Перевод осуществлён Клубом «Суть Времени»
'The Guardian', Великобритания
Стоит бороться за личную Интернет-свободу, не правда ли?
Дата публикации: 05-04-2013
Как могут быть использованы гигабайты данных о наших действиях и предпочтениях через несколько десятилетий?
Благодаря нынешним технологиям каждый может быть сразу и автором и публикой, не говоря уже о том, что мы можем быть своими собственными журналистами, секретарями, агентами и послами на неполный рабочий день. Несмотря на то, что есть те, кто сторонится социальных сетей, для большинства из нас «личность» — это образ, который мы создаём для остальных, и состоит он из бесчисленных комментариев, меток, статусов, изображений и полузабытых заполненных бланков.
Журналисты и официальные представители уже давно уяснили, что нам не дано проконтролировать, чем отзовётся наше слово. Стоит что-либо написать или произнести, как слова становятся собственностью мира, превращаясь в пищу для сплетен и мнений, становятся частью мстительной вечности точного и неточного цитирования. Когда же дело касается наших он-лайн излияний, о каком-либо забвении можно забыть. Данные лишь копятся, а количество способов использования этих данных превышает любые ожидания.
Тем не менее, стоит попытаться представить, как могут быть использованы такие данные. Что может стать через десятки лет с тысячами слов и изображений, опубликованными каким-нибудь подростком, а также с гигабайтами данных о его действиях и предпочтениях? С помощью нужных алгоритмов можно уложить эти данные практически в любой контекст: от кредитных баллов до выплат по страхованию здоровья и автостраховке, от показателей работоспособности и влияния до величины собственного капитала компании.
Поэтому в Евросоюзе сейчас стали уделять большое внимание пересмотру правил по защите информации и так называемому «праву на забвение» , законопроекту, который поднимает важные вопросы: что вообще считать личными данными, на кого ляжет всё бремя доказательств и административных действий и насколько вообще такой порядок подойдёт для нынешних бизнес-моделей.
Для кого-то это заранее проигранная битва, не стоящая даже обсуждения. Когда вы соглашаетесь с правилами и условиями использования некоего сервиса, то, как они утверждают, вы знаете, на что идёте. А если сервис ещё и бесплатный, то вам придётся согласиться с тем, что ваши слова и действия сами станут товаром на продажу.
Это очень удобный, годный для любого случая довод: либо пользуйся и молчи, либо не пользуйся. Здесь, однако, не учитывается, насколько часто якобы выбор услуги становится всё менее добровольным. Не хотите иметь мобильный телефон, учётную запись в социальной сети или предоставлять интернет-магазинам личные данные? Тогда забудьте о всё большем числе вакансий, программ страхования и правительственных услуг. И не забывайте, что из-за пробелов в информации о вас всякий раз, когда вы появляетесь в сети, такое присутствие будет считаться ненадёжным целым рядом алгоритмов.
Разумеется, навести панику очень легко, но ведь и впрямь похоже, что защита личной информации однажды станет той самой скалой, о которую разобьётся утопическое видение технологий. В этом видении открытость по умолчанию считается благом, а слово «бесплатно» ассоциируется со «свободой» - вера, которую сложно поддерживать в свете последствий передачи личной информации третьим (четвёртым, пятым) сторонам.
Как замечает писатель и учёный-программист Джарон Ланир в своей последней книге «Кто владеет будущим?» : «Слишком просто забыть о том, что «бесплатно» означает, что кто-то другой будет решать, как вам жить». В том виде, в каком они есть сейчас, большинство бесплатных и открытых интернет-бизнесов зиждется на гигантской разнице между тем, что отдают многие — подробную, постоянно обновляемую личную информацию — и тем, что получают немногие: прибыль, знания и бесконечное и бесконтрольное обладание ими.
Перераспределить баланс будет куда сложнее, чем просто отметить данные, подлежащие удалению. Тем не менее, за это в высочайшей мере стоит побороться. Если мы хотим защитить свои права, как граждане 21 века и равноправные члены общества, мы должны защищать наши цифровые отражения также, как мы защищаем личную свободу: свободу от лжи и оскорблений, бессрочных задержаний, безапелляционных приговоров или закрытых судебных заседаний.
Всё вышеуказанное говорит о том, как сейчас работают некоторые информационные системы: так, словно мы сами не более, чем данные. Однако, как сказал тот же Ланир: «Люди — это единственные источники и получатели информации, и любые машины существуют только ради них». Мы не должны предавать дары наших собственных инструментов тем, что мы принижаем самих себя.
Вложение | Размер |
---|---|
britain_80_auto.png | 8.17 КБ |
babys-and-mans-hand-on-ke-008.jpg | 30.7 КБ |
guardian_co_uk_auto_auto.gif | 4.26 КБ |