виртуальный клуб Суть времени

Социально-экономическое положение Западной Беларуси в период с 1921 по 1939 г.г.

Деятельность: 
Историческое достоинство

К празднованию годовщины Дня Воссоединения белорусского народа (17 сентября 1939 года) участниками ВКСВ в Беларуси была проведена тематическая встреча

             "Западная Белоруссия до 1939 г. Освободительный поход Красной Армии".

В рамках встречи был зачитан доклад на тему "Социально-экономическое положение Западной Беларуси в период с 1921 по 1939 г.г.". Текст доклада приводится ниже.

Социально-экономическое положение Западной Беларуси в период с 1921 по 1939 г.г.

Белорусские земли были включены в состав Польши 18 марта 1921 г. по Рижскому мирному договору и получили в исторической литературе название «Западная Беларусь». Поляки называли эти земли «кресы всходние» или «восточные окраины».

Это территория Гродненская губернии, Новогрудского, Пинского, части Слуцкого, Мозырского и Минского уездов Минской губернии, а также Ошмянский, Лидский, Виленский и Дисненский уезды Виленской губернии. Площадь составляла 112,9 тыс. кв. км, население к 1931 г. составляло 4,6 млн. человек. Около 70% населения составляли белорусы. Нужно уточнить, что еще в октябре 1920 г. Польшей были оккупированы некоторые районы Виленской губернии.

Промышленность

Составляя 24% территории и 13% населения, удельный вес промышленности Западной Беларуси составлял около 3%. Большая часть действующих предприятий были мелкими (до 20 рабочих) и занимались переработкой продукции сельского хозяйства и местного сырья, например, леса. С 1921 по 1936 гг. было высечено 400 тыс. га лесов. Более 70 % деловой древесины в необработанном виде вывозилось за границу. Основными товарами промышленного производства, которые экспортировались в другие государства, были лесоматериалы, скипидар, фанера, стекло, льноволокно, молочные продукты, мясо. Насчитывалось 127 предприятий с количеством рабочих более 20 человек, и только 19 из них имели более 100 рабочих. Это стеклозавод "Неман", спичечная фабрика в Пинске, табачная фабрика в Гродно, фабрика резиновых изделий в Лиде. Предприятия тяжёлой промышленности отсутствовали.

В промышленности, на транспорте было занято около 128 тыс. человек. Условия работы были тяжёлыми:

- рабочий день составлял 10-12 часов;
- заработная плата рабочих была в 2 раза ниже, чем в коренной Польше;
- в марте 1933 года был принят закон о рабочем времени, который дал возможность владельцам предприятий увеличить продолжительность рабочего, предусматривал уменьшение оплаты за сверхурочную работу, сокращал продолжительность отпуска с 8 до 4 дней;
- постоянное увеличение доли труда женщин и подростков, который оплачивался как неквалифицированный в 2 раза меньше, чем труд мужчин;
- практически отсутствовало пособие по безработице (в 1930 г. из 1000 зарегистрированных безработных в Пинске пособие получали только 70 человек, из 3000 в Гродно - 342 человека).

Кризис 1929-1933 гг. повлёк за собой закрытие 230 предприятий. Промышленность Западной Беларуси постепенно приходила в упадок. В 1938 г. она давала в 9 раз меньше продукции, чем промышленность БССР.

Вывод: Западная Беларусь являлась отсталой окраиной Польши и превратилась в аграрный придаток промышленных районов Польши, в рынок сбыта ее продукции, источник дешевого сырья и рабочей силы.

(см. таблицу в Приложении 1)

Земельный вопрос и сельское хозяйство

Земли в основном были во владении крупных помещиков и магнатов. Составляя 1% от всех хозяйств, они имели более 40% всех земельных угодий. В среднем на помещичье хозяйство приходилось 500 га, а на крестьянское хозяйство 7 га земли.
Большая часть бедных крестьян в поисках были вынуждены уехать за границу, в Западную Европу, США, Канаду, страны Латинской Америки. С 1921 г. по 1939 г. были вынуждены оставить Западную Беларусь 130 тыс. человек.

