виртуальный клуб Суть времени

Дважды войти в одну реку

Сегодня, когда мы с вами члены виртуального клуба «Суть времени» уже не один день, можно с уверенностью сказать, что мы сходимся во мнениях относительно оценки происходящего в стране. Конечно, есть еще немало аспектов, требующих обсуждения, но главное ли это сейчас? Может быть, стоит остановиться и задуматься, что мы хотим?

На мой взгляд, совершенно очевидно, что никто волшебной палочкой не взмахнет, за неимением, и СССР не появится вновь в мгновение ока. Более того, возврата к СССР больше не будет никогда. Точка невозврата пройдена и забыта.
Это не значит, что я считаю невозможным объединение с частью республик бывшего СССР. Это значит, что это объединение невозможно сейчас. И чем дальше мы движемся, тем сильнее отдаляемся даже от родных, славянских республик. Про остальные я вообще молчу. В самом деле, Казахстан больше тяготеет к Китаю. Киргизия и Узбекистан тоже. Хотя в прессе почти нет упоминаний об этих государствах. Прибалтика наконец-то попала в Европу – нужна она там! Украину и Белоруссию мы старательно отталкиваем сами. Что еще? Молдова, Армения, Азербайджан, Грузия?
В общем, все ясно.
Ситуация на сегодняшний день такова, что нужно для начала научиться выживать самим, и постараться стать привлекательным центром хотя бы для объединения в рамках таможенного союза плюс Украина.
Легко сказать, стать привлекательным центром. А что значит привлекательный? Боюсь, что здесь ответ не столь однозначен, как хотелось бы.
Для начала требуется государственная идея. То есть государство должно сказать само себе во имя чего оно существует.
Государство – это общность людей, связанная едиными законами, имеющая систему органов и учреждений власти, правовых норм и экономических связей, а также суверенную территорию. Основы государственности выражены в политических институтах и законах. И те и другие выражают определенные интересы. В классовом обществе государство выражает интересы господствующего класса. Основной функцией капиталистического государства является защита крупной собственности, и, соответственно собственников этой собственности.
С этим все ясно. Но привлекательного в этой идее ничего нет, даже для жителей государства, не относящихся к классу крупных собственников.
Кстати, в последнее время у нас принято смешивать личную собственность и частную собственность на средства производства. Можно услышать слова с самых высоких трибун, что в обществе все собственники. У всех есть квартира, машина, дача, все вместе или пусть даже что-нибудь одно из списка. Но эта собственность не делает нас богаче. Допустим, у меня есть квартира. Значит, я могу ей распоряжаться. Вот только как? Да никак. Только жить в ней. Нет, теоретически я могу ее продать. А жить после этого где? На лавочке в парке? Так климат не располагает.
Частная собственность – это то, что можно отчуждать без вреда для здоровья и что служит для создания прибавочной стоимости. Поэтому, расширять класс собственников до владельцев деревенских развалюх нелепо.
Но это просто к слову пришлось.
В свое время большевики сохранили Российскую империю тем, что выдвинули привлекательную идею равенства и братства. В наши дни Россия предлагает Белоруссии объединиться и отдать предприятия, находящиеся в собственности республики Беларусь в частные руки российских олигархов. Глупые белорусы почему-то не хотят.
Значит, должна быть другая идея.
Мы говорим о социализме. Идея хорошая, только ее изрядно обгадили за последние 25 лет. И сейчас социализм ассоциируют исключительно с очередями за колбасой. Некоторые вообще утверждают, что на прилавках в магазинах было пусто. Интересно только, чем люди питались. И население росло. Вероятно, на манне небесной.
Я сама жила при социализме, причем не только в Москве, в основном мне пришлось жить в провинции, и, честно скажу, никаких ужасов не видела. Более того, социализм всегда сохранял для меня привлекательность, как бы его не ругали вокруг. Я честно пыталась убедить людей, но тогда было модное словечко – «привилегии». За этим словом в действительности мало что стояло, но оно помогло разрушить нашу страну.
Если выдвинуть, как объединяющее начало, идею социализма, то, прежде всего, нужно договориться, что мы сегодня понимаем под этим словом.
Классический социализм предполагает отсутствие эксплуатации человека человеком. Это возможно только в отсутствие класса буржуазии. Но хотим ли мы уничтожить этот класс прямо сейчас? Я не считаю это возможным. Напротив, для обеспечения развития страны необходимо сотрудничество с национальной буржуазией. Я пишу с «национальной», чтобы отделить ее от компрадорской буржуазии, которая считает нужным вывозить капиталы на запад, восток и в другие места.
На первом этапе построения социалистического общества, союз с национальной буржуазией необходим. Можно обратиться к опыту Советского Союза – вспомните НЭП, а можно к опыту Китая. Мао Цзедун писал, что революционные преобразования в стране делает пролетариат в союзе с беднейшим крестьянством, середняками и национальной буржуазией, отмечая пролетариат, как наиболее активную и сознательную часть населения. Вот только на момент китайской революции его в стране почти не было. Что-то около 1% населения. Вероятно, поэтому, китайцы, как последовательные марксисты, социалистическую революцию делать не стали, ограничились демократической, и приняли программу строительства социализма.
Сейчас в России примерно такая же ситуация. Промышленного пролетариата практически не осталось, сельского тоже, когнитариат еще не сложился. Зато есть пролетарии – промышленные, сельские и умственного труда и буржуазия. Причем, тоже не как класс, с едиными чаяниями и интересами, а в виде отдельных личностей. Классов сейчас как таковых нет. Значит, нужно опираться на то, что есть.
Почему опыт Китая лучше опыта НЭПа? Вспомните произведения Ильфа и Петрова, вспомните, чем закончился НЭП. НЭП закончился расстрелами и лагерями. Причем, сегодня можно с полной уверенностью сказать, что и стрелять и сажать было за что. За коррупцию. Китайцы не затягивают процесс, не ждут, когда чиновники проворуются всерьез и борются с коррупцией постоянно. Кстати, там до сих пор расстреливают по этой статье несколько человек в год.
Так вот, пока общество будет представлено классом пролетариата (я имею в виду и промышленный, и сельскохозяйственный, и умственный) и национальной буржуазии, в обществе сохранится тенденция к коррупции.
Итак, не социалистическая Россия, а просто Россия. С экономической программой построения социализма на основах чего-то вроде НЭПа.
Далее. Принцип «обогащайтесь», который культивируется последние 20 лет нужно списать на свалку истории. В самом деле, зачем нужно богатство? Я имею в виду серьезное богатство? По большому счету это самоцель. Чтоб смотрели и завидовали. А если не завидовать? Ведь не интересно будет! Хотя, друг перед другом хвастаться. Но, это больные люди. Ну чем тут можно хвастаться? Тем, что ловко обобрали своих сотрудников, недоплатив им зарплату, потому что они лохи, и покупателей товара, потому что они тоже лохи, и им можно что-то впарить?
При социализме никто, или почти никто, не восхищался Рокфеллером. Восхищались Юрием Гагариным и Сергеем Королевым. Слова «если ты такой умный, то почему такой бедный», тогда и в голову никому не приходили.
А что, собственно, человеку надо?
Человеку, прежде всего, нужна свобода. Свобода от нужды, свобода от страха за завтрашний день, свобода от одиночества, свобода творчества. Свобода найти себе работу по душе, свобода получить образование по способностям, медобслуживание по потребностям, свобода жить, не тратя всю свою жизнь просто на то, чтобы выжить.
Лучшая песнь о несвободе, которую я знаю, в Одиссее Гомера.
«Мучит заботой во всякое время голодный желудок
Бедных, которым бродить суждено по земле без приюта».

