виртуальный клуб Суть времени

Как открывали выставку нацистских фотографий в Брянске

Аватар пользователя SergeyT81


В субботу 11 апреля 2015 года в Брянской областной научной универсальной библиотеке им.Ф.И.Тютчева открылась фотовыставка «Брянщина в объективе войны. Детские судьбы». На афише выставки было сказано, что проект представляют областная библиотека и Брянский исторический форум. Организаторами выставки в анонсах были указаны брянские краеведы П.А. Марченков, Р.П. Смольский, Ю.Ю. Кузнецов. 

Открытие выставки в областной библиотеке

Представители «Сути времени» пришли на открытие выставки, чтобы своими глазами увидеть экспонаты. И они увидели, что на выставке были представлены снимки оккупантов (в том числе постановочные), сделанные на территории Брянской области. 

Ни в афише, ни в подписях к снимкам не было указано, что авторами фотографий являются нацисты. В развешенных на стенах фотографиях не было ни одной, где были бы зафиксированы преступления оккупантов или где нацисты выглядели бы плохо. Зато были фотографии улыбающихся детей, крестьянок в праздничных платьях и т.п. 

Выставку открыла сотрудница библиотеки О.Горелая и выразила от имени библиотеки благодарность создателям выставки П.Марченкову, Ю.Кузнецову и Р.Смольскому. 

Затем слово взял краевед Павел Марченков, который рассказал о выставленных снимках. Павел сказал, что большая часть фотографий для выставки приобретена у немцев на интернет-аукционах. Это фотографии, взятые из семейных архивов немецких захватчиков. Одним из источников снимков стал немецкий профессиональный фотограф В.Энгельгардт, прослуживший около двух лет на Брянщине в оккупационных войсках и издавший в 1943 году книгу «Клинцы». По словам П. Марченкова, это «очень интересная» книжка,  омраченная тем, что в ней присутствует Геббельсовская пропаганда.

Что касается советских снимков, докладчик пояснил, что фотографии в советских изданиях «часто используются, они уже очень-очень затерлись». Получается, что для освещения темы «Брянщина в объективе войны» немецкие снимки подходят лучше, чем «затертые» советские?

Павел сказал:«Все эти фотографии, в основном, снимали сотрудники оккупационной администрации, то есть тыловики, которые просто приезжали сюда просто, как на работу. Т.е. не была там в полном смысле никакая война». То есть организатор фактически признал, что фотографии не соответствуют названию выставки, потому что на них нет «в полном смысле никакой войны». 

Далее Павел Марченков уточнил, почему на выставке нет фотографий преступлений фашистов: «Мы знаем, что это был очень жестокий период, и, конечно, насилие имело место быть. Но какой нормальный человек будет снимать насилие на фотопленку, отправлять это домой, показывать своим детям. Т.е. у нас этих снимков, конечно, нет».

Павел сказал, что «было принято решение представить здесь фотографии, в которых человек с фотоаппаратом, немец, выступает в роли случайного наблюдателя». Но в постановочных снимках с детьми нацистский фотограф не был случайным наблюдателем: он специально выстраивал детей, чтобы сделать снимок. Заявляя, что фашисты были случайными наблюдателями, организатор выставки вводил слушателей в заблуждение.

Павел посетовал, что около года назад уже пытались сделать подобную выставку, но столкнулись с «идеологическими трудностями»: мол, в департаменте культуры отнеслись с сомнением к такому источнику информации. 

После выступления П.Марченков предложил задать вопросы.

Представитель «Сути времени» спросил, почему Павел говорит о случайных кадрах, если на выставке явно присутствуют постановочные кадры? Почему Локоть, в котором палач-каратель Макарова расстреляла больше тысячи пятисот человек, представлен на выставке репетирующим оркестром? Что этим хотели сказать организаторы выставки? 

Помочь ответить Павлу взялась сотрудница библиотеки Ольга Горелая, которая рассказала, что немцы были разные, были и «хорошие», и что на выставке «показано всё». На вопрос «как можно говорить, что показано «всё», если нет ни одной фотографии с преступлениями оккупантов?» организаторы повторили, что это снимки из немецких альбомов, в которые фашисты фотографии своих преступлений не слали. 

Юрий Кузнецов добавил, что «Нет ни одного на сегодняшний день снимка со зверствами фашистских оккупантов, который можно было бы аттрибутировать как снимок, сделанный на территории Брянской области». Заметим, что на сайте администрации области размещены снимки концлагеря и расстрела периода оккупации. 

Открытие выставки завершилось довольно дикими словами Павла Кузнецова, который, видимо, пытался объяснить улыбки детей на снимках нацистов, и провел параллель с Донбассом: 

"Только что вернулся с Донбасса. Проехал всю Новороссию. От Иловайска до Новоазовска. Видел там много детей. Дети счастливые. Десять лет ребенку и он счастлив, он не понимает, что происходит. Он счастлив... У девочки сверстницу-соседку убили, а она кушает мороженное и смеется. "

