виртуальный клуб Суть времени

Актуальные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в российских ВУЗах на современном этапе

Аватар пользователя Михаил Левченко

Сергеев Александр Леонидович
участник рабочей группы "Юридический фронт"
кандидат юридических наук.

От автора:
 
На сегодняшний день весьма остро ощущается проблема в настоящих профессионалах юридического профиля. Несмотря на большое количество юридических факультетов внутри страны,  уровень их работы, к сожалению, в большинстве своём, остаётся на низком уровне. Но даже в ВУЗах, уверенно зарекомендовавших себя в рамках образовательной деятельности, не всегда учитываются потребности современности, обязывающей юриста разбираться не только в проблематике теоретико-правовых вопросов,  но также иметь хорошую профессиональную и просто жизненную интуицию для решения конкретно-практических дел. Настоящая статья, посвящённая проблемам преподавания гуманитарных дисциплин, направлена на  решение вопроса о том, как организовать педагогическую деятельность для достижения указанных целей.
Автор выражает надежду, что указанный материал будет полезен активистам "Сути времени"  при проведении совместных тренингов, а также при работе с людьми, имеющей целью донесение до них и объяснение им определённой необходимой информации

Вступление

Настоящая статья посвящена многомерной проблематике преподавания гуманитарных дисциплин в российской высшей школе. Её написание вызвано тем, что последние годы в этой сфере наблюдаются серьёзные кризисные тенденции. Нам пришлось заниматься преподавательской деятельностью в течение 7 лет, работая со студентами самого различного профиля. Предметы, преподаваемые нами, входили в гуманитарный блок (история, политология, правоведение, конституционное право, а также специальные курсы правовой и социально-политической направленности). По ходу работы мы пришли к выводу, что состояние современной матрицы преподавания нуждается в глубоком изменении. Несмотря на то, что каждый год выпускается большое количество методических пособий и проводится множество круглых столов, посвящённых вопросам обучения дисциплинам гуманитарного блока, научное сообщество, как правило, обходит стороной базовые, глубинные характеристики данного вида деятельности, равно как и его основополагающие целевые установки. Неразработанность данного комплекса проблем во многом является причиной, вследствие которой сам процесс обучения в высшей школе не является столь успешным, каким он в идеале мог бы быть. Основной проблемой, имеющей место на сегодняшний день в данной сфере, является нереализованность духовного и интеллектуального потенциала студента, равно как и специалиста, недавно получившего диплом о высшем образовании и приступившего к практической работе. К сожалению, последнее время всё чаще приходится говорить о психологической надломленности нынешних и в особенности вчерашних студентов, связанной прежде всего с неготовностью встретиться с реалиями современной жизни. Идеальные модели, изучаемые студентами в курсе политических, социологических и правовых дисциплин, а порой и вбиваемые им в голову силой принуждения, очень часто оказываются либо вовсе устаревшими, либо идущими в противовес с повседневной жизненной практикой. «Программирование» студента подобным образом провоцирует его столкновение с жизненными рифами и последующими крайне негативными последствиями для его личностной и профессиональной составляющих.
Задачей этого исследования является заполнение вышеуказанного вакуума. Матрица преподавательского процесса должна быть максимально оптимизирована с основополагающей целью формирования специалиста высокой квалификации, готового к жизни и понимающего слагаемые той специальности, которой он обучается.
Мы выражаем надежду, что данные разработки станут материалом для дальнейших дискуссий и в том или ином виде повлияют на положение дел в области преподавательского процесса.

Глава1. Целеполагание в преподавательском процессе: каково оно?

