Дедам нашим слава - кто жив, и кто нет.
Прошло уже семьдесят с лишним лет,
как земля содрогнулась, огнём горя –
и не было бы ни тебя, ни меня…
(С. Кременский)
Это слово – «Слава» – за последние два года приобрело неоднозначное толкование. Государственный переворот на Украине привнёс отрицательный оттенок в значение этого слова (повторять эти глупые лозунги смысла нет). Но... мы должны переломить провокационные нападки на наши культурные коды и двигаться вперёд, к построению новой чистой культуры, корни которой произрастают из нашей связи с историей и её искренним отражением – поэзией и музыкой.
Готовя концерт на нынешний день Победы, мы решили подойти к этим культурным кодам серьёзнее, чем обычно. Начиная с записи Юрия Левитана о начале Великой Отечественной войны, переходящей в инструментальную версию «Священной войны» (с первых нот которой встали мы, а вслед за нами – и зрители, которых собралось более 300 человек), и заканчивая концерт «Балладой о борьбе» В. Высоцкого, мы постарались вложить в концерт сакральный смысл единения всех наших поколений от военного времени до нынешнего словами поэтов.
Напоминая зрителям об истории войны, мы дали краткие сводки о значении пяти самых крупных битв: Московской, Сталинградской, Курской, Белорусской операции и Берлинской. К каждому из этих переломных моментов мы подобрали песни и стихи, соответствующие по духу или времени происходящим событиям. В финале прозвучали стихотворение Марины Александровой «Потомкам» и «Баллада о борьбе» Владимира Высоцкого. «Потомкам» прозвучало настолько мощно, что зритель с пятого ряда крикнул: «А он правильно говорит!». «Баллада о борьбе» подвела итог нашим размышлениям о войне и её отзвуках в дне сегодняшнем, а также о том, почему мы сами встали на борьбу с искажением истории, против лжи и зла.
Песни мы подобрали разные: и хоровые («Марш защитников Москвы», «Шумел сурово брянский лес», «Смуглянка»), и сольные («В землянке», «Тёмная ночь», «Мы вращаем землю» и др.). И благодаря этому, концерт получился необычный и нескучный. Особая нескучность случилась во время исполнения «Марша защитников Москвы»: после второго куплета пропала музыка (исполняли под минус), хором продолжили петь припев, и со следующего куплета, быстро сориентировавшись, песню подхватил наш баянист. После концерта зрители признавались, что посчитали это спланированным действом.
Стихи также были разные, как и люди, писавшие их: Константин Симонов, Семён Гудзенко, Александр Твардовский, Юлия Друнина, Роберт Рождественский, Ольга Берггольц. Исполнение также было разным: в концерте принимали участие Владивостокская и Хабаровская ячейки «Сути времени».
Во время и после концерта мы раздавали письма с фронта и учили заинтересовавшихся взрослых и детей самостоятельно складывать эти письма, всего раздали около пятисот штук. Неоднократно звучал вопрос: «А это бесплатно?», и после утвердительного ответа люди с интузиазмом принимались за дело, забрав ещё парочку развёрнутых листков с собой, чтобы научить папу или друга. Несколько человек, научившись складывать письма, сами встали за наш столик и начали учить других. Столик стоял рядом со стендом, на котором были размещены банеры с письмами наших дедов, многие люди охотно подходили и читали их, спрашивая, подлинны ли они.
В середине выступления к нам подошёл человек и попросил: «Можно я напишу стихотворение сейчас на бумаге, а ваш парень с дикторским голосом прочитает его на сцене?». Конечно, пришлось ему отказать, но радость от того, что люди тянутся к нашим мероприятиям и подключаются, осталась.
Неприятным моментом стало включение через час после начала нашего концерта в репродукторах Спортивной гавани песен Макаревича, «Мумий Тролля» и т.п., совершенно не соответствующих духу дня Победы. Но тем не менее это не помешало нам создать атмосферу праздника и передать дух военного времени зрителям.
Прорубая путь «отцовским мечом» вместе, мы учимся быть в жизни «при чём» и верим, что кто-нибудь напишет о наших потомках не «что-то вы перепутали, правнуки», а «вы в плоть одели слово «Человек»!».