Наступил февраль 2015 года, последний месяц горячей зимы. Ополчение уже контролировало аэропорт полностью, после тяжелых боев декабря-января враг был выбит за черту города Донецка, боевые действия велись теперь за границей аэропорта в районе РЛС и части ПВО в Авдеевке, которые контролировались силами ВСУ. Тем не менее, обстрелы наших позиций и жилых кварталов в окрестностях аэропорта продолжались каждый день.
В то же время началась операция по окружению и ликвидации группировки врага в Дебальцево. Эта группировка всегда представляла угрозу, поскольку могла осуществить очередной прорыв с целью окружения Донецка, как это было летом 2014 года. Что значимо, операция впервые производилась силами ДНР и ЛНР совместно, скоординированными ударами навстречу друг другу.
Проведение операции стало возможным благодаря тому, что и в ЛНР, и в ДНР уже началось образование централизованного военного управления в виде корпусов народной милиции, и они могли уже координировать действия и разрабатывать совместные планы. Несмотря на огромную сложность этой беспрецедентной по масштабам операции, ополчение, которое действовало уже как протоармия, смогло совершить маневр, закрыть огромную группировку карателей, к полной их неожиданности и ужасу. Показательно, с какой яростной настойчивостью, вопреки происходившему и здравому смыслу, командование ВСУ, включая президента бандеровского остатка Украины, не хотело признавать наличие окружения. Именно то, что большими усилиями удалось-таки освободить Углегорск, а после и Дебальцево, и разбить ударную группировку карателей, сконцентрированную в этом выступе, создало возможность для заключения Минских договоренностей в их второй редакции. И вынудило «украинскую» делегацию подписать те самые требования, которые они сейчас не могут исполнить, которые создали политический кризис в руководстве остатков бывшей Украины.
Так был принужден противник к прекращению огня, хотя все понимали, что бандеровские каратели не успокоятся и нельзя расслабляться, ждать от них подлости можно в любой момент.
В эти последние дни перед заключением Минских договоренностей, когда происходила ликвидация Дебальцевского котла, враг в бессильной злобе особенно яростно обстреливал территорию ДНР. В ход шли и тактические ракеты типа «Точка-У», тяжелые РСЗО «Ураганы» и крупнокалиберная артиллерия калибра 152-мм. Было множество жертв среди мирного населения. По ночам район аэропорта засыпали зажигалками.
Северные районы Донецка, прилегающие к аэропорту, под обстрелом зажигательными снарядами. Начало февраля 2015 года
В этот дом в Октябрьском «Ураган» прилетел, когда хозяин дома спал. Он чудом остался жив — завалило. Дом полностью сгорел. Начало февраля 2015 года
У нас это время было заполнено множеством дел и забот. Приходилось почти каждый день, а иногда и по несколько раз за день выезжать на места происшествий и обстрелов, фиксировать разрушения и жертвы, готовить видеосюжеты.
С 14 февраля 2015 года приказом главы Донецкой Народной Республики А. Захарченко был введен режим прекращения огня начиная с 01:00 15 февраля 2015 года.
14 февраля каратели особенно интенсивно бомбили город, до часу ночи город не мог уснуть от громыхания разрывов вражеских снарядов. По всей видимости, бандеровцы хотели как можно больше успеть нанести вреда до наступления прекращения огня. Но в час ночи все затихло и стало как-то странно и даже пугающе тихо... Так начался период тревожного «перемирия» в Донбассе.
Буквально через несколько дней ДНР начала отвод техники под наблюдением миссии ОБСЕ, следуя достигнутым договоренностям. Нам тоже приходилось ездить по позициям бригады «Восток» и фиксировать мероприятия по отводу крупнокалиберной артиллерии, согласно Минским договоренностям.
