виртуальный клуб Суть времени

Патриоты и болото. Реплика Владимира Семенко

Владимир Семенко
Патриоты и болото
Реплика
В связи с прошедшими публичными акциями 4-го февраля и намечающимися 23-го февраля меня многие спрашивают: а как позиционируют себя в этой ситуации те, кого называют православными, или «белыми» патриотами, почему многие из православно-патриотических организаций вообще не замечены в качестве активных участников столь значимых и необычных для последних лет событий? «Вот, например, Кургинян, Проханов и другие патриоты проявляют серьезную активность, – говорят мне. – А вы что думаете?» Отвечаю.

Лично я, когда речь заходит о наших патриотах, чаще всего вспоминаю два коротких, афористичных текста. Первый – это широко известные и не раз уже озвученные разными авторами «четыре кита русской патриотики»: «1) Россию надо спасать; 2) Для этого нам надо объединиться; 3) Этим объединителем должен быть я; 4) Если это буду не я, то… ну, фигурально выражаясь, фиг с ней, с Россией».

Недавно один из уважаемых коллег предложил еще такой пассаж: «Среди наших патриотов не каждой твари по паре, а в каждой паре по твари». Просто и понятно, а, главное, жизненно. Лучше, чем у Кургиняна: «спецаспект», «акторы», «операторы»… Язык сломаешь. Проще надо быть, Сергей Ервандович, к народу ближе.   

Также частенько многие, кто меня хорошо знает, но с кем нечасто доводится общаться, интересуются: «А что ты так долго у Кургиняна делаешь? Ведь у вас с ним идеология, говоря мягко, довольно разная?» На это много чего можно ответить. Например, то, что мало у кого из наших патриотов, близких мне идеологически, есть сопоставимая воля к победе, воля к действию в истории, даже и во вполне безнадежных обстоятельствах.

В сегодняшней ситуации есть несколько основных способов стать политическим трупом. (Я исхожу из того, что «прооранжевая» позиция среди патриотов вообще не обсуждается, ибо все мы давно достигли консенсуса в том, что «оранжевое» – это не только политическая, но и метафизическая скверна). Первое – это до бесконечности верноподданнически славословить ныне существующий и действующий в стране политический режим, неустанно заявляя о его «безоговорочной поддержке». Сама мысль о «третьей политической силе», отличной как от ныне действующего в стране режима, так и от «оранжево»-либерального движения, объявляется при этом попыткой создать «патриотическое болото» и, сколько бы ты ни говорил о своем стремлении воевать с «оранжевыми», лживо и примитивно-манипулятивно отождествляется с известным тезисом Троцкого: «Ни мира, ни войны». Почему эта позиция принципиально неверна, я объяснил в статье «У бездны на краю» (см.: http://ruskline.ru/analitika/2012/01/03/u_bezdny_na_krayu/). Но и для тех, кто признает необходимость и объективную востребованность «третьей силы», найдется подходящий способ: до бесконечности «ждать», сидеть в засаде, надеясь, что политическое бездействие – наилучший путь к политическому успеху, к тому, чтобы быть востребованным историей. Таковые представители «патриотов», в отличие от первых, напротив, боятся замараться в излишнем «путинизме» и вообще попасть в какую-нибудь стремную ситуацию, более всего на свете ценя чистоту своих патриотических риз. Порой они даже радуются тому, что «на нас пока еще никто не наехал». Последнее вполне понятно: кому придет в голову «наезжать» на ковбоя Джо? Ведь он, как известно, никому не нужен…

Для оправдания столь беспроигрышной позиции всегда найдется масса уважительных причин. Наши патриоты, с их диванным патриотизмом, более всего на свете дорожат чистотой своей идеологии и моральной позиции. Сколько бы они ни именовали себя политиками, более всего на свете их страшит опасность замараться грязью «реал политик». На эту тему существуют великолепные и весьма симптоматические, на наш взгляд, патриотические тексты. Вот и в связи с планируемой акцией «Сути времени» 23-го февраля некоторые уважаемые патриотические организации, ранее намеренные принять в ней участие, нашли формально благовидный предлог, чтобы вовремя «отпрыгнуть», отстраниться от сомнительного с их точки зрения предприятия, как только встали перед необходимостью напряженно работать, с целью проявить свою общественно значимую и политическую состоятельность. Это было сделано в тот момент, когда принципиальная договоренность о совместных действиях была уже достигнута, что делает чистоту риз и политической репутации уважаемых коллег довольно сомнительной.   

В этой связи у меня возникают три принципиальных соображения, которыми я намерен в данной ситуации руководствоваться.

Первое. Я никогда не сдаю тех, кто в свою очередь никогда до сих пор не сдавал меня, чего бы мне это ни стоило. В целом ряде сравнительно недавних эпизодов своей биографии я проводил этот принцип в жизнь с железной и неуклонной последовательностью, тем серьезно вредя своим прагматическим интересам.

Второе. Страна сейчас стоит действительно на пороге судьбоносных событий, требующих от всех нас трезвых, активных и продуктивных политических действий, в связи с чем на чистоту риз уважаемых патриотов мне с высокой колокольни, говоря мягко, наплевать.

Третье. Я по-прежнему склонен отстаивать достаточно очевидное, с моей точки зрения, положение, согласно которому противостоять «оранжево»-либеральному накату и всерьез рассчитывать на то, чтобы изменить нынешний либеральный курс действующего в стране политического режима может лишь независимое от того и другого общественное движение, сформированное на основе ситуативного союза «белых» и «красных», то есть православно-патриотических сил и неосоветских движений. (О чем совершенно ясно заявил в своей нашумевшей статье «Альтернатива». См.: http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/14/alternativa/). И хотя я не являюсь приверженцем идеи «красно-белого синтеза», которую отстаивает С.Е. Кургинян, я принципиально полагаю, что только такой ситуативный союз в полной мере отражает нынешнее состояние сознания патриотического большинства нашего общества, и только он может в полной мере стать реальной и действенной преградой на пути «оранжевых».

В силу вышеизложенных соображений, крайне простых и для меня вполне очевидных, я со всей ответственностью хотел бы заявить следующее. Поскольку я до известной степени ощущаю себя ответственным за провал несостоявшегося союза «Сути времени» и некоторых «традиционалистских» патриотических организаций, основываясь на вышесказанном, я в своем личном качестве готов в полной мере участвовать в акции 23 февраля, в том качестве, в каком это, по мнению организаторов, будет необходимо для ее успеха. Данное намерение, разумеется, не распространяется на другие возможные в будущем акции движения, если они будут расходиться с моей принципиальной идеологической позицией.