А.А.Кольчик
юрист
участник рабочей группы
«Юридический фронт»
28 мая 2013 года
Национальная стратегия в интересах детей на 2012-2017 годы (далее – Стратегия) была утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012 года № 761.
В преддверии обсуждения Концепции государственной семейной политики на период до 2025 года (далее – Концепция), представленной рабочей группой № 1 "Семейная политика детствосбережения" Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, хотелось бы обозначить основные спорные места Стратегии, поскольку Концепция логически развивает указанный документ.
Следует отметить, что предлагаемая редакция Концепции выдвигает ряд положительных тезисов. Однако в силу взаимосвязанности обоих документов, нельзя оставлять без внимания отрицательные и потенциально опасные для прав и свобод граждан положения Стратегии, как документа, который является своеобразным «фундаментом» Концепции.
Краеугольным камнем всей Стратегии, по мнению ее разработчиков, должно было стать утверждение о повышенном семейном насилии. Так в Абзаце 8 Введения к Стратегии сказано:
«По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения»
Прежде всего, нужно оценить, жертвами каких именно преступлений стали несовершеннолетние, поскольку для правильной оценки текущей ситуации следует понимать, что в это число включены абсолютно все преступления, включая ненасильственные. Кроме того, примечателен тот факт, что относительно общего числа зарегистрированных преступлений насильственные преступления составили в 2011 году – 1,5%.
Тем не менее, в развитие первого тезиса в Стратегии выдвинут второй. Абзац 3 Пункта 1 Раздела VI гласит:
«Одной из самых опасных проблем является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке. Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер»
Обратимся к статистике МВД РФ по зарегистрированным преступлениям. Согласно данным сайта Росстата (http://cbsd.gks.ru) год от года количество преступлений указанного рода совершаемых в семье колеблется в диапазоне от 11 до 12 процентов относительно количества всех насильственных преступлений.
В 2010 году зарегистрировано всего 2 628 799 преступлений, включая 449 326 преступлений насильственного характера, из них 53 295 совершено в отношении несовершеннолетних (11% - относительно насильственных преступлений, 2% - относительно всех преступлений),
Для сравнения проанализируем данные за 2011-2012 годы:
2011 – 2 404 807/403 528/49 332 (12% и 2%);
2012 – 2 302 168/396 406/45 965 (11% и 2%).
Таким образом, «значительная часть» в виде 11-12% играет роль информационного тарана для сторонников большего вмешательства в дела семей. В результате формулируется презумпция виновности родителей, а семья окончательно оформляется в роли источника всех бед. Можно однозначно заявить, что подобные нормы будут абсолютно и фундаментально противоречить не только нормам Конституции РФ и Семейного кодекса РФ, но и нормам международного права:
«Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.»
Всеобщая декларация прав человека, пункт 12
«Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию»
Международный пакт о гражданских и политических правах, пункт 1 статьи 17
«Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию»
Конвенция о правах ребенка, пункт 1 статьи 16
«1. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
2. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случая, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.»
Конвенция о защите прав человека и основных свобод, статья 8
В Стратегии более 40 раз упоминаются пресловутые акты международного права - «общепризнанные нормы», «стандарты», «рекомендации». Приводятся ссылки и на указанные международные соглашения, подчеркивается обязательность их исполнения с претензией на то, что сейчас эти нормы не выполняются, но вот если их начать исполнять…
Однако, как раз сегодня эти требования худо-бедно исполняются. Существуют нормы, запрещающие должностным лицам произвольно вмешиваться в дела семьи без соблюдения ряда процедур. По каким-то неизвестным причинам, в Стратегии утверждается совершенно обратное.
Уже из введения к Стратегии «растут уши» тех, «кому это выгодно» - первый абзац сразу же отсылает к Всеобщей декларации прав человека, и лишь затем упоминается Конституция РФ (первый и единственный раз в документе).