В середине 20-х были проведены некоторые реформы. В частности, в июле 1925 г. сейм Польши принял "Закон об осуществлении земельной реформы", который предполагал продажу некоторой части помещичьей и государственно земли мелкими участками, чтобы их могли приобрести мелкие крестьяне. Также выделялись участки в отдалении от деревень и населённых пунктов – хутора. На хутора были переселены 259,3 тыс. крестьянских хозяйств, что составило 43% хозяйств и 50% крестьянской земли.

Это привело к ликвидации чересполосицы, но не облегчило положения крестьянства, т.к., во-первых, средств для ведения хозяйства часто не хватало, что вынуждало крестьянина вновь возвращаться к помещику, а во вторых была исключена возможность любых коллективных начинаний, ликвидированы сервитуты – земли совместного пользования (выгоны, выпасы, сенокосы и другие). В-третьих, земельная реформа была использована для получения социальной опоры и укрепления политической власти. Часть земель было передано польским военным колонистам – осадникам, которые получали участки до 45 га по льготным ценам или бесплатно. С 1921 г. по 1930 г. в трёх западно-белорусских воеводствах поселилось 4436 военных осадника. Кроме того земли покупателями земли были торговцы, предприниматели, чиновники.

Всего было продано около 450 тыс. га помещицкой земли.

О налогах, которыми обкладывались крестьяне можно судить по косвенным признакам. Недоимки по налогам в 1934 г. составили 80 млн. злотых (при цене 1 га земли 610-830 злотых). Для ликвидации задолженностей проводились лицитации: распродажа имущества должника на публичных торгах. Например, в 1931 г. в Новогрудском воеводстве было проведено 12 053 лицитации.

В итоге, вначале 1930-х гг. среди сельского населения Западной Беларуси крестьяне-бедняки составляли около 70 %, середняки — 23 %, зажиточные крестьяне, осадники, шляхта — более 6 %. Положение к 1939 г. значительно не изменилось. При этом проводилась дискриминация белорусского населения.

«В сельских волостях, где живет белорусское население - должна быть, безусловно, поднята до высшего уровня материальная культура поляков. Это одно из принципиальных условий польской экспансии... Необходимо принять решение, чтобы всякий запас земли или частная парцелляция польских имений происходила при условии передачи земель в руки поляков и, если возможно белорусским элементам, то только проявляющим тенденции ополячивания. Пролетаризирующийся белорусский элемент, идущий из деревни в город, подлежит там вообще более быстрой ассимиляции чем в деревне... Речь идет о том, чтобы не уменьшать земельных владений поляков, ибо с точки зрения политики страны - стоят выше те, в чьих руках земля».
(запись из Государственного архива общественных объединений Гродненской области (ГАОО ГО), ф.6195, оп.1, д.28, л.4)

Социальная политика

Тяжелое социальное положение переплеталось с политическим бесправием и национальным угнетением. Правящие круги Польши нарушали положения Версальского договора, Рижского мирного договора и польской конституции 1921 г., которые декларировали «свободное развитие национальных меньшинств». А в 1934 г. Польша с трибуны Лиги Наций отказалась от трактата о «национальных меньшинствах».

Поляки не признавали за белорусской нацией право на существование. Жители Западной Белоруссии, как и белорусы, проживавшие на территории Польши, а это по разным сведениям от 1 до 1,7 млн. человек, были приравнены к территориально-диалектной группе и иногда назывались "тутэйшыми".

Властями проводилась политика полонизации белорусов. Для этого использовались различные методы. Закрывались белорусские школы. Если в 1919 гг. было около 400 белорусских школ, 2 учительские семинарии и 5 гимназий, то к 1938 году в Западной Беларуси осталось только 5 (а по некоторым сведениям ни одной) белорусских школ. При этом польских школ также было недостаточно, 2/3 населения было неграмотным. Белорусов, обучающихся в высших и средних учебных заведениях, насчитывались единицы.

Проявлялась нетерпимость к православным. Было объявлено о выведении православной церкви из-под юрисдикции Московского патриархата. Насильно распространялось католичество. Католическими священниками доказывалось, что католик – значит поляк. Власти надеялись, что путем распространения католицизма, польского языка Западная Беларусь через 10-12 лет станет этнографически польской. Фактически католическая церковь стала проводником государственной политики.

