей и внуков.
Непокоренный Человек, низкий тебе поклон и вечная память...