Отвод 122-мм артиллерии (САУ Гвоздика 2С1) от линии соприкосновения, согласно Минским договоренностям
Тем не менее, несмотря на режим прекращения огня, ВСУ буквально с первых дней начали его нарушать. Уже 17 февраля, сопровождая группу журналистов Russia Today в аэропорт, вместе с ними попали под минометный обстрел со стороны карателей. Вот видеоcюжет по этому инциденту: https://www.youtube.com/watch?v=YLPrgtb_ufU
Вся организация активно занималась оказанием гуманитарной помощи. В городе все еще наблюдались серьезные перебои с медикаментами, особенно страдали инсулинозависимые люди. Активисты «Сути времени» в России, сотрудничая с местными обществами инсулинозависимых, смогли несколько раз собрать значительные посылки с инсулином. По мере работы с гумпомощью, ее распределением и доставкой, сам начал разбираться в видах инсулина. В первую очередь, старались выяснить количество нуждающихся детей и обеспечить их хоть в какой-то мере. Для этого наладили контакты с районными поликлиниками и составили списки детей, находящихся в ДНР. Удалось в значительной степени помочь людям.
Большой гуманитарной акцией была поставка большой партии полиоксифумарина, плазмозамещающего препарата, на нужды клиник ДНР. В первую очередь очень помогает этот препарат при ожоговых травмах, оказывая антишоковое действие. В горячую фазу боевых действий это спасло жизни многим бойцам.
Также помогали медикаментами медслужбе бригады «Восток», а медслужба, со своей стороны, помогала и беженцам, которые были на попечении «Востока», и всем так или иначе обращавшимся за помощью.
Нашей московской организации, например, удалось оперативно найти и закупить микрохирургические инструменты для клиники травмы глаза, благодаря чему удалось провести сложную операцию и спасти глаз раненому бойцу.
Хирургические инструменты, доставленные в клинику травмы глаза «Микрохирургия глаза» областного офтальмо-травматологического центра
Большую и ценную партию шовного материала для раненых бойцов и гражданских лиц Донбасса передала товарищам из «Сути времени» жительница Самары. Мы развезли эту партию по больницам ДНР.
Общаясь с гражданскими, расспрашивая их о жизни, удивился стойкости, которую проявляли люди. Практически не встречал впавших в отчаянье и поникших людей. Несмотря на огромные трудности, которые каждый испытывал в полной мере (в первую очередь, те же инсулинозависимые), в целом люди говорили о будущем, о том, что всё равно выстоим и выдержим. С искренней сердечностью благодарили неравнодушных граждан России за поддержку и помощь, которая очень сильно смягчила тяготы, а многим просто даже спасла жизнь.
Помимо оказания гуманитарной помощи, мы продолжали проводить уроки мужества в школах. С началом перемирия Кот-сапер, несмотря на огромную загруженность вызовами по разминированию «подарков», которые оставили ВСУ после себя, нашел время и провел в нескольких школах занятия. Он показывал детям, как выглядят разные мины, гранаты и снаряды, объяснял правила поведения, предостерегал от того, чтобы их трогали. Занятия имели огромный успех, ведь Кот привозил так будоражащие внимание детей войны «игрушки».
С февраля 2015-го мы возобновили регулярную доставку стенгазеты «Шаги Истории» в учебные заведения Донецкой Народной Республики. Стоит отметить, что огромный интерес «Шаги Истории» вызывают не только у школьников, но и у солдат армии. Таким образом, мы наладили также распространение стенгазет по частям через замполитов. А еще «Шаги Истории» висят во всех военкоматах ДНР, где добровольцы, желающие вступить в ряды армии ДНР, могут познакомиться с историей своего большого Отечества. К маю мы уже поставляли более трехсот экземпляров по школам и частям.
Странно, но тишина в городе, наступившая в связи с введением режима прекращения огня, резала слух, особенно по ночам. Люди настолько привыкли спать под канонаду разрывов, что многие в этой наступившей тишине не могли уснуть (несколько человек говорили мне об этом). Тем не менее, с началом перемирия действительно стало спокойнее, маска напряженности начала сходить с лиц людей, все чаще люди стали улыбаться и даже как-то ожил город.
Особенным событием в жизни города стало празднование 23 февраля, Дня Защитника Отечества. Впервые за годы после развала Советского Союза в Донецке по-настоящему праздновали этот день масштабно. День объявили общегосударственным праздником. Намечено было множество мероприятий — концерты, вручения наград, а вечером — салют, чего не было за все время с начала войны, так как использование салютов запретили. Конечно, существовали опасения, что враг попытается устроить какую-то провокацию или диверсию. Проведение такого широкого мероприятия, с большим количеством людей — большой риск. Были усилены меры безопасности, все силы охраны правопорядка были приведены в повышенную боеготовность. К тому моменту в ДНР уже была налажена работа сил охраны правопорядка, создана полиция. Для обеспечения правопорядка привлекли также подразделения специального назначения. Так что, благодаря усиленным мерам безопасности, все намеченные мероприятия удалось провести без происшествий.