«В конце 20-х началось уничтожение православных святынь. В ходе "ревиндикации" в отобранных православных храмах ломали иконостасы, уничтожали произведения скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Наблюдались акты вандализма на православных кладбищах... польские власти стремились превратить православную церковь в инструмент полонизации западно-белорусского населения».
(выдержки из т.5 шеститомного исследования «Гiсторыя Беларусi»)

Тяжелое социальное и экономическое положение дополнялось государственным террором. Сопротивление крестьян самоуправству помещиков и осадников контролировалось полицией. На всей территории «кресов всходних» проводились карательные экспедиции, называвшиеся пацификацией, т.е. «усмирением»). Во время таких «мероприятий» разрушались дома крестьян, уничтожалась собственность, учинялись массовые избиения населения. После чего продолжалась политика запугивания: жителям деревень запрещалось зажигать вечером свет, собираться группами, ходить в другие деревни.
Ведущая роль в проведении террора принадлежала тайной политической полиции — дефензиве. Она широко использовала методы провокаций, клеветы, запугивания и физических пыток. В 1927 г., по неполным данным, в Польше насчитывалось 7000 политических заключенных, то в 1934 г. — 14 000, в 1935 — 16 000 и в 1937 г. — 6285 человек. Сотни коммунистов, революционеров ежегодно становились жертвами физических расправ. Особенно усилились репрессии в 1934г., когда был создан концентрационный лагерь в Берёзе-Картузской, через который прошло более 10 000 политзаключенных.
Была поставлена задача не простое физическое уничтожение, а слом человека как такового. Показательно, что опыт зверств и пыток перенимался у фашистской Германии.

Василий Ласкович, последний из выживших узников концлагеря в Берёзе-Картузской (умер в 2012 г.), о польском режиме: «Жестокость там была доведена до такого состояния, что превышала самые мрачные человеческие воображения. Заключенные подвергались не только физическим избиениям, но и психологическим истязаниям; польскими оккупантами ставилась задача подавить волю человека, растоптать его достоинство, а затем делать с ним, что угодно».

Политическая жизнь

Политика польских властей на территории Западной Беларуси вызывала недовольство большинства населения, что приводило к обострению борьбы за свои социальные и национальные интересы. Политические партии и организации делились на два лагеря: национально-демократический и революционно-демократический.
Белорусский Национальный комитет (БНК, 1921-1939) .

Белорусский крестьянский союз (1925-1928 г.г.) – попытка сейма организовать национально-крестьянскую партию.
Белорусская христианская демократия (БХД) – наиболее влиятельная организация, опиравшаяся на белорусов-католиков. Лидерами были ксендзы: А.Станкевич, В.Годлевский, И.Позняк. Центральным органом партии была газета «Белорусская криница». Программа БХД отстаивала основы буржуазного общества, не признавала классовой борьбы и придерживалась теории «самобытности Беларуси». В 1936 г. БХД была переименована в Белорусское национальное объединение.
(откуда ноги растут у нынешней оппозиционной БХД)

Во главе революционно-демократического лагеря стояла Коммунистическая партия Западной Беларуси (КПЗБ). К началу 30-х гг. она насчитывала 4 тыс. человек. Также большое кол-во членов партии находилось в тюрьмах. На территории Западной Беларуси действовало 7 окружных и 60 районных комитетов КПЗБ. ЦК КПЗБ издавал газеты «Чырвоны сцяг», «Партработник», журнал «Большевик».

Первыми организаторами КПЗБ были: С.А. Дубовик, С.А. Ментерс, А.С. Славинский, С.Т. Миллер. Секретарем ЦК КПЗБ с 1926 г. по 1936 г. был И.К. Логинович (П. Корчик). К руководящему активу КПЗБ принадлежали А.А. Ольшевский, Н.С. Орехво, А.Н. Аронштам и др.

Под руководством КПЗБ в январе 1924 г. был создан Коммунистический Союз Молодежи Западной Беларуси (КСМЗБ). Лидерами КСМЗБ были В.З. Хоружая, М.С. Майский, Н.Н. Дворников, С.Г. Анисов, С.О. Притыцкий (секретарь ЦК КПБ, председатель Президиума ВС БССР, заместитель председателя Президиума ВС СССР). и др. ЦК КСМЗБ издавал газету "Малады камунiст".

