виртуальный клуб Суть времени

Письма к другу (Пятый путь)

Письмо 5. (Пятый путь)
Дорогой друг!
Прости, что долго не писал. Мне пришлось на некоторое время покинуть город, чтобы вывезти семью на отдых. Обстоятельства тебе мои известны – к сожалению своему я не имею возможности поддерживать связь из любой части света. Поэтому, хочу попытаться ответить сейчас на твои послания, которые мне удалось прочитать только что, вернувшись в город.

Начну с главного. Ты сетуешь на то, что мало людей вовлечены в общественные движения, говоришь о необходимости привлечь к общественной деятельности всех и каждого путем вовлечения в общественные организации. Ты говоришь, что только тогда можно заниматься общественной деятельностью, когда к этому мы привлечем последнюю бабульку, сидящую с семечками у подъезда.
Прости, дорогой друг, это политическая маниловщина. Тогда - это значит никогда. Никогда не было и никогда не будет каждый человек заниматься политической деятельностью. Так же, как не все ходят на футбол, не все записываются в балет или тхэквондо. И ждать, чтобы все до одного занялись политикой – это всего лишь оправдывать свое бездействие красивыми словами.
Ты говоришь о 25 пунктах. Они красивые, не спорю. Можно было бы подписаться решительно подо всеми, если бы они не грешили все той же политической маниловщиной. В данном случае она лучше всего выражается фразой Н.В. Гоголя из Мертвых душ: «…как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах. - Потом, что они вместе с Чичиковым приехали в какое-то общество, в хороших каретах, где обворожают всех приятностию обращения, и что будто бы государь, узнавши о такой их дружбе, пожаловал их генералами…»
Почему? Да только потому, что ты даже не предполагаешь, как именно можно реально воплотить в жизнь хоть один из этих пунктов. Впрочем, ты любишь задавать вопросы, на которые нет ответов. Пример к тому – твое обещание рассказать, как именно превратить зайчика в ёжика. Боюсь, что случится это не в этой жизни. И расскажешь мне это ты в промежутке между инкарнациями, объявив реинкарнацию лучшим и простейшим способом такого вот превращения.
И даже если представить общественное собрание, где собраны 1000 представителей 100 000 человек, каждый со своей программой отличной от других, то выйдет отсюда лишь базар-вокзал, где каждый старается перекричать друг друга и даже отдаленно не хочет найти общий язык.
Ты говоришь, что современная политика – это наносное, это – кожа. Но, если провести эту аналогию до конца, по коже судят о здоровье человеческого организма в целом. И предлагать накачивать мускулатуру больному, умирающему от рака кожи глупо и смешно.
Ты прав, сегодня общество наше находится во взрывоопасной ситуации. До подлинно революционной ситуации не хватает только дееспособной партии. Но какой вывод ты делаешь отсюда? Давайте договариваться о терминах, ибо это есть основа основ. Все правильно. Возразить на это нечего. Все логично. Вот только пока ты нанизываешь один на один изящные афоризмы, «Васька слушает и ест». Другие люди, не пытаясь даже привлечь ВСЕХ людей на свою сторону, занимаются политической практикой доступными политическими силами и методами. И Касьянов здесь – не самое большое зло. Есть гораздо более разрушительные силы. И, прежде чем очередной раз призывать вовлекать в работу всех до одного, подумай, выдержим ли мы московский «Тахрир».
Причем, хочу указать тебе на некоторую непоследовательность. Ты искренне считаешь, что 40 миллионов не придут на выборы в силу своей политической пассивности. Так отчего же ты считаешь, что эти же самые 40 миллионов вдруг вовлекутся в общественные организации? В эти самые общественные организации вовлечется гораздо меньше людей, чем для участия в выборах. Пассивность предполагает пассивность во всем. Если человек отчаялся в одном виде общественной работы, то отчего ты думаешь, что он займется другим видом все той же общественной работы?
Сейчас, когда ситуация во всем мире накалена до предела, говорить, что участие в выборах – личное дело каждого – просто-напросто оппортунизм. Подмена реальной работы прекраснодушными рассуждениями.
Впрочем, что касается рассуждений. Ты ведь всегда относил себя к сильным мира сего. И вы, сильные, любили ПОИГРАТЬ в «большой политИк». Сначала вы порезвились в конце 80-х, после чего сказали, что виноват весь народ, который доверял вам. «И почему народ не возмутился?- спрашиваете вы. – И почему не вышел на баррикады?» А почему народ должен оплачивать своей кровью ваши политические игры и развлечения? Этот вопрос тебе в голову ни разу не приходил?
