виртуальный клуб Суть времени

Площадь имени кого угодно, лишь бы не...

Аватар пользователя Скрябин Алексей

синтез

Храм Александра Невского, Новосибирский государственный художественный музей (Сибревком), бывшее здание Крайисполкома (ныне Правительство НСО), современное здание филармонии, стелла в честь 50-летия Победы, памятники Покрышкину, хирургу Юдину, архитектору Крячкову. Площадь Свердлова собрала вокруг себя ансамбль форм и архитектурных стилей, представляя взгляду прохожего все исторические этапы развития и становления города. «Каждая постройка как формирует своё пространство, так и участвует в формировании всей площади. Именно так органично складывается культура города, основанная на взаимном уважении совершенно разных взглядов. Такое пространство не просто комфортно, не только эстетически приятно, оно воспитывает горожан, оно становится символом узнаваемости города, его истории, его многолетней жизни» (архитектор И.В. Поповский).

Недавно новосибирская общественная организация, которая относится к патриотическому спектру общества, предложила переименовать площадь Свердлова. Исторические личности, особенно переломных эпох, часто не являются воплощением святости, однако время вплетает их имена в названия городов, улиц, площадей и делает эти имена неотъемлемой частью истории. Во Франции существует институт им. Робеспьера, и затереть имя деятеля у французов и мысли не возникает. Всякая новая власть называет улицы и площади по-своему, делая их имена памятниками эпохи. Но открывать «войну имён», от которой Новосибирск на протяжении последних сложных десятилетий счастливо удержался, значит вбивать клинья между группами нашего общество, которое только встало на путь консолидации.

Обратимся к совсем недавнему эпизоду нашей истории. Вспомним 2011 год, когда при президенте Медведеве «сверху» стали двигать программу десоветизации (программа «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении»). При всей масштабности идей программы в частности предлагалось на общефедеральном уровне произвести ревизию названий улиц, площадей и проч. с целью изъять названия, отражающие советскую эпоху. Прошло не так много времени, но кто вспомнит, что либеральные авторы того законопроекта, которых мы до сих пор видим на экране телевизора в обществе первых лиц государства, предлагали люстрацию чиновников, декларирующих симпатию к Советскому Союзу. Воплощение подобного законопроекта мы сейчас воочию наблюдаем на Украине.

Точку в истории с программой «десоветизации»-«десталинизации» поставил тогда переизбранный президент Путин в послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года: «Для возрождения национального сознания нам нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917-го и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития».

Запущенная тогда антисоветская волна обозначилась в регионах появлением инициативных групп, часто поддерживаемых местной властью, предлагавших переименовать улицы, перенести памятники советских деятелей и т. д. У жителей городов такие идеи поддержки не находили и встречали резкое неприятие большинства. Подобные примеры не единичны. В качестве яркой иллюстрации можно привести борьбу за восстановление незаконно снесенной в январе 2013 г. Краснознаменной группы в Екатеринбурге, установленной в 1973 г. в знак награждения города (тогда Свердловска) высшей государственной наградой — орденом Ленина. По сей день вопреки мнению большинства жителей и мнению экспертных сообществ местная власть продолжает выступать на стороне «антисоветчиков». С этой наиболее нашумевшей за последние годы попыткой борьбы с советскими символами подробно можете ознакомится на сайте екатеринбуржских товарищей.

Совсем неоднозначно выглядит желание очистить улицы городов от советских имен и символов на фоне событий на Украине. Нельзя сейчас не обратить внимание на очевидный феномен, что украинский «ленинопад» выражает глубинно антирусскую сущность его устроителей.

Сложно понять, чем питаются надежды «переименовщиков», когда все социологические опросы по всей стране говорят о том, что после двадцатилетнего периода вытеснения «советская идентичность» практически полностью реабилитирована в глазах подавляющего большинства народа, что советскость, выбитая в тень, снова становится созвучна сознанию и восполняет целостность идентичности русского человека, наряду с православием и русской культурой. Сейчас возможности таких инициатив лежат за пределами соборного решения вопроса: в области использования манипулятивных технологий и/или силового продавливания.

Сегодня антисоветские настроения не могут объединять народ, а противостояние России и Запада настолько остро, что необходимо искать точки согласия, которых у просоветского и православной частей народа предостаточно. А вынесение вопросов, которые могут послужить раздору, и проигрышно для страны в целом, и недальновидно для самих выносящих, которые, таким образом, будут выглядеть маргинальными.