Прохоров предлагает сегодня трудиться по 60 часов в неделю, чтобы заработать. Причин для такого предложения несколько. Первая – возможность не повышать людям зарплату, а предложить больше работать, если они хотят больше получать. То есть, повышение степени эксплуатации трудящихся их же собственными руками. Но есть и другая причина, не менее важная. Если люди будут работать 60 часов в неделю, им просто некогда будет остановиться и подумать, что же в действительности происходит вокруг. То есть стабильность гарантирована. Единственное, снизится воспроизводство рабочей силы, да ведь она никому не будет нужна. Вот сейчас советские основные фонды обветшают и развалятся, и работники просто не будут нужны! Так что, к черту воспроизводство. Если работать будет негде, а в обществе будет полно здоровых, образованных людей, еще взбунтуются, глядишь. А так останутся выжатые до предела доходяги, вот и беспокоиться не о чем.
И здесь мы сталкиваемся с целью социалистического производства. Цель капиталистического производства – прибыль. Цель производства при социализме – удовлетворение потребностей общества и всех членов общества. Значит, не нужно много работать, нужно производить товары с длительным сроком полезного использования везде, где это возможно. Кстати, это хорошо так же для рационального использования ресурсов планеты. И ничего нового я не предложила. Это хорошо знакомое старое. Вспомните старинную мебель в старинных замках – уже не первую сотню лет служит. И антиквариат до сих пор стоит немало. Да, единовременные затраты на ее производство больше, но с точки зрения общественной целесообразности, она выгоднее.
Значит, еще одним лозунгом социализма станет удовлетворение потребностей всех членов общества с учетом общественной целесообразности. То есть без излишеств. Что я считаю излишествами? Ну, я считаю ими даже больше благ, чем основная масса людей. Например, так ли нужны загородные дома и дачи? На мой взгляд, достаточно будет домов отдыха. К слову, именно так поступают в Китае. Еще явные излишества - личные яхты, самолеты и тому подобные вещи. То есть вещи достаточно дорогие и затратные, но которые нужны каждому конкретному человеку очень редко.
Если не пытаться произвести явные излишества и делать более долгоиграющие товары, будет возможно сократить рабочую неделю до 30 часов, т.е. 6-ти часового рабочего дня, чтобы оставалось время на семью, детей, самообразование, творчество, самореализацию.
Что может быть приятнее познания, общения с друзьями и любимыми и творчества, в чем бы оно не выражалось – научные разработки, художественные, и т.п. Если, по словам С. Кургиняна животные готовы отдать жизнь для познания истины, то, что говорить о человеке? Мы не крысы!
Вот только в постоянной борьбе за выживание, как сейчас, постоянной нехватки времени, постоянной работе на пределе сил, мы становимся хуже, чем крысами. Сначала до полусмерти устаем на работе, потом пытаемся найти отдохновение в водке и низменных развлечениях, типа Дома-2.
Вспомните Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:
Нет меры хмелю русскому.
А горе наше меряли?
Работе мера есть?
Вино валит крестьянина,
А горе не валит его?
Работа не валит?
Мужик беды не меряет,
Со всякою справляется,
Какая не приди.
Мужик, трудясь, не думает,
Что силы надорвет,
Так неужли над чаркою
Задуматься, что с лишнего
В канаву угодишь?
………………..
Пиши: В деревне Босове
Яким Нагой живет,
Он до смерти работает,
До полусмерти пьет!.."