Базовое целеполагание – основа любой человеческой деятельности. Оно отвечает на вопрос о её предполагаемых результатах и критериях успешности. Несмотря на существование на сегодняшний день множества разноуровневых программно - методических документов, призванных обеспечить надлежащее качество преподавания гуманитарных дисциплин, нам не удалось обнаружить в них подобного рода отправных точек. Исходя из этого, считаем правильным их определить самим:
1. Формирование личностных основ. Ментальные свойства обучающегося должны быть в процессе получения образования максимально развиты и актуализированы. Человека необходимо зажечь многообразием жизни, её красками, моделями, образцами, наделить любовью к изучаемому предмету и объектам, осваиваемым в процессе обучения. Студента и аудиторию в целом следует «вдохновлять на жизнь», передавая в процессе общения жизненный опыт, знание, понимание различных жизненных и профессиональных ситуаций. Только создание ауры максимальной открытости, ментального диалога, обширного энергообмена позволит преподавателю стать «инженером человеческой души», в максимальной степени влияющего на дальнейшую судьбу обучающегося.
2. Формирование системы ценностей. Реализуя первое из обозначенных начинаний, нельзя не заниматься формированием ценностной основы обучаемого. Чувство патриотизма, любви к людям, к жизни, стремление внести максимальный вклад в дальнейшую профессиональную деятельность и в жизнь общества в целом – все это может быть актуализировано посредством правильно заданных дискуссий, обсуждений, имеющих определённые рамки и верное онтологическое содержание.
3. Формирование основ профессиональной интуиции. Давая материал на лекции и семинаре, необходимо проводить его постоянное жизненное препарирование. Рассказ об имевших место ситуациях, примеры из жизни, демонстрация того, как работает указанная конструкция на практике – всё это способствует «введению в реальность» студента, развитию у него внутренних чувственных аттракторов, которые способны оказать ему в дальнейшей жизни серьёзную помощь. Благодаря механизму интуитивной актуализации часто бывает так, что знания, полученные в рамках одного предмета, оказываются весьма полезными в совершенно иных сферах жизни и профессиональной деятельности.
Вышеуказанные цели достигнуть непросто. Они требуют от преподавателя постоянной самоотдачи и большой работы над собой. Педагогу требуется непрестанно «держать руку на пульсе» жизненных изменений, как непосредственно касающихся преподаваемого предмета, так и иных процессов в обществе. Кроме того, подобное целеполагание требует особой методологии, применять которую необходимо в работе как с аудиторией в целом, так и с отдельно взятым студентом. Попробуем обрисовать систему методов, позволяющих добиваться на практике указанных целей:
1. Работа с ментальностью человека. Любой процесс преподавания – это, прежде всего, процесс глубинного ментального диалога преподавателя со студентами. Давая материал, необходимо непрерывно отслеживать, как тебя слушает аудитория, какие задаёт вопросы, какие внутренние струны (эмоциональные, душевные, духовные, когнитивные и др.) затрагиваются в максимальной степени. «Пространство контакта» следует постоянно расширять, последовательно увеличивая интеллектуальную и духовную нагрузку и придавая большое значение формирующимся человеческим отношениям в процессе совместной работы.
2. Активизация «внутреннего диалога». Работа с ментальностью заставляет наращивать объём общения, ведущего к выработке общего взгляда и общего понимания на обсуждаемый предмет. Профессиональный опыт говорит о том, что подобный диалог полезен не только студенту, но и преподавателю, так как он в значительной степени позволяет по-новому посмотреть на изучаемый предмет и даёт возможность увидеть и сформулировать новые идеи.
3. Формирование «информационного каркаса». Освоение ни одного гуманитарного предмета невозможно без запоминания определённой системы положений, понятий и категорий, являющихся своего рода «азбукой» любой научной дисциплины. Эту систему в каждом отдельном случае следует сделать предельно конкретизированной, причём, должно быть чёткое понимание того, что из этого должно быть заучено наизусть, а что может быть понято при простом разъяснении. Информационный каркас - своего рода скелет, на который дальше нанизывается «живая ткань» изучаемого предмета.
4. «Введение в жизнь». Этот приём позволяет каждую информационную конструкцию, изученную на лекции или на семинаре, поместить в «воду» реальности и посмотреть насколько она подлежит видоизменению. К примеру, при изучении российского конституционного права во время прохождения главы 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» следует проводить краткий анализ того: 1)как сформировался каждый из конституционных принципов; 2) в результате каких условий он стал составной частью российской Конституции; 3) какова его повседневная реализация в современной России. Приводимые конкретные практические примеры позволят студенту активизировать внутреннее зрение и профессиональную интуицию, которые впоследствии смогут помочь решить сходные проблемы, возникающие на практике.
5. Использование междисциплинарного подхода. Последние десятилетия всё с большей силой доказывают невозможность познать истину, «нерв жизни», в рамках, методами и средствами отдельно взятой научной дисциплины. Исходя из этого, на лекциях и семинарах всё чаще приходится привлекать сопутствующий материал из философии, а также смежных научных дисциплин. К примеру, говоря о Конституционном праве США, нельзя не упомянуть американскую историю, а также хотя в самом общем виде указать на политические, экономические и духовно-культурные факторы жизни современных американцев. Такой подход делает усвоение материала живым, интересным и позволяет существенно расширить «коридор понимания» изучаемых процессов.
Системно применять данные навыки и технологии в рамках макросоциального пространства можно только в случае нового осознания места преподавателя и студента в жизни общества. В то же время существующие на сегодняшний день отношения между студентами и преподавателями должны быть существенно видоизменены. Об этом пойдёт речь в следующей главе.