День оказался на удивление теплым и солнечным. И начался с торжественного вручения наград особо отличившимся бойцам армии ДНР на площади Ленина.
Торжественное вручение наград отличившимся бойцам подразделений армии ДНР на площади Ленина. 23 февраля 2015 года
Армия ДНР, не теряя времени и пользуясь передышкой, которую Донбасс заслужил тяжелой дебальцевской операцией, начала проводить активные учения, пытаясь по максимуму использовать время. Бойцы включались в учения крайне интенсивно, поглощали знания, учились взаимодействовать подразделениями. После проведения больших операций стало предельно ясно, что если мы хотим побеждать, а не просто отбиваться, нам нужна армия, причем дисциплинированная и организованная. Тяжело в учении — легко в бою!
Учения армии ДНР. Оператор ПТУР поражает условную цель. Март 2015 года
На глазах и жизнь на базе начала меняться. Приводились в порядок плац, территория части. На кабинетах появились номера и обозначения, усилился пропускной режим и строже стали правила внутреннего распорядка. Постепенно вольница ополчения уходила в прошлое. Не все спокойно отпускали этот этап, многие цеплялись за прошлое, не соглашаясь с новыми правилами, выражая возмущение. Тем не менее, большинство понимали, что нам для победы нужна настоящая армия, а не сколь угодно хорошее и героическое ополчение, которое — и это чувствовал каждый — уже уходило в прошлое.
Ребята из отряда СВ активно начали печатать учебники по военным дисциплинам, наполняя свои военные знания теоретическим профессиональным фундаментом.
Мы же в информационном центре приняли решение возобновить регулярные занятия по материалам «Сути времени», довести их до желаемого уровня в три занятия по 2 часа, несмотря на то, что времени было мало и не всегда все могли быть на занятиях. Также приходилось оставлять дежурных в центре, чтобы был на связи во время проведения занятий. Занятия проводили в казарме. Иногда приглашали наших друзей, которые не являлись членами СВ, но которым были интересны обсуждаемые нами вопросы. Такие занятия в большей степени становились дискуссионными, чем учебными. Опыт общения и ведения дискуссий был очень полезным.
Город постепенно начал возвращаться к жизни, оживать. Заметно стало увеличение автомобилей, людей в парках и общественном транспорте. Городские службы интенсивно занимались благоустройством Донецка. Барельеф на мосту через Кальмиус на проспекте Ильича впервые за годы независимости разукрасили. Знакомые дончане говорили, что в первый раз увидели, что там изображено на самом деле, раньше все красили одним черным цветом.
Разукрашенный барельеф на мосту через Кальмиус по проспекту Ильича. Апрель 2015 года
С наступлением весны город стал расцветать, высаживались розы, ведь Донецк — город миллиона роз.
Горожане вышли на субботник, высаживают розы. Апрель 2015 года
Начали открываться разного рода гражданские объекты. В то же время в некоторых бомбоубежищах на окраинах все еще жили люди, многим просто некуда было идти, другие все еще опасались, что враг в любой момент может нарушить перемирие и обстрелять многострадальные районы.
В поселок Октябрьский, который был практически полностью разрушен ВСУ, постепенно стали приезжать хозяева. Кто-то просто осматривал свои разбитые дома. А кто-то даже начал ремонт, хотя в аэропорту все же было неспокойно и время от времени враг, в нарушение режима прекращения огня, обстреливал наши позиции — в том числе, и из минометов.
За время так называемого перемирия мы понесли новые потери. Большим ударом стало известие о том, что двое наших товарищей — Сыч и Алис — погибли на позициях в аэропорту, что особо было больно — на третий день перемирия. (Этот эпизод описан у Петьки). А в марте, уже на новых позициях отряда СВ под поселком Спартак, погибли еще двое наших товарищей, Сухарь и Альпинист. Такой горький счет — «перемирие» забрало больше жизней, чем самые активные действия зимы 2014–2015 годов. Вечная память, братцы!