11 апреля 2015 года в Брянской областной библиотеке им.Тютчева открылась фотовыставка «Брянщина в объективе войны. Детские судьбы». Чего можно ожидать от выставки с таким названием, проходящей в государственной библиотеке в канун семидесятилетия Победы?
Афиша выставки.
Как минимум, адекватного освещения периода фашистской оккупации. Ведь у нас огромный счёт к оккупантам. Из более 27 миллионов жертв агрессии нацистов 17,5 миллионов - это гражданское население, люди, которые были угнаны и сгинули в фашистском рабстве, были расстреляны, повешены, замучены оккупантами, умерли от невыносимых условий и т.д.
Открытие выставки
А по сути, что получилось? Подборка фотографий из серии «война-войной, а жизнь продолжается» или «не так страшен чёрт, как его малюют», выставка фоторабот оккупантов, созданных, очевидно, в агитационных целях.
Когда посетители выставки, среди которых школьники и студенты, без каких-либо пояснений увидят на стене фотографию, сделанную профессиональным фашистским фотографом, на которой улыбаются выстроенные для фотоснимка дети, с подписью «На уроке в средней школе, 1942 год» - это вызывает вопрос: а какова цель публикации этих фотографий? Что хотят этим сказать создатели выставки?
Заголовок к фотографии: «На уроке в средней школе, 1942 год». Фото немецкого фотографа.
Понятно, что такая фотография хорошо бы смотрелась в материалах фашистской пропаганды. Непонятно, зачем эту фашистскую агитку демонстрировать на выставке в преддверии 70-летия Победы?
Между прочим, фашистский «Лебенсборн» похищал детей и на территории Брянской области.Как пишет исследователь проф.Х.Вирст, из похищенных «Лебенсборном» вернулись домой всего лишь 3%. «Если мать и отец сопротивлялись, эсэсовцы убивали их на глазах у ребёнка» - так про методы работы «Лебенсборна» рассказывает пресс-секретарь ассоциации «Рождённые войной»Г.Свиллен.
Так может надо не снятые фашистами постановочные фото улыбающихся детей показывать, а демонстрировать снимки из лагерей «Лебенсборна» —это лучше раскроет тему судьбы советского ребёнка, попавшего в лапы нацистов? Или разместить рядом с нацистским фото письмо Кати Сусаниной, над которой нацистские «хозяева» бесчеловечно измывались и довели девочку до самоубийства, о чём она рассказала в предсмертной записке и завещала отцу отомстить проклятым оккупантам— на наш взгляд это значительно лучше раскрывает тему судьбы замученного нацистами ребёнка.
И ладно, если бы рядом с подобной постановочной нацистской фотографией были показаны жертвы оккупантов, то есть если бы выставка ясно показывала, чем отличалась реальность оккупации от нацистской постановки с улыбающимися детьми. Ну или хотя бы было сделано соответствующее текстовое пояснение рядом с фотографией. Но этого нет. В результате посетитель приходит на выставку и получает представление об оккупации по нацистским фотографиям: он не об искалеченных судьбах жертв нацистов узнаёт (зверств оккупантов нет на фото), а видит детские улыбки на постановочной нацистской агитке.
Или, например, фотография с подписью «Репетиция оркестра Локотского самоуправления, Локотской округ, 1942 год».
Репетиция оркестра локотского самоуправления.
Локотское самоуправление печально «прославило» Брянщину чудовищем-карателем Антониной Макаровой, которая расстреляла в Локте больше 1500 человек. Сформированная в Локотском самоуправлении РОНА (Русская освободительная народная армия) в 1944 году получила название «29-я гренадёрская дивизия войск СС». Это в чистом виде каратели, которые уничтожили тысячи и тысячи советских людей. На выставке же показывают не зверства РОНА в Локте, а…репетицию оркестра. Возникает тот же вопрос – зачем это показывать? Как это связано с судьбами детей? Мы убеждены, что рассказывая о Локте нужно демонстрировать материалы о жертвах РОНА, чьи судьбы были оборваны в Локте, а не заменять их фотографиями оркестра. Или хотя бы дать справку рядом с фотографией, что такое было Локотское самоуправление и сколько судеб советских людей там было оборвано фашистами и их пособниками.
Захваченные пособники партизан. Щелкните по фото, чтобы увеличить.
Выставку немного разбавляет серия фото «Захваченные пособники партизан». Но возникает тот же вопрос - разве эти фото раскрывают их судьбу? Судьба многих пособников партизан закончилась в Локте и других подобных местах, где их массово убивали. Об этом на вывешенных фотографиях мы не увидели ничего.
Зато увидели много фотографий, вроде «Крестьянка в праздничной одежде», «Крестьянка за тканием пояса» и т.п.
Крестьянка в праздничной одежде. Щелкните по фото, чтобы увеличить.
Такой выставке лучше подошло бы называние «Оккупанты рассказывают об оккупации».Чем оправдывают такую подборку фотографий организаторы выставки?
На вопросы, почему на выставке размещены сделанные оккупантами фотографии, которые формируют умеренно-положительную картину оккупации, почему не показаны зверства оккупантов?— мы услышали в ответ: мол, у нас таких фотографий нет.
"A Russian woman tries to shelter her infant amidst the ruins while Axis forces shell of the small village of Krasnaya Sloboda during Operation Barbarossa, the Axis invasion of the Soviet Union. Krasnaya Sloboda, Bryansk Oblast, Russia, Soviet Union. 30 August 1941. Image taken by Anatoly Garanin. "
https://www.pinterest.com/pin/110690103316596020/
Организаторы выставки не смогли или не захотели найти фотографий жертв фашистов?
То есть, логика следующая: массовые захоронения жертв оккупантов в Брянском регионе есть, а фотографий не нашли, поэтому будем показывать сделанные нацистами фото с улыбающимися детьми и крестьянками в праздничных платьях под заголовком «детские судьбы».
А почему на выставочной стене не оказалось фотографий детей-партизан, которые сражались с оккупантами, или их судьбы не имеют отношения к войне?
Партизаны Брянщины. 1943 год. Фото Б. Игнатовича.
(Источник - http://hc.east-site.ru/bryansk.html)
Почему бы не рассказать на выставке про эти судьбы?
Непрозрачна цель выставки. С одной стороны, организаторы утверждают, что не хотели осквернять память о Великой Победе. С другой стороны, подборка фотографий транслирует образ оккупации, который формировался самими оккупантами, пытавшимися при помощи подобных материалов разложить сопротивление населения оккупационному режиму.
Легко себе представить, как будет «работать» такая выставка в воспитательном и образовательном процессе и какое представление об оккупации она cформирует у посетителей. Приходят в государственную библиотеку школьники, студенты, преподаватели, учителя, которые хотят получить представление о Брянске периода оккупации по документальным фото. И на выставке они не видят почти ничего, что рассказывало бы о зверствах фашистов на оккупированных территориях, а вместо этого видят сделанные фашистами фотографии (в том числе постановочные фашистские агитки) с улыбающимися детьми, крестьянками в праздничных платьях, крестины детей и т.п.
Понятно, что организаторам выставки невыгодно и не хочется все это понимать (мы предложили им доработать выставку – хотя бы снабдить фотографии соответствующим сопроводительным текстом, но получили отказ). А вот руководство государственной библиотеки не может не понимать, какова логика проведения мероприятия незадолго до 70-летия Победы. И не может не понимать, что представленная на выставке подборка изображений нацелена на решение единственной задачи - размывание образа фашистского врага в памяти российского общества. А если это руководство всё прекрасно понимает – значит это делается намеренно? И не в первый раз?
Но это уже тема другой статьи.