С небольшим опозданием публикуем отчет о проведении фотовыставки "Архитектура коммунизма. Город солнца" (фотоальбом с открытия).
Отличительной чертой выставки "Архитектура коммунизма" в Сыктывкаре было органичное вкрапление профессиональных астрофотографий (с развернутыми комментариями) Сыктывкарского клуба любителей астрономии на основе выставки "Сыктывкар - Кассиопея". На фоне возвышенных, необычных, бросающих вызов приземленному, архитектурных изысканий, космические сюжеты распространяли вокруг себя фундаментальность Замысла, вбирая в себя устремленность воли людей, мечтающих о постижении неведомого, открытии новых перспектив, выражении нераскрытого потенциала человека, его нужде в большом, светлом и вечном.
Еще до "Города солнца", посетителя встречали пейзажи космоса астровыставки и спецвыпуск "Шагов истории"про советский космос, настраивая на дальнейшее погружение.
Далее путь лежал в основной зал, где можно было услышать о перипетиях советского пути, об альтернативности движения в то позднесоветское время и надо признать, в нынешнее время тоже. Фотографии экспериментальной архитектуры, собранные не без помощи участников клуба "Сути времени" доказывали, что есть еще порох в пороховницах, что можно выстрелить в направлении антирегресса и после рассеивания пороховых газов увидеть те препоны, что мешали движению в необходимом направлении.
После вводной части, слово предоставлялось одному из авторов астрофотографий и администратору нового сайта об астрономии - focus-komi.ru, презентация которого была направлена на то, чтобы вызвать интерес к астрономии, в частности к наблюдению за ночным небом и фотографированию того, что невооруженный человеческий глаз рассмотреть не в состоянии, равно как и без высоких смыслов стремиться к обустройству справедливой жизни для всех.
Специальный гость председатель Союза архитекторов РКоми, Леонид Федосов, расставил все точки над i в ходе своего выступления, выставив на пути правильные указатели.
Леонид Федосов: или мы будем жить при коммунизме или не будем жить вообще (видео)
Леонид Федосов: архитектура коммунизма – светлое состояние человечества (видео)
На этом открытие выставки не завершалось. Путь пролегал через возможность сразу же приобщиться к наблюдению за пятнами на солнце в телескоп (и посмотреть на солнце через светофильтры), который был специально подобран в духе позднесоветского времени. А также посмотреть на проекторе подборку оригинальных работ известного в рунете конкурса "СССР 2061". Помимо иллюстраций о будущем, можно было в любой день придти с друзьями и выбрать из афиши любой ролик, раскрывающий нашу выставку до новых подробностей. Завершающей нотой было прочтение главы из книги про яркого и самобытного архитектора Ивана Леонидова, название чьего проекта - "Город солнца" вошло в название выставки - "Архитектура коммунизма. Город солнца".
На память о нашем мероприятии и для того, чтобы не сбиться с пути, гостей выставки ждали открытки и наши календарики.
Под закрытие выставки в конце июля (выставка работала весь июль) прошла открытая лекция Леонида Федосова на тему “Архитектура коммунизма. Прошлое, настоящее, будущее”, перед которой гости приникали к окуляру уже современного электронного телескопа. Кто-то первый раз смотрел на солнечные пятна, а кто-то с открытия выставки уже сравнивал качество картинки. Так или иначе, а приобщение к межзвездному пространству давало нужный настрой перед такой глобальной, масштабной темой.
Лекция показала, что такую тему необходимо раскрывать последовательно, за один раз такой пласт материала не объять. Но и начало нельзя отсрочивать. Подобные пути развития общества имеют запрос. Нужно говорить о том, чего мы лишились, что требует своего раскрытия, имя под собой веские основания и богатое содержание.
Что имеют под собой объекты другой выставки, в чье пространство мы вторглись, осталось неизвестным, поскольку по задумке автора каждый объект должен быть снабжен объемным комментарием самого ваятеля. Но и сам внешний вид некоторых объектов выставки красноречиво говорил "о многом". В том числе и о том, что наш гость, как отмечалось в начале отчета, приходя, впитывал сначала космические пейзажи, знакомился с историей советского космоса, затем приобщался к архитектурным формам, вполне обнаруживая вдохновение создать нечто нетленное и прекрасное, устремленное ввысь, переходил к просмотру роликов о возможном будущем и в конце концов, в другом выставочном зале, посвященному современному искусству, телепортировался на планету Плюк из фильма "Кин-дза-дза":
Если на прошлой нашей выставке"20 лет без СССР":
"соседний выставочный зал посвященный стрит-арту, современному искусству, невольно стал продолжением нашей фотовыставки, где посетитель попадал в грядущее, наполненное темными, тяжелыми тонами в стиле современной компьютерной игры silent hill, где депрессивное преобладает при отсутствии светлых решений. Героинями грядущего были почившие наркоманки Эми Уайнхаус (известная певица) и Эди Седжвик (подруга Энди Уорхола).
Таким образом, из светлого прошлого, посетитель шел через перестройку в настоящее, где глазницы больниц, заводов, ферм, фабрик смотрели с укором и надеждой на восстановление, попадая в грядущее, где балом правит смерть."
то на новой выставке видно, что невольное дополнение соседним залом с современным искусством также имеет место быть - остановив развитие распадом СССР и создав территорию регресса, мы таким образом все оказались на какой-то чужой планете, в чужой среде среди ПЛЮКавеньких объектов внимания.
Как выйти из территории регресса?
Как дать ход новому и прекрасному, востребованному у большинства народа?
Как вызвать порыв к творчеству и увековечить себя в своем творении?
Как доказать, что коммунизм - это раскрепощение и пробуждение в каждом человеке высших творческих сил?
Все эти вопросы подспудно лежат в основе выставки "Архитектура коммунизма. Город солнца" и ждут своих ответов.