Глава 2. Преподаватель и студент: проблема взаимоотношений

Последние три века российской высшей школе неуклонно уделялось весьма серьёзное влияние со стороны государства и общества. Её функции, однако, значительно менялись на протяжении всего времени. Их изменение серьёзно влияло на статус и положение находящегося внутри неё профессорско-преподавательского состава.
В дореволюционную эпоху высшее образование было достоянием единиц, а сама высшая школа была крошечным островком внутри российского общественного пространства. Положение профессуры было в значительной степени привилегированным, и добиться соответствующего положения было весьма трудно. Студент рассматривался как лицо, которое должно само осилить все препятствия, встречающиеся на пути, для того чтобы стать дипломированным специалистом и дальше продолжать карьеру.
Советская эпоха с её стремительной индустриализацией нуждалась в том, чтобы высшее образование становилось массовым. В то же время потребность в получении новых научных знаний, как фундаментальных, так и прикладных, диктовала государственной власти необходимость сохранения привилегированного положения профессорско-преподавательских кадров. Эти два начала обеспечивали необходимость всемерной поддержки профессорско-преподавательского состава со стороны государства с сохранением требования к работникам высшей школы уделять студенчеству значительное внимание (проведение учебно-методической работы, руководство практикой, институт кураторства и т.д.).
За последние двадцать лет ситуация в высшей школе сложилась воистину парадоксальная. С одной стороны, произошла значительная потеря социального статуса преподавателями в рамках современного российского общества. Это, в частности, выразилось в резко упавших трудовых доходах, а также на падении престижа указанной профессии в целом. Результатом указанных процессов стал уход из преподавательской среды многих талантливых кадров, при крайне слабой ориентации молодёжи на педагогическую деятельность. Всё это приводило к обескровливанию высшей школы и её деградации как социального института.
С другой стороны, социально-экономический и духовно-культурный регресс обусловил падение уровня жизни подавляющего большинства населения. В связи с этим, попадание вчерашнего школьника в студенты стало в значительной степени зависеть от материального и духовного благополучия отдельно взятой семьи, а также нацеленностью абитуриента на учёбу, его целеустремленностью и способностью в определённых случаях преодолевать сопротивление внешней среды. Таким образом, студенческий корпус большинства ВУЗов стала пополнять именно лучшая часть молодёжи, прошедшая «естественный» социальный отбор. В этих условиях многие преподаватели перестали поспевать за интеллектуальными потребностями студентов, а ученики всё чаще стали «перерастать» своих учителей.
Потребность выхода из системного регресса в современной России требует, прежде всего, создания качественно новых основ высшего образования. В связи с этим, на преподавателя будет ложиться обязанность стать духовным проводником студентов, человеком, от которого исходит свет знания и мощная жизненная энергетика. Преподаватель - это не просто контролёр, проверяющий степень вызубренности выученного урока, а транслятор системы знаний, идеолог и в то же время участник непрерывного последовательного диалога, старший товарищ, ведущий и помогающий освоению предмета.