И сейчас ты предлагаешь снова ПОИГРАТЬ в «большой политИк» и поумствовать на тему судеб мира и переплавки ваз. Ты увидел четыре пути. Но не увидел пятого, самого простого. Россия может стать спасителем человечества не через умствования и убеждения, а через практические дела. Она должна ПОДАТЬ ВСЕМУ МИРУ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ построения общественных отношений, как тогда, в 1917-м. Почему сейчас Китай стал центром притяжения? Не из-за проповедей конфуцианства, коммунизма и даосизма, можешь мне поверить. А из-за создания мощного положительного опыта нормальной, цивилизованной жизни. О, да. В Китае еще не все хорошо. Но там с каждым днем становится все лучше. А у нас? Чем может привлечь к себе страна, собственными руками развалившая все лучшее, что было создано в ней за годы, десятилетия и даже столетия?
Кстати, о столетиях. Тогда, в 90-х путем искусственного развития национализма в обществе удалось сделать то, за что, захоти это сделать кто-то извне, все, как один пошли бы проливать кровь. Несколько слов, Россия для русских, самоопределение и т.п. – и разрушено великое государство, которое этими столетиями и создавалось.
Так вот, чтобы с нами ЗАХОТЕЛИ сплотиться и воссоединиться, мало прекраснодушных слов. Мало болтать. Нужно быть. Нужно стать настоящими, если ты понимаешь, что я хочу этим сказать. Нужно всей своей жизнью показать пример премодерна, если я правильно понял твою терминологию. Мало кричать: ужас, ужас! Нужно показать, как можно жить по-другому. Даже если весь мир будет кричать: ужас, ужас! лучше от этого не станет. Вот в Америке сейчас бегают и кричат «нас 99%». И что? Да ничего. Толк от этого точно такой же, как от нашего разговора о терминологии.
Модерн, постмодерн, контрмодерн, премодерн. Проект, прОджект, прожЕкт. Слова, слова. В словах можно утопить самую хорошую, самую светлую мысль, если только от слов не переходить к делу.
Вспомни большевиков в 1917-м. Если бы они ждали, чтобы каждый человек включился в классовую борьбу, революции бы так и не случилось. Так бы и была демократическая Россия, мучимая нищетой и болезнями, которая существует сейчас. Вот только сейчас мы проживаем то, что сумели заработать в промежутке между этими двумя демократическими Россиями. И та Россия скорей всего проиграла бы вторую мировую войну. Ты ведь не хуже меня понимаешь, что Гитлер напал бы на Россию в любом случае – наш общественный строй был совершенно не при чем. Напал же он на демократическую Францию! Впрочем, не буду писать ни о реальной, ни об альтернативной истории. Реальную все и без меня знают, альтернативная – всего лишь очередные умствования на тему. Да и ты не большой любитель фантастики.
Ты говоришь, что не хочешь пользоваться своим авторитетом, чтобы склонить куда-либо чашу весов на грядущих выборах. Мне не понятна твоя позиция. Уверен, что твоя позиция честна, и за нее не надо краснеть перед всем народом, значит ее нужно высказывать, за нее нужно бороться. У тебя есть рупор – так воспользуйся им, чтобы собрать сторонников для участия в праведном деле.
Или ты предлагаешь оставить все, как есть, и ждать, когда наши враги толкнут народ на непоправимые поступки. И вот тогда-то, тогда-то мы вступим. Если успеем. И если нам дадут. И если мы будем готовы. И если нам не помешают. И еще миллион всяких если.
В 80-е Цой пел «Перемен, мы ждем перемен». Сейчас этих перемен снова ждет вся страна. И я больше всего боюсь, что если они не случатся демократическим путем, путем изменения расклада сил в новой Думе, то они могут случиться «тахрирским» путем. А этот путь совершенно не нужен нашей стране.
Что же касается реальной демократии, к которой ты призываешь, то это очередной тупик. Впрочем, я уже писал тебе о невозможности реального осуществления демократии, не хочу повторяться.
Хочу сказать тебе только одно. Давай поймем, не только, что мы хотим – это прекрасно выражено в 25 тезисах. И можно и нужно дополнить, но сейчас это не главное. Главное понять, как именно мы хотим достичь своих чаяний, и кто нам мешает в достижении нашей цели. Определить путь, по которому мы хотим идти, и врагов, с которыми нужно бороться.