Далее – не просто ссылки на международные соглашения, но и прямое навязывание их использования. Лексикон, применяемый в Стратегии - «выполнение», «реализация», независимо от того, носят упоминаемые документы обязательный или рекомендательный характер (например, уже хотя бы в силу наличия в своем названии слова «рекомендации»). Примечательно, что ссылки на иные национальные правовые акты, помимо Конституции РФ, в Стратегии в принципе отсутствуют.
Более того, практика Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по ряду дел, связанных с рассмотрением жалоб граждан Австрии, Германии, Италии, Польши, Чехии, Украины, Финляндии, Франции на незаконные действия национальных органов опеки показывает, что нормы международного права, к которым отсылает нас Стратегия необходимо толковать следующим образом:
Все указанные принципы в полной мере гарантируются национальным законодательством Российской Федерации и не нуждаются в специальном усилении нормами международного права.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что уже в обсуждаемом проекте Концепции национальной семейной политики РФ на период до 2025 отмечается необходимость защиты семьи от постороннего вмешательства именно на основе норм российского законодательства (действующих или разрабатываемых).
Однако, учитывая тот факт, что Концепция национальной семейной политики до 2025 года была разработана в рамках мероприятий по реализации Стратегии, наличие такого расхождения в подходах к укреплению защиты семьи, несомненно, требует устранения путем внесения изменений в соответствующие положения Стратегии, переоценивающие роль международного права.
Далее – в Разделе 1 сформулированы основные проблемы в сфере детства. Некоторые нуждаются в особых комментариях.
Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.
Необходимо понять, что любой акт законодательства нуждается в четком исполнении, без которого рассуждения об эффективности бессмысленны. Органы государственной власти и местного самоуправления наделены всеми необходимыми механизмами для обеспечения и защиты прав детей. Вопрос в том, как они распоряжаются этими механизмами, всегда ли это несет пользу для семьи и ребенка.
Тем не менее, исходя из текста данного абзаца, неясно, каковы критерии такой эффективности. Количество изъятых детей или лишенных прав родителей?
Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.
Формулировки данного абзаца немотивированно навязывают убеждение, что неблагополучие в семье – это распространенное явление, никогда и никаким образом не связанное с социально-экономическими проблемами в государстве и обществе. Однако такое утверждение ничем не подтверждается и является голословным, а кроме того, исключает ответственность государства за исполнение социальных обязательств и поддержание здорового экономического климата. Абзац можно предложить изложить в следующей редакции:
«Распространенность семейного неблагополучия, обусловленного социально-экономическими проблемами »
Неравенство между субъектами Российской Федерации в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей.
Для этого следует разработать единую систему законодательства о защите прав детей и семьи и закрепить централизованное регулирование всех вопросов защиты прав семьи на уровне специального федерального закона (помимо Семейного кодекса РФ, либо путем его принятия в новой редакции).
Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
ПРЕДЛАГАЕТСЯ СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ. ОДНАКО, ВО-ПЕРВЫХ, ТАКИЕ УСЛОВИЯ ДАВНО СОЗДАНЫ, А ВО-ВТОРЫХ – В ТАКОМ ВИДЕ, В КОТОРОМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ИХ СОЗДАВАТЬ ОНИ БУДУТ ПРОТИВОРЕЧИТЬ КОНСТИТУЦИИ РФ И ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНАМ И СПОСОБНЫ ПОРОДИТЬ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
Согласно ст. 1 Семейного кодекса РФ:
«Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав»
«Своевременное выявление нарушений» и «организации профилактической помощи семье и ребенку» не отвечают одному из основных начал семейного законодательства – «недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи», поскольку нарушают одно из основополагающих прав родителей - заботу о детях и их воспитание (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). Следует также помнить, что в силу ст. 18 Основного закона - права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Таким образом, действия любых лиц по реализации рассматриваемого принципа Стратегии будут нарушением основных конституционных прав граждан, а любой принятый во исполнение принципа федеральный закон будет являться неконституционным!
В России уже существует определенное, хотя и недостаточное количество соответствующих нормативных актов, регламентирующих работу системы специальных органов, защищающих права детей от преступных посягательств.