Создание подобной атмосферы в профессорско-преподавательской среде невозможно без соответствующих усилий со стороны общества, без серьёзной государственной поддержки. На государственном уровне должна быть сформирована концепция, реализация которой позволит обеспечить достойный заработок преподавателям, и позволит вернуть былой престиж педагогической профессии. Необходимо также и осуществление строгого отбора в преподавательский состав, позволяющего пропускать только лучшие кадры для осуществления данного вида деятельности.
В данном контексте хотелось бы сказать несколько слов и об организационной стороне функционирования высшей школы как системного социального института. Несколько лет назад Россия стала участником Болонской Конвенции, в результате которой бывшая ранее одноступенчатая система высшего образования (специалитет) была заменена на двухступенчатую - «бакалавриат - магистратура». В результате этой скоропалительной замены в образовательной сфере произошли серьёзные системные сбои. Специалитет, рассчитанный в среднем на 5 лет, давал возможность глубоко усвоить фундаментальные дисциплины на первых курсах института, чтобы впоследствии подойти к специальным курсам, подводящим напрямую к той или иной узкопрофессиональной подготовке. Бакалавриат же сократил получение образовательной квалификации до 4 лет. В результате подобного сокращения очень многие базовые курсы оказались урезаны в часах, а дисциплины по узкоконкретным специальностям стали подаваться мозаично и фрагментарно. Следствием этого стало нарушение системного подхода и нарастание общей сумбурности в процессе обучения, что не могло не сказаться негативно на знаниях учащихся.
Особая сложность стала складываться с получением качественного магистерского образования. В магистратуру имеют право поступать все, в том числе и бакалавры, не имеющие базового образования. В результате занятия ведутся с учащимися, имеющими разный уровень и объём знаний. Разработкой магистерских программ занимаются различные кафедры при слабом уровне согласования, касающегося общего результата. Как следствие - получение магистром мозаичных, отрывочных знаний, что никак не может позитивно сказаться на его квалификационной подготовке. Всё это вместе взятое говорит о том, что существовавшая ранее система специалитета намного лучше учитывала российскую специфику, чем недавно вступившая у нас в силу система Болонская. Исходя из вышесказанного, интерес российской высшей школы и общества в целом состоит либо в возвращении к старой системе, либо в коренной переработке и адаптации системы новой к повседневным нуждам отечественного высшего образования.

Заключение

Настоящая статья посвящена базовым, основополагающим вопросам усовершенствования преподавательского процесса в гуманитарных дисциплинах. Указанной деятельности нужна целевая матрица. Подобная система целевых установок была в данном исследовании разработана и предложена. Помимо этого, в рамках статьи была сформулирована система методов, в соответствии с которыми указанных целей удаётся достигать.
В статье также говорится об эволюции места высшей школы в жизни общества. Ставится проблема того, какое место должен занимать преподаватель во взаимоотношениях со студентами и как эти взаимоотношения в идеале должны складываться.
Определённые выше аспекты приобретают особую значимость в период, когда Россия вынуждена стремительно преодолевать последствия социально - экономического и духовно - культурного регресса, длящегося уже третье десятилетие. Наше будущее во многом будет зависеть от того, какой сегодня будет наша высшая школа, и насколько качественно она сможет выполнять собственные функции. Мы надеемся, что настоящая статья будет способствовать активизации дискуссий по данному спектру проблем, с целью дальнейшей максимальной оптимизации процесса преподавания в отечественных ВУЗах.

Обсудить на форуме