виртуальный клуб Суть времени

Завершилась операция по спасению челюскинцев


Ледовый лагерь челюскинцев

В 1932 г. небольшому ледокольному пароходу «Сибиряков» удалось впервые в истории пройти по трассе Северного морского пути в одну навигацию, без зимовки. Спустя год на пароход «Челюскин» была возложена задача повторить подобный рейс, проверив, насколько морской путь вдоль побережья Сибири доступен для транспортных судов, а также доставив на остров Врангеля зимовщиков и оборудование. Рейс возглавил советский полярник О.Ю.Шмидт. Вышли из Ленинграда 16 июля 1933 г. К 4 ноября «Челюскин» вошел в Берингов пролив, однако затем судно было увлечено назад, в Чукотское море. 13 февраля 1934 г. на «Челюскин» двинулся ледяной вал высотой до 8 метров, пароход был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Заранее подготовив всё необходимое на подобный случай, экипаж в составе 104 человек выгружается на льдину. Жизнь в палаточном лагере на дрейфующей льдине продолжалась два месяца. Все это время не прекращались научные наблюдения. Для спасения «Челюскина» была организована правительственная комиссия, сформировавшая четыре авиационных отряда. 5 марта 1934 г. лётчик А.Ляпидевский на самолёте Туполева АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. Следующим к лагерю 7 апреля пробился отряд Н.Каманина. За неделю летчики вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 г. Все 104 участника экспедиции были спасены. Москвичи торжественно встречали челюскинцев. Спасавшие экспедицию летчики (Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнёв, Водопьянов, Доронин) стали первыми Героями СССР, бортмеханики были награждены Орденами Ленина, экипаж и пассажиры «Челюскина» - Орденами Красной Звезды.

ВложениеРазмер
13 апреля.png59.77 КБ