24 ноября в Краснодаре состоялось событие, значимость которого трудно переоценить. Впервые за многие десятилетия состоялся диалог между патриотами, представляющими коммунистическую идеологию, и патриотами православными.
МУЗЕЙ ИМ. ФЕЛИЦЫНА, В КОТОРОМ СОСТОЯЛАСЬ КОНФЕРЕНЦИЯ.
Интерес к нашей конференции был огромен - мне написали десятки людей из разных регионов России, а также ближнего и дальнего зарубежья. К сожалению, приехать в Краснодар лично, да еще в конце ноября, смогли всего несколько человек, но очень хотелось бы, чтобы наше начинание было продолжено в других городах, и прежде всего - в столице, где число участников было бы на порядок выше.
В ходе конференции выяснилось, что фундаментальные представления о правильном устройстве общества в христианской и в красной идеологии во многом совпадают. Совпадают и аксиологические горизонты наших миров. Однако было бы интереснее заострить внимание на тех моментах, где выявились расхождения во взглядах, а именно несколько таких моментов было выявлено в ходе обсуждений.
Так, в первой части заседания проф. Т.А. Хагуровым был выдвинут тезис о противоречии межу христианским и коммунистическим пониманием человеческой природы. Христианские богословы считают природу человека порочной, способной трансформироваться лишь с помощью Божией. Коммунистическое же мировоззрение предполагает не только стремление к идеалу, но и качественное изменение человека через пробуждение и раскрепощение высших творческих способностей (тезис С.Е. Кургиняна). Этому вопросу, в частности разъяснению вопроса о свехмодерне, было посвящено выступление Н.Г. Храмовой.
От себя лично могу предположить, что причиной данного противоречия является одно обстоятельство. В данном случае наша постановка вопроса о пробуждении и совершенствовании человека, возможно, несколько смахивает на проявление гордыни для понимания типично христианских мыслителей (а гордыня является тяжким грехом). Однако замечу, что как моральный кодекс строителя коммунизма, так и нормы социалистической этики одними из главных добродетелей считают личную скромность и самоограничение, немыслимое для горделивого человека-потребителя, считающего, что он всего достоин.
Другая проблемная точка нашего взаимопонимания, выявленная конференцией, - это вопрос о хилиазме. Дело в том, что в богословских кругах под хилиазмом понимается именно ересь, осужденная в 255 году на поместном Александрийском соборе (см об этом, например, здесь http://ruskline.ru/analitika/2011/01/22/o_eresi_hi... и здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B8%D0%BB%D0..., а также здесь http://www.apocalyptism.ru/Chiliasm-Kapitanchuk.htm). По этой причине типичному христианскому мыслителю показалось неуместным наше пользование термином "хилиазм" в вопросах взаимодействия с церковными кругами. Другие участники конференции (выступающие с "красных позиций") возразили, что Книга Откровения, последняя их канонических новозаветных, тоже говорит о Царствии Божием на земле, и не считается еретической (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1...). Лично я возразила, что под термином "хилиазм" в нашем случае понимается не ересь и не представления о физическом воскресении и тысячелетнем царстве, а некий концепт справедливого общества будущего, который складывался в социалистических теориях, начиная с 16 века (см. здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%82%D0%BE%D0...). Именно в значении стремления к справедливому общественному устройству, предполагающему обновление человеческой природы, хилиазм и понимается сегодня С.Е.Кургиняном, как мне представляется.