Почему я пишу о пути? Да потому, что именно ПУТЬ И ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕЛЬЮ. Цель недостижима по своей природе, равно как непознаваем до конца наш мир. Цель движется вместе с нами. Если это настоящая, истинная цель, то она развивается во времени, становится все лучше, все прекраснее. Она украшает собой путь, по которому мы идем, наполняет его смыслом.
А недостижима она хотя бы потому, что достижение цели предполагает остановку. А остановка – это прекращение развития. Прекращение развития неизбежно ведет к деградации.
Значит, определив цель, не определив путь, мы не определили ничего. Поэтому я и пишу тебе, давай оставим политическую маниловщину и займемся реальным делом. И сегодня, одно из важнейших реальных дел – привлечение к участию в выборах максимального количества людей. С тем, чтобы они проголосовали умом, а не сердцем. С тем, чтобы они четко оценили плюсы и минусы всех дел основных политических партий сегодняшнего дня.
Я пишу основных – но ведь реально есть только две политических партии – Единая Россия и КПРФ. Остальные в реальности только отнимают голоса у этих двух, точнее, одной – КПРФ. В реальности они примыкают к Единой России по всем основным политическим вопросам, рассматриваемым в Думе. Итак, если рассмотреть реальные, а не выдуманные заслуги и ошибки этих партий сейчас и в прошлом, можно сделать выбор умом. Реальные – это оценить, кто из них реально поднял страну из руин и сделал передовой, уважаемой страной, а кто из передовой страны сделал руины. А выдумать сегодня можно что угодно. И чем ближе к выборам, тем больше грязных выдумок льется на нас из теле- и радиоприемников. С тем, чтобы помешать сделать выбор умом. С тем, чтобы сиюминутное раздражение помешало оценить факты.
Когда-то большевики призывали своих сторонников пользоваться всеми методами, даже тогдашней Государственной Думой, для достижения цели. Сегодня я призываю к тому же, и удивляюсь, что ты, с твоим проницательным аналитическим умом, не делаешь того же.

Искренне твой друг Н.С.

Письмо 6
Дорогой друг!
В последнее время ты очень любишь говорить о метафизике, пытаясь найти сильные и слабые стороны в метафизике модерна, постмодерна, премодерна и т.п. Честно говоря, твои модернистские словечки метафизичны сами по себе, потому что они не несут никакого другого смысла, кроме метафизического. Я же привык оперировать более приземленными понятиями
Наш общий друг как-то разговорился со мной о метафизике социализма. Она была, безусловно, была. На мой взгляд, она основывалась на вере в беспредельное могущество человека. Но именно в этом была не только сила, но и слабость этой метафизики. Нельзя основывать всю жизнь на идеальном человеке и гражданине. Такие всегда были и всегда будут. Но есть и всегда будут и другие. Для которых цель не общественное благо, а организация личной лавочки или свечного заводика. Нельзя обходить вниманием этих людей, нельзя лишать их права на их счастье. Попытки замолчать их проблемы приводят к личным или даже общественным преступлениям. Под личными я подразумеваю те, за которые сажали в тюрьму. Под общественными – крах всей системы.
Каждый человек талантлив по-своему. Кто-то гениальный программист, кто-то музыкант, кто-то резчик по кости, кто-то охотник, кто-то торговец, а кто-то лучший в мире изготовитель арбалетов. И перечень этот можно продолжать почти до бесконечности. Из перечня этого следует, что далеко не каждый человек может найти работу, соответствующую его таланту и жизненному призванию. Например, самый гениальный программист не мог найти приложения своим силам в каменном веке, а сегодня не очень актуальны резчики по кости и производители арбалетов. И охота из жизненного призвания превратилась в ненужное и жестокое хобби.
Но есть таланты, которые не могут, или не могли найти себе применение исключительно в силу законодательных причин. Например, гениальный коммерсант зачастую не мог найти себе применение в СССР из-за того, что все средства производства находились в государственной собственности, и обычный человек не мог их купить и использовать. Тем более, с использованием наемного труда. Эти люди не могли реализовать свой талант, и оглядывались на запад, где люди с подобными талантами процветали. К чему все это привело рассказывать не надо.
Нет, я не говорю, что все общественное недовольство генерировалось только несостоявшимися предпринимателями. Отнюдь. Но свою каплю, которая, как известно, камень точит, они добавили.
Сейчас модно ссылаться на китайский путь. Безусловно, путь это хороший и правильный. Для Китая. Который идет по этому пути около трех тысяч лет, если я не перепутал даты. Ты же знаешь, у меня всегда была на них плохая память. Раньше мы говорили, что это азиатский способ производства. А реально – это органический гибрид социализма, капитализма и родового строя.