На наш взгляд утверждать, что страдающие от войны дети Донбасса - "счастливые", это какой-то запредельный цинизм. И ради чего выдавать детскую непосредственность за счастье? Чтобы «отмыть» нацистскую агитку?
Итак, содержание выставки не соответствовало заявленной теме «Брянщина в объективе войны. Детские судьбы». Нацистский «объектив» избирательно показал «оккупацию лайт»: без преступлений и жертв нацистов, без борьбы с оккупантами.  Представлять войну в Брянске только по «прилизанным» нацистским снимкам значит искажать реальную картину и оккупации, и тем более войны.
Легко себе представить, как будет «работать» такая выставка в воспитательном и образовательном процессе и какое представление об оккупации она сформирует у посетителей. Приходят в государственную библиотеку школьники, студенты, преподаватели, учителя, которые хотят получить представление о Брянске периода оккупации по документальным фото. На выставке они не видят почти ничего, что рассказывало бы о зверствах фашистов на оккупированных территориях, о борьбе с оккупантами. Вместо этого видят сделанные фашистами фотографии (в том числе постановочные фашистские агитки) с улыбающимися детьми, крестьянками в праздничных платьях, крестинами детей и т.п. 
Фактически представленная на выставке подборка размывает сохранившийся в народной памяти образ фашистского врага. 
Чтобы выставка адекватно отражала войну, оккупацию Брянска, детские судьбы ее необходимо доработать. Либо, чтобы не вводить посетителей в заблуждение, поменять название на что-нибудь вроде «Оккупация в объективе нацистской пропаганды».
После открытия представители «Сути времени» предложили организаторам доработать выставку: например, добавить к фотографиям аннотации, которые создавали бы адекватное представление об оккупации. Или дополнить выставку снимками преступлений оккупантов.
Организаторы дорабатывать выставку отказались, заявив, что не видят в этом необходимости:

http://www.youtube.com/watch?v=gAYbyCyOhp0

Скандал в СМИ и закрытие выставки
В понедельник, 13 апреля, в местных интернет-СМИ были опубликованы две статьи о выставке. В одной из них прямоупоминалось Локотское самоуправление. А вторая статья вышла под заголовком «В Брянске активисты движения «Суть времени» устроили скандал в библиотеке». За основу статьи были взяты слова организаторов выставки, которые те опубликовали на своём форуме и слова сотрудницы областной библиотеки Е.Званской. В статье «интеллигент» Е.Званская сетовала на «кургинят», а организаторы заявили, что представитель «Сути времени» устроил провокацию.
«Скандал» вынесли  в СМИ не представители «Сути времени», а сами организаторы. 
В среду, 15 апреля, Брянское отделение «Сути времени» в том же СМИ опубликовало статью со своей оценкой выставки. Обе статьи активно обсуждались в комментариях. По сути, в обсуждении были заданы те же вопросы, которые задавались на открытии. Вразумительного ответа на них так и не последовало. Зато среди сторонников выставки выявили себя граждане, героизирующие карателей СС-цев из Локотской РОНА, и местные «майданщики», которые дошли до того, что в качестве «аргументов» стали приводить агитки со «Спутника и Погрома» - ресурса неонациста Е.Просвирнина (понять, что такое «СиП» и Просвирнин, можно, например, по его тексту «Тот бесконечный летний день», в котором он славит нападение фашистов на СССР).
16 апреля 2015 года появилась информация, что выставка фоторабот нацистов в Брянской областной библиотеке им.Тютчева закрыта.
Выставка нацистских фото в Интернет

20 апреля на сайте «Брянская улица» открылся Интернет-вариант выставки нацистских фотографий. Во введении редакция сайта заявила, что история с выставкой была «охотой на ведьм» и что «допускать этого нельзя», и что выставку решили показать всем желающим. Выходит, требовать, чтобы на нацистской фотографии было указано, что она сделана нацистами, требовать адекватного представления об оккупации на выставке в государственной библиотеке – это «охота на ведьм»? 
Интернет-версию выставки снабдили текстовым введением, а фотографии - аннотациями. То есть сделали именно то, что предложили организаторам представители «Сути времени» на открытии в библиотеке, и на что организаторы ответили отказом. Несмотря на добавление аннотаций, все вопросы не сняты. Например, в тексте выставку по-прежнему называют «Брянщина в объективе войны. Детские судьбы», а это не соответствует содержанию выставки. 
Дискуссия в Интернет разгорелась с новой силой, «интеллигентные» сторонники выставки не стеснялись в выражениях:

Татьяна Колчева: «Не дадим дремучим политшлюшкам диктовать как нам жить»
Евгения Званская: «Ахахаха. Самый лучший комментарий из пока увиденных ))»

Брянский писатель Олег Измеровв в предельно корректной форме задал «защитникам» выставки примерно те же вопросы, которые задали представители «Сути времени» организаторам. Проявив огромное терпение в ответ на хамство со стороны «защитников» выставки, Олег Измеров пришел к выводу: 

Да, судя по культуре общения, сбываются как раз худшие предположения относительно этой выставки. Если Вы хотите таким образом привлечь энтузиастов, это явно не тот путь. Желания что-то организовывать в Вашей библиотеке вряд ли будет.
...если название не подходит к содержанию, название меняют, а не заявляют "Не наглость ли это указывать нам на наши ляпсусы". С таким подходом, конечно, все закончилось скандалом и закрытием.

Показательно, что информацию о выставке разместили у себя околофашистские группы, вроде

  • «Рассвет. Внуки Корнилова. Дети Каминского» (Каминский – это бригаденфюрер СС, лидер карателей из Локотского самоуправления),
  • «История ЛОС. НСТПР. СБПБ. РОНА. 29.Waffen SS.», в которой размещены материалы, вроде фотографии карателя СС-ца Б.Каминского с подписью «Я помню. Я горжусь».
  • «Германия. Рейх. Альтернатива».
  • и др.

Информацию о выставке разместили «антивластные» группы: «Преступная власть», «АНТИБОТЫ inform» и др. 

22 апреля заметки о закрытой выставке разместили "Дождь", "Новая газета", украинский УНИАН, "Эхо Москвы". 

Мы считаем, это наглядно показывает, КОМУ нужна такая выставка.