О высоком думать уже не успеваем. Высокое забыто и отброшено. В жизни не остается места для радости, а ведь ЧЕЛОВЕК РОЖДНЕН ДЛЯ РАДОСТИ!
В погоне за обеспеченной жизнью мы теряем саму жизнь.
Не нужно большого богатства, нужна возможность заработать на обеспеченную жизнь, не тратя на эту всю жизнь. Нужна жизнь, посвященная интересам общества и духовному и физическому развитию. Нужна жизнь в обществе, там, где ты нужен и дорог людям, и люди нужны и дороги тебе. Человек не должен быть один. И человек, еще раз повторюсь, должен знать, что его труд полезен обществу, полезен людям. Может быть, эта мысль будет достаточно привлекательной для людей?
Как этого достичь?
Конечно, необходимо вернуть все инструменты планирования и ценообразования. Мы уже убедились, рынок сам ничего отрегулировать не может. А уж цены в последнюю очередь! Необходимо жесткое регулирование трудовых отношений – и на государственных, и на частных предприятиях.
Экспортно-импортные операции должны быть в руках у государства, а не отдельных компаний. То есть, компании, конечно, могут принимать в этом участие. А могут и не принимать. Государство заказывает товары по твердым ценам для продажи за рубежом, на вырученные деньги покупает – ох, сейчас, как сто лет назад, покупать нужно не товары, а станки и оборудование. И третий раз за эти же 100 лет начинать индустриализацию страны.
Естественные монополии тоже, естественно, должны быть в руках у государства.
Нет, честное слово, легко быть эффективным менеджером, когда затрат ноль, а навар с учетом мировых цен. А мировые цены складывались с учетом всех необходимых затрат. А затрат ноль потому, что все затраты сделали «при советах», а сейчас нужно быстро-быстро слизать сливки, пока есть что слизывать.
Министерства должны заниматься тем, для чего созданы и отвечать за свою деятельность. В том числе и министры лично. И сотрудники министерств. Тоже лично. А то упал самолет или долетел куда-никуда, министру от этого ни жарко, ни холодно.
Как к этому перейти сегодня?
Это вопрос, требующий серьезной проработки, и не терпящий поспешных ответов.