Идеи социализма проникли в Китай задолго до их изобретения в Западной Европе. Не буду говорить, что Маркс учился на китайском опыте. Отнюдь. Он скорее бы повесился на собственных подтяжках, чем отказался бы от европоцентризма.
Но в Китае еще задолго до рождества Христова сформулировали идею о народе, как об источнике власти. Насколько я помню, звучала она так: Мандат на правление император получает от Неба, волю Неба выражает народ. Если император утрачивает мандат Неба, то его власть превращается в тиранию, и борьба с тиранией становится долгом каждого китайца. Тирана необходимо низвергнуть, и возвести на престо истинного императора, по воле Неба и народа.
Тогда же, или даже еще раньше, были созданы стабфонды на случай неурожая. В отличие от нашего стабфонда, хранящегося в Америке в американских долларах, китайский представлял собой запас риса. В случае неурожая хранилища открывались, и рис реализовывался по твердым ценам, чем предотвращалась спекуляция на рынке продуктами первой необходимости. Тогда же были приняты законы, по которым люди, передавшие бесплатно рис государству в случае неурожая награждались рангами знатности, более или менее высокими в зависимости от объемов пожертвования. Эти ранги давали почет, уважение и привилегии. Насколько я помню, не все они (ранги знатности) были наследственными.
Безусловно, нельзя идеализировать китайский опыт. Несколько раз страну завоевывали иноземные династии. Последняя – Цин едва не погубила страну. Вытащить ее удалось, вернувшись в старое русло, приправив его новыми идеями. Впрочем, идеи социализма близки китайской культуре, я уже упоминал об этом. Хотя, это всего лишь моя интерпретация. Никогда не выдавал себя за востоковеда!
Так вот, возвращаясь к первоначальной моей мысли. Каждый человек должен, по возможности, иметь возможность реализовать свои таланты. Знаю, ты скажешь, что я злоупотребляю этим словечком – «возможность». Но мне кажется, что оно лучше отражает мою мысль, чем заумное «потенциал». А оговорка «по возможности» сделана для лучшего в мире специалиста по изготовлению каменных наконечников для стрел или же специалиста по конструированию аппаратов для подпространственной транспортировки.
Каждый человек должен иметь возможность реализовать себя. Это альфа и омега чаяний человечества. И хорошо, если в цели каждого конкретного человека не входит избавление себя и своей семьи от угрозы голода и нищеты. Такие заботы унижают и самого человека и все общество, в котором он живет. А если заботы об обогащении ставятся во главу угла, то мы имеем то, что имеем.
А ты говоришь, метафизика и вера в бога. Никому не нужен рай ни на земле, ни на небе. Нужна просто возможность интересно и хорошо жить. Дать человеку интерес в жизни, дать человеку возможность самореализации – и ему не понадобится ни рай, ни бог, ни метафизика. Он найдет все, что ему надо, в этой самореализации.
А на счет веры в бога… Ты знаешь, я мало чего боюсь. Но, вероятно, самый большой мой страх – религия и религиозные фанатики. Сейчас принято предавать анафеме атеистов и приписывать им разнообразные зверства, как по отношению к друг другу, так, и еще более, к верующим. Но все зверства атеистов - игры в песочнице рядом с деяниями истинно верующих людей. Вспомни о гонениях христиан, об инквизиции, о крестовых походах, об исламизме и джихаде. Нам, атеистам, такого и в страшном сне не приснится!
Ты говоришь об уважении чужой веры. Согласен. Но процесс-то должен быть взаимным! Как я должен уважать чужую веру, так и они мой атеизм. И не цыкать на мою жену в храме, чтобы она платочек поверх брюк повязала, и еще один на голову надела. А то хиджабы нам не нравятся! А платочек вокруг чресел нравится? ПОшло все это, согласись.
А уважения атеистов к верующим и верующим к атеистам можно добиться только одним способом. Да, да, тем самым, которым оно и достигалось при социализме. То есть полным отделением церкви от государства. Представить Л.И. Брежнева молящегося в храме любой конфессии немыслимо. А тут, нате пожалуйста – нарисовались! Свечку в руку – и вперед к победе мракобесия. В школе – закон божий, лечиться – поясом пресвятой богородицы. Уже и спутники запускать благословясь начали, так они теперь об небесную твердь бьются!
Впрочем, не будем о грустном. Лучше простимся до другого письма.

Искренне твой друг Н.С.