Примиряющим аккордом прозвучала речь профессора А.Э. Шпакова, председателя миссионерско-просветительского отдела краснодарской епархии, предупредившего собравшихся о смертельной опасности доктринерства в нашей ситуации и подчеркнувшего необходимость диалога и сотрудничества всех здоровых политических сил современного мира. Видео с 1 части конференции смотрите здесь
Во второй части заседания прозвучали доклады об опыте взаимодействия христиан и коммунистов в латинской америке (М.Рыжова и Э Крюков), об онтологическом единстве красной и христианской метафизики, раскрывающемся через феномен творчества (АШабалина), о глубокой исторической подоплеке взаимодействия коммунистического движения с христианством (В.Прись), о возможностях и перспективах нашего сотрудничества и основаниях для него (Р.Плюта А. Безверхиий и другие). В перерывах между докладами продолжали дискутироваться вопросы, затронутые в первой части заседания. Подчас вопросы к докладчикам занимали внимание больше, чем сам доклад. Завершилось бурное обсужение подведением итогов - участники и гости высказали свои впечатления, пожелания и напутствия. Видео этой части можно посмотреть здесь
Подводя итоги конференции, хотелось бы напомнить представителям православных кругов, истово защищающих отделенность РПЦ от всякой иной идеологии и вообще непричастность церкви к вопросам политическим, пример из нашей славной истории. А именно - пример, поданный святым благоверным русским князем Александром (Невским), не побоявшимся пойти на политический союз с татаро-монгольскими завоевателями ради победы над грозным западным врагом - католическим воинством псов-рыцарей, поддержанных всей мощью объединенной Европы, руководимых римским папизмом и разгромивших к 13 веку уже не только Византию, но и все западные славянские государства и принудивших западных славян к смене вероисповедания на католическое. Даже с иноземными завоевателями святой князь вступил в союз - неужели так страшны вам собственные соотечественники? Неужели ваши интересы дальше от наших, чем интересы княза Александра от интересов монгольских кочевников-завоевателей? Неужели вы не видите, что враг, стоящий у наших границ сегодня, не менее опасен, чем псы-рыцари в 13 веке, и победит его можно, только максимально собрав в кулак народную волю и организовав сопротивление как общенародный процесс, действующий в едином порыве, с одной мыслью, и в едином духовном подъеме? Чтобы создать такой подъем, коммунистический вождь Иосиф Сталин некогда не побоялся повернуться лицом к церкви, благодаря чему объединенный советский народ начал побеждать в страшнейшей из мировых войн и победил.
Чтобы победить сегодня, нам нужно собрать воедино все разрозненные звенья цепи - всех, кем движет не жажда наживы, не мания собственной значимости, не убогие потребительские стандарты, а искреннее стремление к идеальному во всех сферах бытия, - то есть, людей, объединенных едиными аксиологическими и онтологическими горизонтами. Такие люди в наше время собрались под знаменем возрождения СССР - и возрождения его в мировом масштабе, потому что только такое государство, которое учтет весь опыт и ошибки своих предшественников, способно создать справедливый общественный строй. Только социализм и христианство ВМЕСТЕ способны победить хищного зверя капитализма. Задумайтесь, дорогие братья христиане, а может быть это и есть тот самый зверь, вышедший из бездны, о котором пророчествовал Иоанн Богослов в Откровении?
Ради этого будущего мы объединяемся! Самое главное, что нас объединяет, - это способность и потребность любить, противопоставленная страсти разрушения, обуявшей наших противников так же, как некогда третий рейх. А потребность любить предполагает творческую силу созидания, и главное, что нам нужно воссоздать - это мы сами как человеческая общность. Это воссоздание означает также и возрождение нового великого государства, которое сможет объединить народы и направить великую реку мировой истории в созидательное русло. До встречи в СССР!
Обсуждение итогов конференции здесь http://vk.com/event40030445 и здесь http://ana-asia.livejournal.com/117312.html
скачать видео и аудио-дорожку конференции можно здесь http://komiunity.ru/sutvremeni/konferenciya-xristi...
фотоотчет о конференции
На экскурсии по Краснодару накануне конференции (мы и наши гости)
Музей им Фелицына
А. Э Шпаков
Н.Г. Храмова
Э.В. Крюков
В. Прись
Т.А. Хагуров
Учение о сверхмодерне и притча о сеятеле...
Наши слушатели
Осталось поблагодарить за проделанную работу операторов Павла и Светлану Леонтьевых, фотографа Кирилла Соболева, директора музея Андрея Еременко, и всех кто помогал в подготовке и проведении конференции! Особая благодарность за открытие данного направления в нашей работе и за поддержку лично Сергею Ервандовичу Кургиняну, Марии Рыжовой и Эдуарду Крюкову!!! А также всем сотрудникам ЭТЦ и участникам СВ, кто принимал хоть какое-то участие.