Совершенно не случайно темой прошедшего в ноябре XVIII Всемирного русского народного собора стало "Единство истории, единство народа, единство России". В своем вступительном слове Патриарх Кирилл сказал:


«Единство народа неразрывно связано с единым пониманием его истории: с почитанием общих героев, с сохранением общих памятников, с общим торжеством в годовщины побед и с общей печалью в годовщины трагедий. При этом мы также признаем необходимость поиска и дискуссий для достижения согласия в интерпретации тех или иных событий прошлого, оценки исторических фигур».

«Народ, разделившийся в понимании своей истории, становится неспособным сохранить единство. Единство и традиция как сила, передающая, в том числе, ценности и культурный код нации, являются непременным условием того, чтобы общество в любой исторический период сохраняло свою целостность и единство. Такое трагическое разделение, происходящее тогда, когда люди теряют общее понимание своей истории, ведущее к расколу и провоцирующее гражданский конфликт, мы наблюдаем сегодня на Украине. Поэтому вопрос единого подхода к истории, вынесенный в название нашего Собора, надо рассматривать не как частный вопрос, не как проблему одной из научных дисциплин — как преподавать историю в школе, но как чрезвычайно важный вопрос государственного и национального бытия. Давайте все об этом задумаемся. Это проблема, которая должна решаться не только в рамках Министерства образования. Мы все должны принимать участие в обсуждении этих решений, чтобы не нанести через систему образования такой ущерб народной жизни, который потом будет очень тяжело и, может быть, даже невозможно исцелить».

«Сегодня нередко слышатся голоса, призывающие принять как некий эталон какой-либо один период нашей истории, одновременно принижая, умаляя и всячески критикуя значение других периодов. Кто-то идеализирует дореволюционное прошлое, не видя в советской эпохе ничего кроме гонений на Церковь и политических репрессий. Другие утверждают, что именно советский период был нашим золотым веком, за пределами которого — лишь социальное неравенство, коррупция и технологическая отсталость».

«На самом деле описание прошлого России требует сложной, многоцветной палитры. Черно-белой схемы здесь явно недостаточно. Более того, упрощения создают искаженную и разорванную картину истории, распадающейся на отдельные куски, подобно разбитому зеркалу. Нельзя повторять ошибки тех, кто по меткому выражению Александра Зиновьева, «целился в коммунизм, а попал в Россию».

«Единство исторического сознания должно поддерживать стремление преодолеть социальные распри. Навсегда должна остаться в прошлом имущественная пропасть между „барином“ и „мужиком“, как бы барин и мужик не назывались сегодня. Это та пропасть, которая до начала ХХ века отличала дореволюционную Россию и становилась источником социального напряжения. Точно также недопустимо и повторение антирелигиозных гонений, преследование людей за мирно выражаемые убеждения, подавление гражданских свобод».

Здесь «Суть времени» не только полностью разделяет принципиальную позицию Патриарха, но и на протяжении уже почти 4-х лет, сколько существует наша организация, прилагала и прилагает значительные усилия в деле возвращения единства исторического сознания.

Что же касается тех, кто время от времени выступает с идеями переименовать что-нибудь. Среди них, с одной стороны, есть субъекты, сознательно работающие на перепись социально-культурного кода, смену культурного ядра (вспомним идеи Анатолия Ракитова). И здесь не важно: будь они сторонники постмодернистских концепций или радетели национального на основе неоэтничности или неоязычества. С другой стороны, есть представители вполне здорового патриотизма со своими претензиями к советскому периоду в истории нашей страны. Последним хочется сказать, что борьба с символами и именами исторических эпох нашей страны, выражающаяся в вымарывании имен из топонимики городов, переносу или разрушению памятников, не лучший способ примирения эпох и объединения народа. Народа, состоящего из людей и общностей со своими представлениями о благе, в каких-то случаях общими, не вызывающими сомнений, по сути схожими, а в каких-то случаях и отличающимися.

P.S.

«Что же можем сделать мы, чтобы подняться к этим духовным высотам? Думаю, что мы должны взять из различных исторических периодов все по-настоящему значимое и ценное. Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века ХХ-го, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Синтез, который лежит за пределами привычной дихотомии «правые-левые». Синтез, который можно описать формулой «вера — справедливость — солидарность — достоинство — державность» — Патриарх Кирилл на Всемирном русском народном соборе 11 ноября 2014 г. (выступление Патриарха Кирилла на церемонии открытия XVIII Всемирного русского народного собора)