После мероприятия в г.Новосибирске 20 ноября прошел круглый стол в г.Бердске на ту же тему: «Роль образования в формирования гражданина». Оба события прошли в формате активной дискуссии и состояли из двух частей - презентации об организации «РВС» и содержательной части, в которой обсуждались проблемные точки образования.
Цели обоих мероприятий были достигнуты. Во-первых, осветили деятельность РВС по образованию. Представители школ попросили фильм о съезде и резолюцию, чтобы показать у себя в коллективе. Во-вторых, мы познакомились с профессиональным сообществом, обозначили наиболее важные вопросы и дальнейшее взаимодействие. Приятно отметить, что все очень хорошо отзываются о нашей школьной газете «Шаги истории» и многие готовы к сотрудничеству.
Понимание, что нужны перемены и независимая оценка со стороны общества есть, но существует боязнь дополнительного контроля. Что немаловажно, оба события развеяли беспокойство преподавателей о новом виде инспектирования в школах, теперь уже со стороны общественных организаций, и все утвердились во мнении, что сотрудничество и взаимодействие необходимо, хотя не все наши предложения имеют безоговорочную оценку и тем более интересны дискуссии по разным вопросам.
Итак, какие итоги можно подвести.
Прописанные в Законе об образовании в РФ критерии оценки качества образования больше относятся к оценке комфортности образовательного процесса и не оценивают его конечный результат – выпускника. Пока очень оптимистичная оценка Рособрнадзора никак не согласуется с тревожными данными специалистов и родителей. А именно, идет сильное снижение уровня интеллекта (все преподаватели активно начинают кивать головой), снижается взаимосвязь человека и социума, происходит рост числа психических аномалий, физические показатели также снижаются. Один из важных факторов, на который мы отдельно обращаем внимание, - это воспитание. Здесь тоже произошла существенная деформация. Все постсоветские годы шла ломка ценностных ориентиров, из школы выкинуто воспитание и недавнее его возвращение приживается сложно, т.к. опыт потерян. Повсеместная коммерциализация общества, тоже сильно задела школу и семью. В итоге можно констатировать, что идет серьезная трансформация человеческой личности.
Совокупность всех факторов заканчивается невозможностью реализовать внутренний потенциал человека, серьезной деформацией института семьи и не позволяет сформировать здоровое гражданское общество.
Там же, в Законе об образовании, прописана возможность дополнительных критериев оценки качества образования, и, может, по этому пути надо пойти и в этом направлении работать, создавая независимые рабочие группы на общественных началах. Без общественного давления — в хорошем смысле этого слова — сегодня реальные изменения невозможны. Нужно приблизить запросы родителей и общества и критерии оценки качества образования. Важно, чтобы аттестация образовательных учреждений давала понимание, куда движутся процессы, например, в социально-психологическом плане, а школу оценивать в т.ч. и по работе с учениками в общественно-значимом направлении, например, оценивать работу трудового воспитания, оценивать познавательно-творческую деятельность.
Критерии оценки качества образования – краеугольный вопрос. Сегодня проходит огромное количество действий по его решению, но все это идет сверху и не отражает реального состояния образования.
До сих пор не регламентировано базовое ядро содержания общего образования. В каждой школе создается собственное видение. И если у педагога возникают сложности, для них остается единственный ориентир – материалы ГИА и ЕГЭ. Более того, такая «вариативность» разрушает единство образовательного пространства и создает разные стартовые возможности для выпускников.
Очень низкое качество содержания школьных учебников, которые министерство образования, видимо, не экспертирует. Как пример, приводилось содержание учебника по литературе авторов Бунеевых, построенное преимущественно на зарубежной литературе - сплошные хоббиты и колдуньи. В учебниках математики очень много опечаток и содержательных ошибок.
Сказывается бездумное копирование западных образцов, без должной профессиональной экспертизы с точки зрения возрастных особенностей детей.
Также выяснилось, что в Новосибирской области гимназии и лицеи финансируются в разы больше, что дает им возможность создавать лучшие условия обучения детей. Значительные суммы уходят на PR-кампании таких учреждений. Родители, стараясь давать детям качественное образование, фактически создают конкурсы в статусные школы. В итоге мы имеем разное качество образования.
Также говорилось о материальном расслоении учеников и трудностях малоимущих семей, слабой психолого-педагогической поддержке семьи. Плохо налажена взаимосвязь школы и родителей по вопросам воспитания. Молодежи нужны идеалы, герои, на которых нужно равняться, совместный общественный труд, оказание помощи пожилым и людям в трудной жизненной ситуации для воспитания чувств сострадания, сопереживания. Без этого не будут достигнуты усилия по формированию целостной личности с осознанной российской гражданской идентичностью.
В школах г. Новосибирска очень слабо поставлено трудовое воспитание и обучение мальчиков, отсутствуют мастерские, кружки, которые прививали бы им первичные трудовые навыки.
Дополнительное образование, развивающее творческие и спортивные способности школьников, малодоступно, коммерциализовано, а образовательные организации не имеют ни помещений, ни кадров для ее осуществления.
По результатам работы мероприятий была сформирована резолюция, где в т.ч. предлагаются пути взаимодействия власти и общества.