КПЗП приходилось действовала в условиях глубокого подполья и сильнейшего давления со стороны властей. Но несмотря на это из рядов Коммунистической партии Западной Белоруссии вышли видные белорусские государственные деятели, писатели, журналисты и ученые. Они были действительно народными заступниками и совестью белорусского народа. Это Кирилл Орловский, Василий Корж, Сергей Притыцкий, Максим Танк, Пилип Пестрак, Николай Орехво, Василий Ласкович и многие другие известные люди.

Партизанское движение

В западных районах партизанское движение возглавляли эсеры, на востоке – КПЗБ (командиры партизанских отрядов – Орловский, Ваушпасов). С апреля 1924г. до ноября 1925г. партизаны провели около 280 боевых операций. Против партизан были направлены войска. 30 ноября 1924 г. 2-ая конференция КПЗБ взяла курс на подготовку вооруженного восстания. Власти ужесточили репрессии. Только в Новогрудском воеводстве в апреле 1925г. было арестовано около 1400 человек. КПЗБ призвала остановить вооруженную борьбу. Осенью 1925г. партизанское движение остановилось.
Под влиянием КПЗБ депутаты сейма Тарашкевич, Рак-Михайловский, Метла, Волошин 24 июня 1925г. создали посольский клуб Белорусской крестьянско-рабочей громады (БСРГ). Цель: социалистическая революция, установление рабоче-крестьянской власти, объединение с БССР и строительство социализма. В мае 1926г. БСРГ оформилась как самостоятельная политическая организация, постепенно превратилась в массовую организацию, издавала газеты («Жыцце беларуса», «Народная справа», «Наш голас» и др.). В Громаду вступило более 200 коммунистов.

В конце 1926 г. сопротивление польским властям стало повсеместным. Правительство принимает решение разгромить Громаду. В ночь на 15 января 1927г. начались массовые аресты коммунистов и активистов Громады. Было брошено в тюрьмы 490 человек. 21 марта 1927г. Громада была официально запрещена.

В 1926 г. на волне подъема освободительного движения в Западной Беларуси ТБШ (товарищество белорусских школ, создано в 1921г.) выросло в массовую организацию. В 1928г. 430 кружков ТБШ объединяли 14 тыс. членов. В 1937 г. деятельность ТБШ запрещена.

В 1934г. польское правительство с трибуны Лиги наций отказалось от трактата «О национальных меньшинствах».
В 1934-1935 г.г. – усиление репрессий. Закрываются белорусские школы, библиотеки, кружки.
18 мая 1935 г. состоялся II съезд КПЗБ, который нацелил партию на создание единого рабочего и антифашистского фронта. Проходят забастовки.
В 1936-1937гг. спад политического движения, который вызван широким масштабом репрессий.

Вывод
«Поиграв в демократию» польское правительство Польши скатилось к фашистским методам воздействия на население. Со временем отношение к белорусам становилось всё более жестоким и бесчеловечным.

От «ополячивания»:

Выдержки из докладной записки белостокского воеводы Осташевского в министерство внутренних дел Польши «Проблемы укрепления польского владеющего положения в Белостокском воеводстве:
«Рано или поздно, белорусское население подлежит полонизации. Они представляют из себя пассивную массу, без широкого народного сознания, без собственных государственных традиций. Желая этот процесс ускорить, мы должны одолеть древнюю белорусскую культуру».
(ГАОО ГО, ф.6195, оп.1, д.28, л.16)

До «окончательного решения белорусского вопроса»:

Известный польский публицист того времени Адольф Невчинский на страницах газеты «Слово», которую редактировал ненавистник всего белорусского, русского Станислав Мацкевич, заявлял, что с белорусами нужно вести разговор языком «висельниц и только висельниц..., это будет самое правильное разрешение национального вопроса в Западной Белоруссии».

(доклад подготовил С. Карпук)

ВложениеРазмер
1 (сравнительный анализ положение Западной Беларуси и БССР).doc22.58 КБ