Запись на спектакль: https://docs.google.com/forms/d/1zj7rkECGCwHBHNw8Gdwqv9FZG1xQLHZtTnndrP4u91Q/
Сайт Московского театра "На досках" http://na-doskah.ru
Главный редактор ИА REGNUM Модест Колеров 25 лет как историк исследует жизнь и деятельность Сталина. После спектакля Сергея Кургиняна "Пастырь" в Московском театре "На досках" Модест Колеров сказал, что впервые увидел постановку вопроса об этике Сталина. В спектакле, по мнению Колерова, исследуется вопрос о том, на что опирается романтический миф Сталина, его романтическая этика. Каким был Сталин? Каковы были его представления о справедливости, о предназначении революционера? Исследование этих вопросов в спектакле Сергея Кургиняна Пастырь - это новое слово в понимании феномена Сталина.
Литература о Сталине полна пропагандистских мифов разной окраски, которые затрудняют понимание Сталина, историк вынужден держать дистанцию от сведений о детстве и юности Сталина, о формировании его личности - слишком уж они сомнительны. Посмотрев спектакль Пастырь, Колеров впервые высоко оценил то, в какой среде формировался Сталин - среде языческого кавказского ритуала, расслоения грузинского общества и пр. Сталин точно понимал, что миф о Сталине, который продвигала советская пропаганда, - это важный инструмент, но Сталин как частный человек имеет право быть ему неравным. И поэтому спектакль Пастырь, исследующий Сталина как частного человека - это очень ценный вклад в исследование сталинской темы.
Модест Колеров не считает, что Пастырь - это вождь. Он уверен, что Пастырь - это отец, это священник, пастух, наконец. Но пастуха без овец не бывает, а весь пафос спектакля Кургиняна - против того, чтобы люди были овцами, были стадом. Это - важно.
Пройдет время, и главное, что останется в русской истории XX века - это 9 мая 1945 года и 12 апреля 1961 года, полет Гагарина, как плоды 1917 года. Молодежь не понимает разрушительной силы новейшего капитализма в России, который наш народ принял по глупости и добровольно, но этот варварский капитализм толкает страну к новой социальной революции. И в этой новой революции для нас главный вопрос, как и для Сталина, - какова цена этой революции, как спастись от геноцида. Как удержать страну от гражданской войны и как уместиться со своей революционной этикой так, чтобы не превратить свой народ в овец и себя не превратить в волка, которому все позволено.