Согласно ст. 77 Семейного кодекса РФ, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Однако такое действие производится органом опеки и попечительства исключительно на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Более того, при отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение 7 дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
В случае обнаружения признаков совершения преступлений в отношении несовершеннолетних принимать меры процессуального реагирования обязаны правоохранительные органы.
В Уголовно-процессуальном кодексе РФ (ФЗ РФ от 18.12.2001 года № 173-фз, вступил в силу с 01.07.2002 года) раскрывается порядок возбуждения уголовных дел и их расследования, а также подведомственность.
На судебные органы также возлагаются обязанности по выявлению и направлению в правоохранительные органы сведений о совершении преступлений в отношении детей. Так, согласно п. 4 ст. 70 Семейного кодекса РФ, если суд при рассмотрении дела о лишении родительских прав обнаружит в действиях родителей (одного из них) признаки уголовно наказуемого деяния, он обязан уведомить об этом прокурора.
Органы Прокуратуры РФ наделены полномочиями по надзору за соблюдением прав несовершеннолетних в силу ФЗ РФ от 17.01.1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» и Семейного кодекса РФ. В частности, органы прокуратуры имеют право предъявлять в суд заявления о лишении родительских прав, об ограничении в родительских правах, об отмене усыновления ребенка, заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка, участвовать в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка, принимать акты прокурорского реагирования для защиты прав детей.
В рамках структуры МВД РФ действуют подразделения полиции по делам несовершеннолетних, в которых обычно работают инспекторы и участковые уполномоченные полиции. Деятельность органов внутренних дел в данной сфере урегулирована ФЗ РФ от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (вступил в силу с 28.06.1999 года).
Защита прав каждого ребенка. В Российской Федерации должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.
Между тем, уже сейчас органы опеки и попечительства допускают правонарушения, имеющие, как правило, следующий характер:
ИЗ ВЫШЕИЗЛОЖЕННОГО СЛЕДУЕТ, ЧТО, УКАЗАННЫЙ ПРИНЦИП ДОЛЖЕН РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ НА ЛЮБЫЕ СЛУЧАИ ПРЕСТУПНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ В ОТНОШЕНИИ РЕБЕНКА И НАРУШЕНИЙ ЕГО ПРАВ, ВКЛЮЧАЯ СЛУЧАИ НЕЗАКОННОГО ИЗЪЯТИЯ РЕБЕНКА ОРГАНАМИ ОПЕКИ У РОДИТЕЛЕЙ, С НЕОТВРАТИМОЙ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ДЛЯ ВИНОВНЫХ ЛИЦ.
В перспективе необходимо разработать и внести поправки в Уголовный кодекс РФ в части введения отдельных статей, предусматривающих ответственность за нарушение порядка изъятия детей из семьи, незаконное ограничение в родительских правах, лишение родительских прав (включая попытки таких действий), незаконное помещение ребенка в медицинское учреждение, интернат, за иные злоупотребления, – в виде лишения свободы и больших штрафов.
В имеющемся виде абзац не отражает всю широту возможных нарушений закона в отношении несовершеннолетних, поскольку косвенно охватывает лишь преступления, совершаемые в семье и третьими лицами, но не указывает роль органов опеки и попечительства в подобных преступлениях.
Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Российской Федерации формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.
НЕОБХОДИМО ВВОДИТЬ ЖЕСТКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЦАМ, РАБОТАЮЩИМ С ДЕТЬМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ЧАСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ, А ТАКЖЕ ВНЕДРЯТЬ ЗАПРЕТ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ, РАБОТАВШИМ РАНЕЕ В ДРУГИХ ОРГАНАХ, БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО СТАЖА РАБОТЫ В ОРГАНАХ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ЗАНИМАТЬ В НИХ РУКОВОДЯЩИЕ ДОЛЖНОСТИ.
