виртуальный клуб Суть времени

Фото-репортаж со второго съезда Родительского Всероссийского Сопротивления. Часть 2.

12 июля 2015 года прошел съезд «Родительского Всероссийского Сопротивления». Вторая часть съезда была посвящена проблемам образования и возможностям их решения. Вторую сессию открыла Юлия Сергеевна Крижанская, рассказав о проведенном по всей России социологическом опросе. Целью опроса было узнать, что думают наши граждане о современном состоянии образования и о том, каким оно должно быть. Согласны ли они с бывшим министром образования г-ном Фурсенко, считавшим, что образование должно выращивать из человека квалифицированного потребителя, или они полагают, что цель образование – воспитание человека-творца? Что же думают об этом люди? Что должно происходить с человеком после прохождения через систему образования?

 

Юрий Александрович Никифоров, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук, доцент кафедры отечественной истории МГГУ им. М.А.Шолохова, говорил о важности преподавания истории в школе. Это – предмет, формирующий национальную идентичность и патриотическое воспитание. Ю. А. Никифоров считает необходимым ввести единый экзамен по истории, который по существу является экзаменом на гражданскую зрелость человека. Также историк предложил запретить выдавать гранты на реформирование в системе образования, ведь если реформатор - это профессия, он будет реформировать до пенсии, чтобы непрерывно обогащаться. Есть люди, готовые улучшать систему образования бесплатно, и они делают и будут это делать.

 

 

Надежда Ивановна Постникова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, кандидат наук, на примере преподавания в школе физики рассказала о насущной необходимости получения детьми доступных, связанных научной логикой знаний.

 

\

Анастасия Георгиевна Гачева, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН, напомнила о том, что вопрос о предназначении человека всегда стоял во главе образовательной модели. Нравственная идея исходит из того, что человек – существо не только природное, но и причастное духовному началу, обладающее творческой природой и способное ставить себе не только ближние, но и дальние цели. Однако на место человека творящего в духовно оскопленной цивилизации приходит человек, главный жизненный принцип которого – «моя хата с краю». О какой ответственности за мир может идти речь в этом случае?

 

 

Рада Михайловна Грановская, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университетаговорила в своем докладе о целях, которые ставит перед собой человек. Его цели должны быть не только личными, причем требующими немедленного достижения, но и общественными и масштабными. Отсутствие масштабных общественных целей приводит к деградации личности, человек становится слабым, внушаемым и нездоровым. Изменить катастрофическую ситуацию могут только идеалы: они жизненно необходимо человеку, как необходима ключевая, отдаленная, значимая, достойная цель.

 

 

Михаил Борисович Тишков, директор православной гимназии, заместитель председателя Союза Православных школ России, указал в своем докладе на то, что каждая здоровая русская школа должна иметь в своей основе нравственное начало. Задача школы – не только давать знания, но и развивать душевные способности, обогащать человека. Главный принцип нового образования – замена принципа «человек человеку брат» на «человек человеку волк». Именно нравственное и духовное развитие было первым выброшено из образования, отвернувшимся от человеческого начала в человеке.

 

Надежда Григорьевна Храмова, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной антропологии и психологии Уральского государственного технического университета, посвятила доклад богатому позитивному опыту советского образования. Главной его чертой была уникальная государственная политика заботы о повышении культурного и образовательного уровня граждан. Государство нуждалось в образованных людях, достойных патриотах и специалистах, способных реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Советскому образованию было свойственна научная фундаментальность и целостность, - то, об отсутствии чего в современной школе говорили многие докладчики. Обратиться к опыту советской школы, взять из него все самое ценное, - решение, которое поможет исправить сложившуюся в современном образовании плачевную ситуацию.

 

Павел Расинский, эксперт Экспериментального Творческого Центра, рассказ в своем выступлении об отрицательных особенностях ЕГЭ – таких, в том числе, как отсутствие творческого решения задач (и, следовательно, на ненужность развития творческого мышления). Один из основных аргументов сторонников ЕГЭ – решение этим экзаменом проблемы коррупции – также не выдерживает критики, так как коррупционные схемы продолжают существовать, ЕГЭ не искоренил их. Прозвучали также конкретные предложения: разделить выпускные и вступительные экзамены, отменить практику сдачи экзаменов в виде тестов, восстановить выпускные экзамены по всем основным предметам и вернуть практику сдачи устных экзаменов.

 

 

Виктор Иванович Слободчиков, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института развития дошкольного образования РАО, говорил об идеологии потребления, ставшей причиной многих проблем в нашей стране, в том числе в области образования. Превращение образования в услугу – следствие потребительского отношения ко всем областям жизни, включая получение знаний. Но образование – не рынок и не услуга. Образование – это механизм культурного наследования, сохраняющий непрерывность истории, связь поколений, смысла бытия нашего народа. Образование надо видеть не как дрессировку, а как формирование образа человека в пространстве истории и культуры. Образование – дар одного поколения другому.

 

Дарья Алексеева, РВС