20 октября в саратовском областном доме работников искусства прошло собрание кино-клуба “Суть Времени” с просмотром и последующим обсуждением фильма “Семейная тайна Антона Макаренко”.
Как отмечалось в нашей аннотации, фильм рассказывает о неизвестных фактах биографии педагога. Собравшимся было интересно обсудить не столько семейные тайны Антона Семеновича, сколько поговорить о методике воспитания советского педагога.
Сам фильм – документальный и был снят государственным каналом, режиссер – Галина Огурная. Галина Огурная участвовала в съемке многих документально-исторических фильмов с кричащими названиями “Кто заплатил Ленину?Тайна века!”, “Тайны века – наркоз для наркома – Михаил Фрунзе” и др. Общая стилистика фильма подчеркнуто антисоветская, использующая различные техники создания эмоционального оттенка. Аудио ряд представлен трагической музыкой и низкими тонами, что дополнительно создает чувство тревоги у зрителя. Многие факты представлены однобоко, аргументация страдает. Показательный момент такой аргументации – слова Екатерины Сергеевны Васильевой : “Макаренко ехал в поезде и знал,что его арестуют… или не знал?”.
Вот как после просмотра прокомментировал фильм координатор нашей ячейки Евгений Александрович Синельников: ”Вообще, антисовестких тараканов полно, но факты какие-то представлены, хоть и с разной степенью объективности… Один из наших участников не смог сдержать смеха, когда про Макаренко повёл речь Григорий Явлинский – настолько они идеологические антиподы с Макаренко“.
Григория Алексеевича Явлинского и известную советскую актрису Екатерину Сергеевна Васильева объединяет то, что их родители – воспитанники коммуны А.С. Макаренко. А.С.Макаренко руководил колонией для беспризорников в 20-е годы. Приняв на свои руки уголовников – многие из детей участвовали в гражданской войне на стороне бандитских формирований и сознательно занижали возраст для избежания расстрела – он воспитал из них честных людей,ни один из которых не попал в тюрьму, не стал предателем в годы Великой Отечественной Войны.
Первая колония была названа в честь Алексея Максимовича Горького, чем последний был крайне польщен. Колония имени М. Горького занималась производством электродрелей, обуви и др. товаров. Последующая трудовая коммуна-колония А.С. Макаренко производила знаменитые фотоаппараты ”ФЭД”. Макаренко – автор “Педагогической поэмы”.
А.С. Макаренко:
"Я исповедую бесконечную, бесшабашную и безоглядную уверенность в неограниченном могуществе воспитательной работы, в особенности в общественных условиях Советского Союза. Я не знаю ни одного случая, когда бы полноценный характер возник без здоровой воспитательной обстановки или, наоборот, когда характер исковерканный получился бы, несмотря на правильную воспитательную работу."
Обсуждение фильма и дискуссия.
Основные моменты дискуссии касались воспитательных методик А.С. Макаренко. Вот некоторые тезисы,прозвучавшие за вечер :
Вот как описывает А.С Макаренко разницу подходов к воспитанию в капиталистическом и социалистическом обществах:
“Хозяином в семье был отец. Он управлял материальной борьбой семьи, он руководил ее трудной жизненной интригой, он организовывал накопление, он учитывал копейки, он определял судьбы детей. Отец! Это центральная фигура истории! Хозяин, начальник, педагог, судья и иногда палач, это он вел семью со ступеньки на ступеньку, это он, собственник, накопитель и деспот, не знавший никаких конституций, кроме божеских, обладал страшной властью, усиленной любовью. Но у него есть и другое лицо. Это он пронес на своих плечах страшную ответственность за детей, за их нищету, болезни и смерть, за их тягостную жизнь и тягостное вымирание. Эту ответственность десятки веков перекладывали на него хозяева жизни, грабители и насильники, дворяне и рыцари, финансисты, полководцы и заводчики, и он десятками веков нес ее непосильное бремя, усиленное тою же любовью, и стенал, страдал и проклинал небо, такое же невинное, как и он, но отказаться от ответственности не мог. И от этого его власть становилась еще священнее и еще деспотичнее. А хозяева жизни были довольны, что всегда к их услугам эта одиозная фигура ответчика за их преступления, фигура отца, отягченная властью и долгом. Советская семья не может быть отцовской монархией, так как исчезла старая экономическая семейная динамика. Наши браки не совершаются по материальным соображениям, и наши дети ничего материального существенного не наследуют в семейных границах. Наша семья – это уже не уединенная группа отцовских владений. Члены нашей семьи от отца до вчера родившегося ребенка – члены социалистического общества. Каждый из них несет на себе честь и достоинство этого высокого звания. И самое главное: для каждого члена семьи определен и обеспечен в великолепном ассортименте, в государственном масштабе выбор путей и возможностей, и победоносное шествие вперед каждого человека теперь зависит больше от него самого, чем от семейной мобилизации.”