В настоящее время в законодательстве РФ отсутствуют конкретизированные квалификационные требования для сотрудников органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних. В результате это приводит к тому, что на руководящие должности назначаются люди, не обладающие профилирующим образованием, достаточным опытом работы (либо без такового опыта) в сфере защиты прав детей, образовании, имеющие статус обвиняемых по уголовным делам.
Указанное положение вещей, на наш взгляд, недопустимо. В связи с этим предлагаем:
«Обеспечение профессионализма, высокой квалификации и добросовестного отношения при работе с каждым ребенком и его семьей. В Российской Федерации формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо создать систему квалификационного отбора кадров на замещение должностей государственной гражданской службы и местного самоуправления во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями, обеспечить условия для их качественной подготовки и регулярного повышения квалификации, запретить доступ к работе с детьми и их семьями лиц, не обладающих профильным образованием, достаточным опытом работы, а равно имеющих процессуальный статус подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам».
- Требования к лицам, претендующим на замещение должностей, связанных с работой с детьми и их семьями;
- Порядок проведения аттестации на замещение должностей, связанных с работой с детьми и их семьями;
- Порядок и критерии отстранения от работы и увольнения лиц, несоответствующих занимаемой должности, нарушивших квалификационные требования к ней, а равно признанных в установленном законом порядке виновными в совершении правонарушений в отношении детей и их семей.
Стратегией предлагаются меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей. Одной из таких мер является формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей.
В ЭТОЙ СВЯЗИ ТРЕБУЕТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ГАРАНТИРОВАТЬ НЕДОПУЩЕНИЕ В СИСТЕМУ ЛЮДЕЙ, ИМЕЮЩИХ СУДИМОСТЬ (ПОГАШЕННУЮ, НЕПОГАШЕННУЮ), А РАВНО ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИТЬ ЖЕСТКУЮ СИСТЕМУ ОТБОРА КАДРОВ.
В части мер, направленных на профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства, следует отметить организацию на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав (при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи.
Мы полагаем, что формулировка данной меры является недопустимой в существующей редакции, поскольку она:
а) Исключает необходимость усилий со стороны государства по оказанию всей необходимой финансово-материальной и социальной помощи семье и родителям, как субъектам, находящимся в силу Конституции РФ под защитой государства. Вместо этого, предлагается не устранять причину возникновения неблагополучия в конкретной семье и не бороться за исключение глобальных предпосылок возникновения такого неблагополучия в стране в целом, а брать людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, «на карандаш» и туманно «препятствовать лишению родительских прав» (не лишать прав, но отправить ребенка на время в патронатную семью – до улаживания ситуации и исключительно «на благо» всей семье).
б) Презюмирует смысловую взаимосвязь «социального неблагополучия» и «лишения родительских прав». Между тем, критериев оценки неблагополучия в законе не существует, из-за чего любая семья, субъективно воспринятая сотрудниками органа опеки неблагополучной (а откуда взяться объективным формальным критериям - в законе ведь таких норм нет), например, из-за низкого уровня доходов или безработицы родителей, будет включена в группу риска, в кандидаты на лишение родительских прав. Такой подход прямо противоречит всем общепризнанным нормам международного права и национального российского законодательства, поскольку допускает в перспективе лишать родительских прав и изымать детей у родителей из-за бедности, отсутствия работы, недостатка в одежде, игрушках и т.д.
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что предлагаемая на утверждение Президенту РФ Концепция раскрывает все основные проблемы института современной российской семьи и декларирует наличие определенных проблем правоприменения. Однако являясь документом, логически и нормативно взаимосвязанным с ранее утвержденной Стратегией, не может полноценно устранить изъяны, официально закрепленные ею.
Мы полагаем, что для полноценной реализации в будущем предлагаемой Концепции, безусловно содержащей полезные и нужные меры и шаги по защите прав семьи и детей, необходимо широкое обсуждение необходимых поправок к Стратегии для устранения вышеизложенных противоречий. Важность и роль института семьи в обеспечении здорового морального климата в обществе требуют единства всех подходов и мер, направленных на защиту интересов детей и родителей, а также семей в целом.